Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленче­ских решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эф­фективность производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятий выражается в достигнутых финансовых результатах. Од­ним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельно­сти является прибыль - обобщающий качественный показатель эффек­тивности хозяйствования.

Прибыль является источником производственного и социаль­ного развития, занимает главенствующее место в обеспечении само­финансирования предприятий и объединений. Получая прибыль, каж­дое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общест­ва, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Актуальность и сложность выбранной тематики обусловлена влиянием множества факторов на размер прибыли и эффективность ее распределения, тем самым создавая необходимость исследования воз­никающих проблем применительно к конкретному предприятию. Мак­симизация выгоды является наиболее значимым и трудным элементом в разрезе управленческого учета предприятия. От детального изучения и анализа прибыли и выявления потенциальных факторов для ее роста будет зависеть рентабельность деятельности компании, обнаружение резервов для снижения себестоимости, расчет экономической эффек­тивности от внедрения того или иного мероприятия.

Исследованию формирования и использования прибыли пред­приятия уделяется значительное внимание, но, по-прежнему, сущест­вует множество вопросов и аспектов, связанных с выявлением резер­вов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения. Также возникают сложности в процессе анализа формирова­ния прибыли, обусловленные временными рамками признания и опре­деления сумм расходов и доходов, которые так и не нашли практиче­ского решения в современной литературе.

Целью курсовой работы является исследование формирования и использования прибыли предпри­ятия.

Исходя из конкретной цели, были определены следующие за­дачи:

  • раскрыть теоретические основы оптимизации формирования и использования прибыли в контексте страны и отдельного предпри­ятия;
  • произвести анализ формирования и использования прибыли предприятия, на примере СПб ГУП «Пассажиравтотранс»;

Объектом исследования является СПб ГУП «Пассажиравтот­ранс». СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо­Западного региона России. Предприятие обслуживает порядка 150 городских и пригородных маршрутов. Ежегодно автобусы перевозят более 300 млн. пассажиров.


В процессе исследования применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа эконо­мической информации, что позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и спрогно­зировать их дальнейшее развитие.

Теоретическую и методологическую базу исследования со­ставляют труды: Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., а так­же финансовая отчетность и оперативные материалы СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

В начале исследования определяется экономическая сущность прибыли и ее роль в развитии предприятия. Также описывается меха­низм формирования прибыли, его значимость и область применения. В дополнение описываются основные направления использования при­были предприятия.

Глава 1. Теоретические основы формирования и и использования прибыли предприятия

1.1 Понятие, функции и виды прибыли

Прибыль является важнейшей экономической категорией в деятельности любого коммерческого предприятия. Таким образом, прибыль можно назвать основным показателем финансовой деятель­ности предприятия, а ее максимизацию - основной целью дальнейшего развития предприятия.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать данную эко­номическую категорию, обратимся к интерпретации «прибыли» в ра­ботах некоторых авторов.

Так в своих работах профессор Савицкая Г.В. трактует финан­совый результат как «сумму полученной прибыли и уровень рента­бельности предприятия». Далее она определяет прибыль как «часть чистого дохода, которую непосредственно получают субъекты хозяй­ствования после реализации продукции». Автор разделяет прибыль на экономическую, бухгалтерскую и налогооблагаемую [1, с. 215].

Другие авторы, а именно Негашев Е.В. и Шеремет А.Д., отме­чают при анализе финансов и рентабельности предприятия, что «фи­нансовый результат деятельности предприятия выражается в измене­нии величины его собственного капитала отчетного периода» [2, с. 134]. По определению данных авторов, доходы и расходы от годовых отчетностей, в том числе нераспределенные, от хозяйственной и фи­нансовой деятельностей, а также от реализации продукции и услуг характеризуют эффективность работы предприятия. Главным же фи­нансовым результатом деятельности предприятия выступает чистая прибыль в отчетном периоде.


Несомненен тот факт, что трактовки понятия «прибыли» с по­зиции различных ученых по мере развития экономической теории по­стоянно изменялись и усложнялись.

Кроме того, следует отметить, что во многих источниках со­временной экономической литературы «прибыль» рассматривается как разница между доходами от хозяйственной деятельности и затратами на эту деятельность в денежном выражении.

Для более детального понимания данной экономической кате­гории, отметим функции, которые выполняет прибыль предприятия.

