Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и и использования прибыли предприятия
1.1 Понятие, функции и виды прибыли
1.2 Направления использования прибыли предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
2.2 Анализ формирования, распределения и использования прибыли СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Введение
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятий выражается в достигнутых финансовых результатах. Одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования.
Прибыль является источником производственного и социального развития, занимает главенствующее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Получая прибыль, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Актуальность и сложность выбранной тематики обусловлена влиянием множества факторов на размер прибыли и эффективность ее распределения, тем самым создавая необходимость исследования возникающих проблем применительно к конкретному предприятию. Максимизация выгоды является наиболее значимым и трудным элементом в разрезе управленческого учета предприятия. От детального изучения и анализа прибыли и выявления потенциальных факторов для ее роста будет зависеть рентабельность деятельности компании, обнаружение резервов для снижения себестоимости, расчет экономической эффективности от внедрения того или иного мероприятия.
Исследованию формирования и использования прибыли предприятия уделяется значительное внимание, но, по-прежнему, существует множество вопросов и аспектов, связанных с выявлением резервов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения. Также возникают сложности в процессе анализа формирования прибыли, обусловленные временными рамками признания и определения сумм расходов и доходов, которые так и не нашли практического решения в современной литературе.
Целью курсовой работы является исследование формирования и использования прибыли предприятия.
Исходя из конкретной цели, были определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы оптимизации формирования и использования прибыли в контексте страны и отдельного предприятия;
- произвести анализ формирования и использования прибыли предприятия, на примере СПб ГУП «Пассажиравтотранс»;
Объектом исследования является СПб ГУП «Пассажиравтотранс». СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом СевероЗападного региона России. Предприятие обслуживает порядка 150 городских и пригородных маршрутов. Ежегодно автобусы перевозят более 300 млн. пассажиров.
В процессе исследования применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации, что позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды: Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., а также финансовая отчетность и оперативные материалы СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
В начале исследования определяется экономическая сущность прибыли и ее роль в развитии предприятия. Также описывается механизм формирования прибыли, его значимость и область применения. В дополнение описываются основные направления использования прибыли предприятия.
Глава 1. Теоретические основы формирования и и использования прибыли предприятия
1.1 Понятие, функции и виды прибыли
Прибыль является важнейшей экономической категорией в деятельности любого коммерческого предприятия. Таким образом, прибыль можно назвать основным показателем финансовой деятельности предприятия, а ее максимизацию - основной целью дальнейшего развития предприятия.
Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать данную экономическую категорию, обратимся к интерпретации «прибыли» в работах некоторых авторов.
Так в своих работах профессор Савицкая Г.В. трактует финансовый результат как «сумму полученной прибыли и уровень рентабельности предприятия». Далее она определяет прибыль как «часть чистого дохода, которую непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции». Автор разделяет прибыль на экономическую, бухгалтерскую и налогооблагаемую [1, с. 215].
Другие авторы, а именно Негашев Е.В. и Шеремет А.Д., отмечают при анализе финансов и рентабельности предприятия, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» [2, с. 134]. По определению данных авторов, доходы и расходы от годовых отчетностей, в том числе нераспределенные, от хозяйственной и финансовой деятельностей, а также от реализации продукции и услуг характеризуют эффективность работы предприятия. Главным же финансовым результатом деятельности предприятия выступает чистая прибыль в отчетном периоде.
Несомненен тот факт, что трактовки понятия «прибыли» с позиции различных ученых по мере развития экономической теории постоянно изменялись и усложнялись.
Кроме того, следует отметить, что во многих источниках современной экономической литературы «прибыль» рассматривается как разница между доходами от хозяйственной деятельности и затратами на эту деятельность в денежном выражении.
Для более детального понимания данной экономической категории, отметим функции, которые выполняет прибыль предприятия.
