Файл: ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
1.1 Определение процессного подхода
1.2 Принципы процессного подхода
1.3 Преимущества и недостатки процессного подхода
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
2.1 Характеристика программных продуктов для реализации процессного подхода
2.2. Сравнительный анализ программных продуктов для реализации процессного подхода
ВВЕДЕНИЕ
Важность ориентации предприятия на бизнес-процессы продиктована условиями времени. В современной экономической среде актуальность приобретает не только налаживание бизнес-процессов как одного из направлений работы с внутренней средой, но и приведение их в соответствие с быстро меняющихся требований внешней среды. Сегодня научные подходы к определению сущности дефиниции, типологии категории бизнес-процессов, определение их роли и взаимосвязей не являются единственными. Это затрудняет дальнейшие исследования в рассматриваемом направлении. Поэтому проблема формирования методологии управления бизнес-процессами и достижения практических результатов является актуальной и требует тщательного исследования.
Сосредоточение ученых на исследовании бизнес-процессов и активное их изучение проводилось в 90-е гг. ХХ в. Новые технологии и методы управления процессами требовали их стандартизации и структурирования с целью автоматизированного управления. Результатом этих исследований были многочисленные научные труды исследователей, совершивших значительный вклад в теорию бизнес-процессов. Среди них стоит отметить научные результаты Августа-Вильгельма Шеера, Деминга В., Зиндера Е.З. и др. Однако эти исследования проводились в техническом аспекте: были ориентированы на описание последовательности операций и бизнес-процедур, структурирование, классификацию бизнес-процессов, поиск взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.
В «новую эру конкуренции» важным является исследование бизнес-процессов не с точки зрения технической регламентации, а с точки зрения формирования добавленной стоимости, оптимизации по затратам и осуществление руководства бизнес-процессами. Важное значение в этом направлении исследования имеют научные результаты Таичи Оно, Дж. Вумек, Д.Т. Джонса, Бьорна Андерсена, М.Хаммера и Дж Чампи, Т. Дейвенпорт, Дж. Шорта, М. Портера, В. Миллара, В. Деминга, Дж. Харрингтона, К. Екселинга, Х. Биннера, Е. Зиндера, Е. Г. Ойхман и др.
Целью данной работы является исследование применения процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Задачами исследования являются:
- определить сущность процессного подхода;
- изучить принципы процессного подхода;
- рассмотреть преимущества и недостатки процессного подхода;
- привести характеристику программных продуктов для реализации процессного подхода;
- провести сравнительный анализ программных продуктов для реализации процессного подхода.
С целью выполнения определенных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение законодательной, нормативной и учебно-методической документации, анализ литературы для сравнения, сопоставления различных взглядов на исследуемую проблему; эмпирические: количественный и качественный анализ данных.
Теоретической и информационной базой исследования являются современные теории управления проектами, периодические публикации отечественных и зарубежных ученых, специализированная литература, периодические издания, аналитические данные по деятельности предприятия.
Особенности исследуемых проблем, цель и задачи исследования определили структуру дипломной работы, представленной вступлением, двумя разделами, заключением, списком литературы, включающего 55 источников. Работа изложена на 45 страницах.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
1.1 Определение процессного подхода
Развитие научной экономической мысли позволило систематизировать направления управления бизнес-процессами. Развитие науки о бизнес-процессах способствовал активному применению теории в практической деятельности крупных корпораций, концернов и консорциумов, которые в 80-х – 90-х гг. ХХ века были многопрофильными и малоэффективными. Ситуация изменилась после внедрения на этих предприятиях принципов управления бизнес-процессами и процессного подхода в целом. Яркими примерами корпораций, которые получили «второе дыхание» в результате внедрения и реинжиниринга процессов, стали General Electric, Toyota и Crysler. Наиболее полным отражением применения процессного подхода в менеджменте является управление предприятием как совокупность бизнес-процессов. Менеджмент бизнес-процессов, в отличие от менеджмента функций, делает управление более ориентированным на эффективность. В таком случае менеджеры организуют работу процесса (а не отдела), что делает возможным преодоление проблемы субоптимизации, которая является существенным препятствием не только в достижении эффективности предприятия, но и результативности (выполнение поставленных задач).
Результаты научных исследований отечественных ученых, в частности Кузьмина Е.Е. и Мельник А.Г. [1], свидетельствуют об исключительной эффективности применения процессно-структурного подхода в менеджменте. Его сущность заключается в объединении системного, ситуационного и процессного подходов. Применение такого подхода к руководству в практической деятельности освобождает менеджеров от необходимости оперативного управления различными функциями в компании. Однако, единого толкования категории бизнес-процессов в исследуемых источниках нет, поэтому проанализируем существующие подходы к идентификации сущности этой экономической категории. Так, по Большому толковому словарю современного русского языка [2], бизнес (пер. с англ. «деятельность») – это экономическая, коммерческая, биржевая или предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли.
Процесс – последовательная смена состояний или явлений, которая происходит закономерно; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий, средств, направленных на достижение определенного следствия (результата).
Сочетание номинальных определений понятий «бизнес» и «процессы» формирует первичное определение сущности категории «бизнес-процессов» как совокупности последовательных действий экономического, коммерческого, биржевого или предпринимательского характера, ориентированные на получение прибыли. Примерами бизнес-процессов могут выступать сбыт и снабжение, внешнеэкономическая деятельность, проведение рекламных кампаний и тому подобное. Лозунг многих нефтяных компаний «от месторождения до заправки» - это совокупность бизнес-процессов, которые формируют технологический цикл компании [3].
Однако, в современных условиях ведения бизнеса и для целей научного исследования такое определение не может быть применено, поскольку содержит поверхностную характеристику категории без толкования взаимовлияния бизнес-процессов, их значение в стратегическом аспекте функционирования предприятия.
