Файл: Учет поступления основных средств (на примере ООО "Артель-С").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводки при переоценке основных средств отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Переоценка основных средств

Название операции

Дебет

Кредит

Дооценка ОС

01

83

Дооценка начисленной амортизации

83

02

Уценка ОС

91/2

01

Уценка начисленной амортизации

02

91/1

Рассмотрим, как ведется бухгалтерский учет выбытия основных средств на конкретных примерах, какие при этом составляются проводки.

Учет в бухгалтерии при выбытии основных средств зависит от того, каким образом объект покидает предприятие[36].

В ООО «Артель-С» возможны два случая выбытия:

- списание основных средств — снятие объекта с учета по каким-либо не зависящим от воли предприятия причинам, это может быть, например, физический или моральный износ, кража, хищение.

- передача основного средства другим организациям (продажа, обмен, дарение, взнос в уставный капитал другого предприятия).

Первичные документы, на основе которых происходит выбытие объекта основных средств: при списании — акт о списании (форма ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), при выбытии в другую организацию (акт приема-передачи ОС-1, ОС-1а, ОС-1б). Также составляется приказ на списание основных средств

В заключение делается соответствующая отметка в инвентарной карточке объекта.

Если объект физически или морально износился и не пригоден к дальнейшему использованию, то его необходимо списать, то есть снять учета. Списывается объект по остаточной стоимости в прочие расходы предприятия.

Таблица 4

Бухгалтерские записи при выбытии основного средства при его списании (физический или моральный износ)

Название операции

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость объекта

01/2

01/1

Списана начисленная амортизация по данному объекту

02

01/2

Списана остаточная стоимость объекта основных средств

91/2

01/2

Продажа объекта основного средства оформляется через счет 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету сч.91 собираются все расходы, связанные с продажей, по кредиту — доходы в виде выручки. В качестве расходов может выступать остаточная стоимость ОС, транспортные расходы, расходы на демонтаж, НДС, рассчитанный с продажной стоимости.


По результатам реализации объекта ОС может быть посчитан финансовый результат (прибыль или убыток).

Проводки, которыми оформляют в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС в результате продажи, рассмотрим на конкретном примере (таблица 5).

Пример продажи основного средства: Основное средство стоимостью первоначальной 100 000 ООО «Артель-С» продает другому предприятию за 50 000. Открываем на счете 01 субсчет 2 «Выбытие ОС».

Определив остаточную стоимость объекта, как разницу между стоимостью ОС и начисленной амортизации, в данном примере остаточная стоимость = 100 000 — 20 000 = 80 000.

Таблица 5

Выбытие основных средств в результате продажи

Название операции

Сумма

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость ОС на субсчет «Выбытие ОС»

100 000

01/2

01/1

Списана начисленная амортизация по данному объекту

20 000

02

01/2

Списана остаточная стоимость ОС, предназначенного для продажи

80 000

91/2

01/2

Начислена выручка от его продажи

50 000

62 (76)

91/1

Начислен НДС по проданному ОС

9000

91/2

68

Если основное средство от ООО «Артель-С» передается другому предприятию в качестве взноса в уставный капитал, то вместо счета 62 (76) используется счет 58 «Финансовые вложения», проводкаД58 К01.

При дарении объекта остаточная стоимость со счета 01 переносится в дебет счета 91 проводкой Д91/2 К01/2, также по кредиту сч.91.2 собираются все прочие расходы по безвозмездной передаче объекта, в том числе НДС, рассчитанный с рыночной стоимости на аналогичный объект. Дохода в данном случае не будет. Финансовый результат от безвозмездной передачи — это убыток, который списывается проводкой Д99 К91/9[37].

Выше уже говорилось о том, что в ООО «Артель – С» бухгалтерский учет ведется автоматизировано с использование программы «1С – Бухгалтерия 8.2.». Программа «1С: Бухгалтерия» предназначена для автоматизации бухгалтерских операций. Учет основных средств не является исключением и реализован в программе с помощью соответствующих документов, проведение которых формирует необходимые бухгалтерские записи и печатные формы.

Для основных средств можно выделить следующие стадии жизненного цикла:

  • Поступление объекта основных средств;
  • Принятие объекта основных средств к учету;
  • Начисление амортизации;
  • Снятие с учета объекта основных средств.

Каждый из вышеприведенных этапов находит свое отражение в соответствующих бухгалтерских операциях.

Поступление объекта основных средств. Данная хозяйственная операция помогает определить первоначальную стоимость объекта основных средств, которая представляет собой сумму денежных средств, потраченных предприятием на покупку или создание объекта основных средств.

Например: ООО «Артель-С» приобрела у стороннего поставщика основное средство стоимостью 30 000 рублей, в т.ч. НДС 4 576,27 рублей. Первой учетной операцией будет являться отражение факта покупки объекта основного средства. Данную учетную операцию можно разделить на несколько этапов описанных ниже.

Создание соответствующей номенклатурной единицы в справочнике «Номенклатура». Справочник «Номенклатура» предназначен для хранения сведений о материалах, готовой продукции, товарах, оборудовании и других товарно-материальных ценностей. В типовой конфигурации справочник «Номенклатура» имеет несколько групп, выделение которых базируется на предметно-характерных особенностях товарно-материальных ценностей. Для ввода номенклатурных единиц, представляющих собой объекты основных средств организации, лучше использовать группу «Оборудование (объекты основных средств)». Данный перечень, можно изменять и дополнять новыми группами и номенклатурными позициями.

Для того чтобы создать новую номенклатурную единицу, соответствующую объекту основного средства, учет поступления которого отражается в настоящее время, необходимо зайти в группу «Оборудование (объекты основных средств) и нажать на клавишу «Добавить».

После выполнения вышеописанных действий перед пользователем появится окно создания номенклатурной единицы, в котором необходимо заполнить основные позиции.

После того, как вся необходимая информация внесена в соответствующие позиции карточки основного средства, следует нажать клавишу «Ок». Номенклатурная единица сохранится в справочнике.

После того, как номенклатурная единица была сохранена в справочнике, можно изменять любые данные, открыв карточку элемента.

Отражение факта покупки основного средства. Для того чтобы отразить факт покупки объекта основного средства, необходимо использовать документ «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование». Данный документ можно открыть через панель функций, выбрав вкладку «Покупка», в которой находится ссылка на документы журнала «Поступление товаров и услуг».


Нажав на ссылку «Поступление товаров и услуг», пользователь перемещается в соответствующий журнал документов. Для того чтобы добавить новый документ, нужно нажать на кнопку «Добавить», после чего выбрать вид операции документа.

После выполнения вышеуказанных действий следует подтвердить свой выбор, нажав на кнопку «Ок». Вследствие этого откроется форма для заполнения документа «Поступление товаров и услуг», основные позиции которой необходимо заполнить.

К заполнению формы «Поступление товаров и услуг» можно дать следующие пояснения:

-Контрагент – юридическое или физическое лицо, у которого предприятие приобретает объект основных средств (создается в соответствующем справочнике «Контрагенты» аналогично номенклатурной единице).

-Договор – договор с контрагентом на покупку основного средства (подчинен справочнику «Контрагенты» и имеет вид «С поставщиком»).

-Склад – название склада, на который поступает объект основного средства.

-Табличная часть – может содержать несколько элементов и представляет собой список основных средств, приобретаемых предприятием у данного контрагента.

-Номенклатура – номенклатурные единицы из справочника «Номенклатура». В нашем примере это «Основное средство №1», созданное в справочнике вышеперечисленными методами.

-Количество – реальное количество приобретаемых объектов основных средств.

-Цена – стоимость одного объекта основных средств.

После того, как табличная часть документа «Поступление товаров и услуг» заполнена, необходимо внести дополнительную информацию для проведения данной бухгалтерской операции на вкладках «Счета расчетов», «Дополнительно» и «Счет-фактура».

На вкладке «Счета расчетов» отражается информация о счетах расчетов с поставщиком. Для нашего примера будем использовать счет 60.01.

На вкладке «Дополнительно» вносятся сведения о грузоотправителе и грузополучателе товарно-материальных ценностей. Они необходимы для корректного формирования печатных форм.

На вкладке «Счет-фактура» указываются данные о предъявленном счете-фактуре. Они используются для автоматического формирования книги покупок.

После того, как вся нужная информация разнесена по соответствующим позициям, следует провести документ, нажав на кнопку «Ок».

Для того чтобы посмотреть бухгалтерские записи, сформированные данным документом, следует нажать на клавишу «Дт/Кт», расположенную в верхней панели журнала документов «Поступление товаров и услуг».


Результат проведения документа выводится в отдельном окне. На основании формы, можно сделать вывод, что после проведения документа «Поступление товаров и услуг», сформировались следующие бухгалтерские записи:

Дт 08.04 Кт 60.01 25 423,73 руб.

Дт 19.01 Кт 60.01 4 576,27 руб.

Первая бухгалтерская запись отражает поступление объекта основных средств, а вторая – выделение НДС из суммы покупки[38].

После того, как приобретение объекта основных средств было проведено по регистрам бухгалтерии, следует приступать к следующей стадии учета.

Принятие объекта основных средств к учету. Для того чтобы правильно оформить принятие к учету объекта основных средств, необходимо выполнить следующие этапы:

1. Создание соответствующего элемента в справочнике «Основные средства». Справочник «Основные средства» предназначен для хранения информации об объектах основных средств.

После того, как пользователь перейдет в справочник «Основные средства» одним из вышеперечисленных способов, откроется перечень объектов основных средств предприятия. Для того чтобы внести новый элемент в справочник необходимо нажать на клавишу «Добавить».

Так же, как и любой справочник программы «1С: Бухгалтерия», справочник «Основные средства» позволяет пользователю добавлять в него неограниченное количество элементов, а также объединять их в группы.  В открывшемся окне следует внести информацию об объекте основного средства во вкладке «Основные сведения».

Основными данными для корректного бухгалтерского учета выступают «группа учета ОС» и «амортизационная группа». Остальные сведения носят информационный характер и необходимы для формирования печатных форм.

После того, как все данные были занесены, следует сохранить объект основного средства, нажав на кнопку «Ок».

Внесенные сведения можно дополнять и изменять в этой же карточке основного средства.

2. Создание документа «Принятие к учету основного средства». Данный документ предназначен для принятия к учету объекта основного средства.

После нажатия на ссылку «Принятие к учету ОС» пользователь переходит в соответствующий журнал документов. Для того чтобы добавить новый документ, необходимо нажать на кнопку «Добавить» и выбрать вид операции документа «Оборудование».

После того, как пользователь нажмет на клавишу «Ок», перед ним развернется форма для заполнения нового документа «Принятие к учету ОС». 

Она содержит три вкладки «Основные средства», «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет». Для корректного принятия к учету объекта основных средств необходимо последовательно заполнить информацию о нем на каждой из указанных вкладок так, как это показано на рисунках 18, 19 и 20.