В первую очередь, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Сам факт получения прибыли означает, что полученные предприятием доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Далее следует отметить стимулирующую функцию прибыли. Прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Именно поэтому предприятие имеет в своих интересах получение максимальной прибыли, так как она является основой для расширения производственной и научно-технической деятельности, а так же становится основой социального развития предприятия и материального поощрения работников. В дополнение, прибыль является важнейшим источником формирования бюджетов разных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных фондов. За счет прибыли выполняется и часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Та доля прибыли, которая не идет на уплату налогов и уплату дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Она может инвестироваться в активы предприятия, храниться в виде кассовых остатков или направляться на увеличение ликвидных активов.
Налогообложение является важным аспектом во взаимоотношениях предприятий и государства по поводу прибыли. Существенным в нашем законодательстве является факт обложения налогом прибыли, исчисляемой по методологии и нормативным документам Налогового кодекса. В состав налогов входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги [3].
Как итог, можно утверждать, что прибыль является важной частью взаимоотношений на различных рынках и, в частности, показателем успешной работы конкретного предприятия [4].
Из выше упомянутого, мы приходим к следующему выводу - прибыль предприятия является основным фактором экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом.
Понятие «прибыль» многозначно и подразделяется на такие виды как [5]:
1. Валовая прибыль - это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль - показатель эффективности производства.
- Прибыль (убыток) от реализации продукции, которая равна выручке от реализации (без НДС и акцизов, а так же косвенных налогов и сборов) за вычетом затрат на производство и реализацию (включаемые в себестоимость данной продукции). Если в условиях стабильных оптовых цен прибыль предприятия возрастает, это свидетельствует о снижении суммарных индивидуальных затрат предприятия на производство продукции и реализацию. Прибыль от реализации - это показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации своей продукции.
- Прибыль до налогообложения отражается в балансе предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Данная прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия.
- Чистая прибыль (убыток) за отчетный период - это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия.
Для исчисления любой прибыли нужно учитывать уровни доходов и расходов предприятия. Подобные данные служат базой для расчета прибыли.
Так согласно бухгалтерской отчетности, понятие «доход» означает увеличение экономических выгод, как следствие поступлений различных денежных и иных средств, имущества, а также других активов. Также доход есть погашение или выполнение требуемых обязательств, влекущих за собой расширение капитала фирмы.
«Расходы» же предприятия трактуются как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль.
В состав прибыли организации за финансовый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные, чрезвычайные и другие прочие доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов (см. рисунок 1.1).
предприятия (согласно бухгалтерской отчетности
Рисунок 1. Формирования показателей прибыли
Так доходами от обычных видов деятельности считаются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
В свою очередь, иными доходами признаются:
-
- Операционные доходы: различные поступления; прибыль в результате совместной деятельности; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации.
- Внереализационные доходы: штрафы, пени, неустойки; прибыль прошлых лет; курсовые разницы и прочие внереализационные доходы.
- Чрезвычайные доходы: страховые возмещения; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания активов и прочее.
Любое предприятие вправе самостоятельно признавать поступления иными или доходами от обыкновенной деятельности. Расходами предприятия по обычным видам деятельности признают расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг. Иные же расходы предприятия находят прямо противоположное значение относительно доходов.
Прибыль от реализации продукции, как правило, главная составляющая прибыли отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На многих предприятиях на ее долю приходится порядка 90% общей суммы прибыли до налогообложения, и она является единственным источником ее формирования.
Абсолютные показатели прибыли весьма важны, однако они отличаются особой гибкостью в силу различных условий труда, изменения количественных затрат на производство, задействованных ресурсов и других факторов. Поэтому в качестве относительных показателей оценки финансовых результатов выступает система показателей эффективности деятельности предприятия для подведения итогов работы предприятия и функционирования его подразделений.
Рассмотрим обобщающие показатели эффективности хозяйственной деятельности, которые используются для анализа качественных факторов формирования прибыли. Для этого рассчитаем показатели рентабельности. Показатели рентабельности - это относительные величины, производные от прибыли. Величина рентабельности представляет собой соотношение эффекта относительно вложенного капитала или потребленных ресурсов, поэтому более полно отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия.