Файл: Нотариальные действия (сущность нотариального действия и условия его действительности).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нотариальное действие: общая характеристика
1.1 Понятие нотариального действия и условия его действительности
1.2 Понятие и виды нотариального производства
Глава 2. Стадии нотариального производства
2.1 Первая стадия - возбуждение нотариального производства
2.3 Третья стадия - совершение нотариального действия нотариусом
3.2 Процедурные отличия деятельности нотариуса и государственного регистратора
организаций и лиц, от имени и по поручению которых совершались нотариальные действия;
органов следствия, суда и прокуратуры по возбужденным гражданским и уголовным делам;
налоговых органов в случаях, установленных в Основах законодательства РФ о нотариате и НК;
нотариальной палаты при проведении проверок профессиональной деятельности.
Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции РФ.
Отказ в совершении нотариального действия. В целом ряде случаев нотариусы в связи отсутствием законных предпосылок не вправе совершать нотариальные действия, в связи с чем нотариальное производство завершается отказом в совершении нотариального действия. По изученной и известной нам нотариальной практике примерно от трети до половины обращений к нотариусам заканчиваются отказом в совершении нотариального действия в связи с отсутствием необходимых правовых условий. Связано это как с усложнившимся законодательством, высокой квалификацией нотариусов, так и с достаточно криминальным характером современного гражданского оборота, стремлением обойти закон и совершить неправомерное действие, прикрывшись авторитетом нотариального акта.
В соответствии со ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
совершение такого действия противоречит закону;
действие подлежит совершению другим нотариусом;
с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
сделка не соответствует требованиям закона;
документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Закон не требует во всех случаях письменно отказывать в совершении нотариального действия. В большинстве случаев достаточно устного разъяснения. Только по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, нотариус должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Некоторые положения по оформлению отказа в совершении нотариального действия содержатся в п. 7 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. N 91. Здесь сказано следующее.
Нотариус отказывает в совершении нотариального действия по основаниям, предусмотренным ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате.
В постановлении об отказе указываются:
) дата вынесения постановления;
) фамилия, имя, отчество нотариуса, вынесшего постановление, дата и номер приказа органа юстиции о назначении на должность нотариуса, его нотариальный округ или наименование государственной нотариальной конторы;
) дата обращения и сведения о лице, обратившемся для совершения нотариального действия (в соответствии с п. 2 Методических рекомендаций);
) о совершении какого нотариального действия просил обратившийся;
) мотивы, по которым отказано в совершении нотариального действия со ссылкой на законодательство;
) порядок и сроки обжалования отказа.
Постановление составляется в двух экземплярах, заверяется подписью нотариуса с приложением его печати и регистрируется в книге исходящей корреспонденции. Один экземпляр вручается или направляется лицу, которому отказано в совершении нотариального действия. Другой экземпляр постановления с подписью лица, которому вручено постановление, или с отметкой о направлении по почте (вручении) лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, оставляется в делах нотариуса.
Глава 3. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
3.1 Соотношение деятельности нотариуса и государственного регистратора по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Необходимость развитой, всеобъемлющей и доступной системы регистрации появилась одновременно с процессами приватизации государственного и муниципального имущества, когда на «правовом поле» России вместо единого собственника - государства появилось множество таких собственников в лице граждан, хозяйственных обществ и товариществ, произошло разграничение полномочий собственника между Российской Федерацией и ее субъектами, появилась собственность органов местного самоуправления. Поэтому принятие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и его правовое действие должно обеспечить учет и разграничение объектов недвижимости между самыми различными собственниками в России. Данный институт гражданского оборота был необходим достаточно давно. Вместо осуществления данных полномочий в основном на уровне органов местного самоуправления система регистрации должна реализовываться на государственном уровне - на уровне органов исполнительной власти России и субъектов Федерации.
Доказательность и правомерность права собственности может обеспечиваться самыми различными органами. Ведь для участников рынка недвижимости в конечном счете не важно, кто и как удостоверяет либо регистрирует право собственности на недвижимость, кем осуществляется данная деятельность. Для них важен тот уровень правовых гарантий, который обеспечит стабильность и бесспорность права собственности. Ведь ни одна правовая и организационная система не может обеспечивать в своей деятельности 100% КПД. Поэтому перед нами стоит задача создания такой системы, которая бы минимизировала риски участников рынка недвижимости, способствовала бы быстрому устранению помех и препятствий в реализации их законных прав, эффективному разрешению споров и возмещению причиненного ущерба.