В первую очередь, прибыль характеризует экономический эф­фект, полученный в результате деятельности предприятия. Сам факт получения прибыли означает, что полученные предприятием доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Далее сле­дует отметить стимулирующую функцию прибыли. Прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Именно поэтому пред­приятие имеет в своих интересах получение максимальной прибыли, так как она является основой для расширения производственной и на­учно-технической деятельности, а так же становится основой социаль­ного развития предприятия и материального поощрения работников. В дополнение, прибыль является важнейшим источником формирования бюджетов разных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде на­логов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потреб­ностей, обеспечения выполнения государством своих функций, госу­дарственных инвестиционных, социальных и других программ, при­нимает участие в формировании бюджетных фондов. За счет прибыли выполняется и часть обязательств предприятия перед бюджетом, бан­ками, другими предприятиями и организациями. Та доля прибыли, которая не идет на уплату налогов и уплату дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Она может инвестироваться в активы предприятия, храниться в виде кассовых остатков или направляться на увеличение ликвидных активов.

Налогообложение является важным аспектом во взаимоотно­шениях предприятий и государства по поводу прибыли. Существен­ным в нашем законодательстве является факт обложения налогом при­были, исчисляемой по методологии и нормативным документам Нало­гового кодекса. В состав налогов входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги [3].

Как итог, можно утверждать, что прибыль является важной частью взаимоотношений на различных рынках и, в частности, показа­телем успешной работы конкретного предприятия [4].


Из выше упомянутого, мы приходим к следующему выводу - прибыль предприятия является основным фактором экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в це­лом.

Понятие «прибыль» многозначно и подразделяется на такие виды как [5]:

1. Валовая прибыль - это сумма прибыли (убытка) предпри­ятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за ми­нусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль - показатель эффек­тивности производства.

  1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, которая равна выручке от реализации (без НДС и акцизов, а так же косвенных нало­гов и сборов) за вычетом затрат на производство и реализацию (вклю­чаемые в себестоимость данной продукции). Если в условиях стабиль­ных оптовых цен прибыль предприятия возрастает, это свидетельству­ет о снижении суммарных индивидуальных затрат предприятия на производство продукции и реализацию. Прибыль от реализации - это показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации своей продукции.
  2. Прибыль до налогообложения отражается в балансе пред­приятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Данная прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельно­сти предприятия.
  3. Чистая прибыль (убыток) за отчетный период - это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия.

Для исчисления любой прибыли нужно учитывать уровни до­ходов и расходов предприятия. Подобные данные служат базой для расчета прибыли.

Так согласно бухгалтерской отчетности, понятие «доход» оз­начает увеличение экономических выгод, как следствие поступлений различных денежных и иных средств, имущества, а также других ак­тивов. Также доход есть погашение или выполнение требуемых обяза­тельств, влекущих за собой расширение капитала фирмы.

«Расходы» же предприятия трактуются как уменьшение эко­номических выгод в результате выбытия активов и возникновения обя­зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль.

В состав прибыли организации за финансовый период вклю­чаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные, чрезвычайные и другие прочие доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычай­ных расходов (см. рисунок 1.1).


предприятия (согласно бухгалтерской отчетности

Рисунок 1. Формирования показателей прибыли

Так доходами от обычных видов деятельности считаются вы­ручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связан­ные с выполнением работ и оказанием услуг.

В свою очередь, иными доходами признаются:

    1. Операционные доходы: различные поступления; прибыль в результате совместной деятельности; проценты, полученные за пре­доставление в пользование денежных средств организации.
    2. Внереализационные доходы: штрафы, пени, неустойки; прибыль прошлых лет; курсовые разницы и прочие внереализацион­ные доходы.
    3. Чрезвычайные доходы: страховые возмещения; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания активов и прочее.

Любое предприятие вправе самостоятельно признавать посту­пления иными или доходами от обыкновенной деятельности. Расхода­ми предприятия по обычным видам деятельности признают расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, непосредственно связанные с ока­занием услуг. Иные же расходы предприятия находят прямо противо­положное значение относительно доходов.

Прибыль от реализации продукции, как правило, главная со­ставляющая прибыли отчетного периода. Это разница между выруч­кой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. се­бестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На многих предприятиях на ее долю приходится порядка 90% общей суммы прибыли до налогообложения, и она является единственным источником ее формирования.

Абсолютные показатели прибыли весьма важны, однако они отличаются особой гибкостью в силу различных условий труда, изме­нения количественных затрат на производство, задействованных ре­сурсов и других факторов. Поэтому в качестве относительных показа­телей оценки финансовых результатов выступает система показателей эффективности деятельности предприятия для подведения итогов ра­боты предприятия и функционирования его подразделений.

Рассмотрим обобщающие показатели эффективности хозяйст­венной деятельности, которые используются для анализа качествен­ных факторов формирования прибыли. Для этого рассчитаем показа­тели рентабельности. Показатели рентабельности - это относительные величины, производные от прибыли. Величина рентабельности пред­ставляет собой соотношение эффекта относительно вложенного капи­тала или потребленных ресурсов, поэтому более полно отражает ре­зультаты хозяйственной деятельности предприятия.