По определению Август-Вильгельма Шеера [3], бизнес-процессы – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые превращают входной материал и / или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с заранее установленными правилами. Определение предоставляет четкое понимание сущности процесса, однако оно имеет определенные недостатки: во-первых, результатам осуществления бизнес-процессов во всей их совокупности является формирование добавленной стоимости в виде товара (услуги), а следствием выполнения отдельно взятого бизнес-процесса результаты, которые являются входом для следующего процесса, или конечным результатом цепочки создания стоимости. Во-вторых, входами бизнес-процессов, кроме материалов и информации, могут быть другие виды ресурсов предприятия [1]. Данное определение является технически ориентированным (сосредоточено на автоматизацию бизнес-процессов), а не на их оптимизацию или реинжиниринг под новые условия и потребности. Однако, понимание механизмов функционирования бизнес-процессов играет важную роль в их проектировании и оценке эффективности.
Заслуживает особого внимания определение, предложенное М. Хаммером и Дж. Чампи [4]. Бизнес-процессы – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которых «на входе» используется один или более видов ресурсов, в результате которой на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Суть определения демонстрирует применение функционального подхода, по которому бизнес-процессы своего рода «механизмом» (черным ящиком), которая превращает «входные» ресурсы в «результаты» на выходе. Вместе с этим, авторы не выделяют систематизированность и взаимосвязанность процессов, как их определяющую характеристику. Хотя уровень эффективности «выходных» результатов находится в прямой зависимости от степени достижения эффекта синергии бизнес-процессов внутри организации.
Значительный вклад в теорию бизнес-процессов сделали исследователи Томас Дейвенпорт и Джеймс Шорт [5, 6]. Согласно их научных результатов бизнес-процессом следует считать набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного «выхода» бизнес-деятельности [5].
В работе, ориентированной на формирование и оптимизацию инновационных бизнес процессов [6], приведены детальное определение: бизнес-процесс – это дискретная множество действий, спроектированных и структуру для производства определенного продукта (товаров / работ / услуг) для конкретного потребителя или рынка. Здесь приводится и такое определение: бизнес-процесс – структурированный набор действий, которые можно измерить (оценить экономически), и который создан с целью производства определенной продукции для клиента или рынка. Определение, сформулированное автором в [6], полнее отражает экономическую сущность бизнес-процессов, в отличие от предыдущего, в котором прослеживается исключительно техническая направленность на автоматизацию процесса.
Особого внимания заслуживает подход к определению бизнес-процессов, предложенный М. Портером и В. Милларом, который отражает сущность предложенного учеными «цепи создания стоимости». Бизнес-процессы – это комплекс видов деятельности, определяются точками «входа» и «выхода» и используют организационные ресурсы с целью создания ценности товаров / услуг для потребителя [7].
Весомый вклад М. Портера в аспекте определения границ бизнес-процессов. По его подходам, границы (конечные точки) бизнес-процессов – это те бизнес-процедуры, по результатам выполнения которых тратятся «организационные ресурсы» и формируется добавленная стоимость. Отсюда следует, что каждое предприятие является уникальным по совокупности бизнес-процессов, которые его формируют. Ведь специфика деятельности и все организационные факторы смещают границе раздела бизнес процессов в каждом конкретному случае. Другим важным следствием его научной работы является обоснование невозможности выделить на практике стандартные бизнес-процессы, которые имеют место в каждой организации. Ведь каждое предприятие является неповторимым по своей структуре, результатам деятельности, условиями конкуренции и формирования ценности.
Деминг В.Е. определяет бизнес-процессы как любые виды действий в функционировании организации [8]. Несмотря на значительный вклад В. Деминга в теорию бизнес-процессов и методологии соблюдения качества, данное определение является слишком общим, а иногда и ошибочным. Ведь, как уже отмечалось, не каждое действие в организации бизнес-процессом.
Согласно определению Д. Харрингтона и К.С. Екселинга [9], бизнес-процессы – это логический, последовательный, взаимосвязаны вязаный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат покупателю. Значимость научных результатов Д. Харрингтона и К.С. Экселинга заключается в том, что они разработали иерархию бизнес-процессов, выделив основной бизнес-процесс (объединяет несколько функций в рамках одной организационной структуры), подпроцесс (часть основного процесса, выполняет специфическую роль в функционирование организации), запад (действия, которые выполняются в рамках подпроцесса).
Определение структуры является общим и не дает четкого понимания сущности каждого компонента структуры бизнес-процессов, но отражает их иерархию, является важным моментом в понимании принципов функционирования бизнес-процессов.
По определению, рассмотренным Бьорном Андерсоном в своей работе [10] и разработанным учеными Ericsson Quality Management Institute г. Гетеборг [11], «бизнес-процесс – это последовательность логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для преобразования объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов, или продукции для удовлетворения потребностей внутренних и внешних потребителей».
По мнению Х. Биннера [12], бизнес-процессы – это система взаимосвязанных и взаимодействующих действий, конечными целями выполнения которых является создание продуктов / услуг, которые имеют ценность для внешних и внутренних потребителей.
Исследование понятия «бизнес-процессы» проводилось и на уровне международной регламентации и был предметом обсуждения на бизнес-форумах. Так, согласно регламентам ISO, бизнес-процессы – это ряд взаимосвязанных видов деятельности, превращаются в «входы» и «выходы» процесса [13].
Существует также и более технический подход к определению понятия: бизнес-процессы – это систематизированное и последовательное выполнение функциональных операций, которые приносят определенный заранее определенный результат [14]. Однако, такое определение более соотносится с понятием «бизнес-процедуры».