Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
«Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения, Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы до доставки таким образом товара. На продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков, потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина СIР от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.
«Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта, на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны.
«Поставка с судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки.
«Поставка с пристани» означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагает на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара, также как и уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте.
«Поставка без оплаты пошлины» означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением (если это потребуется) любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения (за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за такие сборы должен нести покупатель, так же, как и за другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта.
«Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) любые сборы для импорта в страну назначения. Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии[20].
Следует иметь в виду, что не все перечисленные условия поставки правомерно применять при любом виде транспортировки. В международной торговле используются различные виды транспорта: авиационный, морской, железнодорожный, автомобильный[21]. Некоторые из условий Инкотермс применимы ко всем видам транспорта, но целый ряд имеет свою специфику, что отражено в табл. 2.2[22].
Таблица 2.2.
Классификация терминов Инкотермс по применяемым видам транспорта
Вид транспорта |
Термин Инкотермс |
Воздушный |
FCA |
Железнодорожный |
FCA |
Водный |
FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ |
Любой транспорт |
EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP |
Особенностью структуры Инкотермс является то, что каждый из терминов фиксирует позиции, соответствующие обязательствам сторон, каждое из которых сопрягается с противоположными обязательствами другой стороны: обязанности продавца — обязанности покупателя.
В составе этих позиций, отражающих принцип распределения не только обязательств, но и расходов между продавцом и покупателем, — предоставление товара в соответствии с контрактом (уплата цены); необходимость получения и оплаты экспортно-импортных лицензий, преодоление таможенных формальностей; оформление договоров перевозки и страхования; осуществление поставки (принятие поставки); оплата фрахта судов; определение момента перехода риска и перераспределение расходов; доставка товара в распоряжение перевозчика; уведомление покупателя (продавца); оформление документов на поставку, товаросопроводительных, транспортных и расчетных или предоставление соответствующей информации через электронную систему связи; проведение проверки товара, упаковка и маркировка и прочие обязательства[23]. Большая часть позиций отображена в таблицах 2.3 и 2.4[24].
Таблица 2.3.
Распределение затрат между поставщиком и покупателем по международным договорам поставки товара при использовании Инкотермс
Наименование затрат |
EXW |
FCA |
FAS |
FOB |
CFR |
CIF |
CPT |
CIP |
DAF |
DES |
DEQ |
DDU |
DDP |
Поставка товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Упаковка товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Маркировка товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Инспектирование товара |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Лицензии, разрешения по экспорту |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Лицензии, разрешения по импорту |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Таможенная очистка через третьи страны |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таможенные пошлины по экспорту |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таможенные пошлины по импорту |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Уплата страховых взносов |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Поиск перевозчика, Договор перевозки |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оплата фрахта |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Доставка товара до транспорта |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Погрузка товара на транспортное средство |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Разгрузка товара |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ расходы несет продавец
- расходы несет покупатель
В международной торговле из рассмотренных выше базисных условий наибольшее применение имеют условия FOB и CIF[25].
Конечной стадией рассмотренного этапа выступает процесс выбора формы расчета, условий платежа и способа его совершения.
При заключении контрактов купли-продажи продавец и покупатель согласовывают способы расчетов за поставляемые товары. Способы взаиморасчетов по претензиям и гарантиям обычно в контракте не оговариваются, поскольку подразумевается, что они будут осуществляться банковскими переводами.
Таблица 2.4.
Обязанности продавца и покупателя по предоставлению и оплате коммерческих документов в системе Инкотермс
Наименование док-ов |
EXW |
FCA |
FAS |
FOB |
CFR |
CIF |
CPT |
CIP |
DAF |
DES |
DEQ |
DDU |
DDP |
Фактура, упаковочный лист |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экспортная лицензия |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Транспортный документ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Страховой полис (основной транспорт) |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Импортная лицензия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сертификат происхождения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Консульская фактура |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ обязанности продавца
- обязанности покупателя
Платежи за поставляемые товары могут осуществляться авансом или против поставок товаров, а также комбинацией указанных способов. Требование со стороны продавца оплатить подлежащие поставке товары авансом является обычно проявлением недоверия к обязательности и финансовой состоятельности покупателя, а также желанием получить бесплатно дополнительные оборотные средства. Авансовый платеж является беспроцентным кредитованием продавца.
В международной торговле авансовые платежи на полные суммы контрактов между цивилизованными партнерами применяются крайне редко. Наоборот, в последние несколько десятилетий под влиянием острой конкуренции продавцы чаще продают товары, предоставляя покупателям рассрочки платежа с пониженными годовыми процентами[26].
Вид платежа определяют по моменту оплаты товара по отношению ко времени поставки. Выделяют расчеты за наличные – это те формы оплаты, которые производятся в период времени от готовности товара к отправке до момента перехода права собственности на него к покупателю, расчеты с отсрочкой платежа (в кредит), а также платежи с авансом. Обычно в международной торговле платежи производятся с использованием различных видов платежа. Так, аванс обычно составляет 5-10 % суммы сделки, наличными покупатель выплачивает 10-15 % контрактной цены товара, в кредит оплачивается оставшаяся часть суммы контракта, приблизительно 70-85 % стоимости сделки. Расчеты в кредит более выгодны покупателю, это дает ему возможность не изымать большое количество средств из оборота, продавец же заинтересован в наличной форме платежа.
В российской внешнеторговой практике на долю инкассовой и аккредитивной форм приходится до 85% платежей, ввиду отсутствия конвертируемости рубля, а также потому, что они лучше других обеспечивают двусторонние интересы участников внешнеторговых сделок[27].
Расчеты наличными производятся обычно в четырех основных формах: инкассо, аккредитив, банковский перевод и открытый счет, которые различаются по скорости получения платежей, степени надежности, а также стоимости. Определение вида платежа играет важную роль, поскольку может обеспечить защиту интересов как продавца, так и покупателя.
Аккредитив — это соглашение между банком и клиентом (покупателем), в соответствии с которым банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), берет на себя обязательство произвести платеж третьему лицу (бенефициару) на основании указания своего клиента,