До введения в действие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» организационная система, обеспечивающая гарантии участников рынка недвижимости, строилась следующим образом сообразно динамике взаимодействия участников гражданского оборота при заключении сделки с недвижимостью. Разделялись две разные и содержательные юридические процедуры: (1) согласования условий сделки и ее заключения и (2) ее регистрации, осуществлявшейся уполномоченными на то органами.
Первая процедура - согласование условий сделки и ее заключение с участием граждан происходит путем оказания правовой помощи сторонам сделки нотариусом, который в рамках нотариального производства, во-первых, обеспечивает проверку законности условий сделки, проверяет наличие всего необходимого фактического состава и подтверждение его документами, во-вторых, должен проверить истинное волеизъявление сторон, понимание ими значения своих действий, разъяснить правовые последствия совершаемых действий, проверить дееспособность. Все это охватывается понятием нотариального удостоверения, рамки которого установлены Основами законодательства РФ о нотариате и никак не сводятся вопреки ст. 163 ГК только к совершению удостоверительной надписи нотариусом.
Вторая процедура - регистрация осуществлялась различными учреждениями либо унитарными предприятиями, входящими в систему органов местного самоуправления.
Поскольку нотариальное удостоверение становится необязательным, то те функции, которые выполнял нотариус, должен выполнять хотя бы частично государственный регистратор. Поэтому сравним модель юридической деятельности, осуществляемой нотариусом в рамках нотариального производства и регистратором в рамках процедуры регистрации: что общего и отличного в их деятельности, какие пробелы нотариальной деятельности восполняются государственным регистратором и, наоборот, какие юридически значимые действия отсутствуют либо в деятельности регистратора, либо в деятельности нотариуса и регистратора одновременно. Именно такой сравнительный анализ функций и полномочий нотариуса и такого нового субъекта, как регистратор, в гражданском обороте может быть плодотворным и позволит увидеть нам недостатки и достоинства той или иной юридической процедуры.
Прежде всего, можно обнаружить значительное сходство основных составляющих деятельности нотариуса и регистратора. Так, процедура государственной регистрации должна обеспечивать правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; регистрация осуществляется путем совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (аналог удостоверительной надписи нотариуса); требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав (по ст. 18 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), аналогичны и текстуально совпадают с требованиями, установленными в ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате.
Здесь можно говорить о значительном сходстве деятельности государственного регистратора с деятельностью нотариуса, поэтому можно сказать и проще - произошло замещение в этой части функции нотариуса государственным регистратором, деятельность которого носит по целому ряду составляющих квазинотариальный характер, фактически возрождается государственный нотариат под названием государственной регистрации.
В чем же различие нотариальной и регистрационной деятельности? Оно в основном сводится к следующему. Нотариальная деятельность функционально имеет целью работу как с документами, так и с лицами, обратившимися для совершения сделки. Работа нотариуса - помощь на стадии согласования условий сделки, наличия в ней не только существенных (чем будет заниматься и государственный регистратор), но и удобных для сторон факультативных условий, которые желательно отразить с учетом сложившихся правил и обыкновений гражданского оборота в сфере недвижимости. Важным моментом нотариальной деятельности является выяснение истинной воли сторон, разъяснение последствий совершаемых юридических действий, определение дееспособности и понимания своих действий. Таким образом, нотариус работает как с документами, так и с самими правообладателями, как будущими, так и существующими. Его целью является защита экономически и юридически слабой стороны гражданского оборота.
Регистратор в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», работает в основном и преимущественно с документами, с конечным результатом - самой сделкой, проверяя лишь наличие ее существенных, обязательных условий. Его работа с самими правообладателями сводится только к принятию у них документов и проверке их личности, поскольку стороны должны передать регистратору уже согласованный и подписанный документ.
3.2 Процедурные отличия деятельности нотариуса и государственного регистратора
Теперь остановимся подробнее на отдельных процедурных отличиях деятельности нотариуса и регистратора в соответствии с юридической моделью деятельности, установленной Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».