Добавлен: 29.10.2019

Просмотров: 1137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение:


  1. Определяем коэффициент динамичности:


.



Рис.15.6


  1. Определяем динамическое усилие в тросе:


кН.


  1. Вычисляем динамическое напряжение в тросе:

МПа.


4. Расчетная схема балок приведена на рис.15.6,б. Максимальный изгибающий момент в балках от веса лебедки , динамического усилия в тросе и собственного веса балок:


кНм,


где кН/м – вес одного метра швеллера №20.


  1. Определяем максимальные нормальные напряжения в балках:


МПа.


Пример 15.3. Чугунный стержнень круглого поперечного сечения, несущий на свободном конце груз (Рис.15.7), вращается вокруг горизонтальной оси с постоянной угловой скоростью с-1. Определить величину груза , при котором произойдет разрушение стержня, если предел прочности чугуна при растяжении равен МПа, о объемный вес кН/м3.



Рис.15.7


Решение:


  1. Вычислим суммарную инерционную силу, вызванную вращением груза и стержня:


.

  1. Полное динамическое усилие в стержне:


.


  1. Условие разрушения стержня имеет вид:


.


  1. Разрушающее значение силы равно:

Н.


Пример 15.4. Наибольшая безопасная окружная скорость для чугунных маховиков принимается равной м/с. Пренебрегая влиянием спиц и считая удельный вес чугуна кН/м3, определить наибольшее растягивающее напряжение в ободе маховика при указанной окружной скорости.


Решение:


Наибольшее растягивающее напряжение в ободе маховика определим из формулы:


МПа.


Пример 15.5. Скорость вращения чугунного маховика за время секунды равномерно изменяется с об/мин до об/мин. Обод маховика весит кН, радиус инерции его равен см. Определить величину крутящего момента и наибольшего касательного напряжения , возникающего вследствие этого изменения скорости вала, на который насажен маховик, если диаметр вала равен мм.


Решение:


  1. Определяем величину ускорения вращения вала:


с -1.


2. Определяем величину крутящего момента, возникающего вследствие изменения скорости вала:


кНм.


3. Определяем максимальные касательные напряжения, возникающие в вале:


МПа.


Пример 15.6. На вал диаметром мм насажен маховик с моментом инерции Нмс2. Скорость вращения вала равна об/мин. Внезапно начинает действовать тормоз, останавливающий маховик через оборотов. Вал с маховиком отключаются от двигателя до пуска в ход тормоза. Определить величину наибольшего касательного напряжения в вале. Трением в подшипниках пренебречь.


Решение:


  1. Определяем ускорение, возникшее в результате торможения:


1/мин2.


  1. Определяем время до остановки:


об.


Откуда:


мин = 6 с.


  1. Определяем величину крутящего момента:


кНм.

  1. Вычисляем максимальные касательные напряжения в вале:


МПа.


Пример 15.7. Кожаный ремень шириной см и толщиной мм перекинут через шкив диаметром м и передает мощность л.с. Шкив вращается с постоянной скоростью и делает об/мин. Вес 1см3 ремня равен 10Н ( кН/м3). Определить напряжения в ремне без учета и с учетом возникающих в нем сил инерции, если отношение усилий в набегающей и сбегающей ветвях ремня равно .


Решение:


  1. Определяем величину внешнего момента, который передает вал при вращении:


кНм.


2. Крутящий момент, действующий в вале, равен по величине внешнему и складывается из моментов, которые создают усилия в ветвях ремня:


кНм,


откуда

кН.


Натяжение в набегающей ветви без учета сил инерции будет в 2,5 раза больше: кН

3. Напряжение в набегающей ветви ремня без учета влияния сил инерции найдем, разделив усилие в ней на площадь поперечного сечения:


МПа.


4. При учете сил инерции, возникающих в ремне, усилия в ветвях ремня увеличатся на величину:

.


Дополнительные напряжения от влияния сил инерции составят:


МПа.


Суммарные напряжения в ремне будут равны:


МПа.



Пример 15.8. Груз весом Н вращается с постоянной угловой скоростью с–1 в горизонтальной плоскости, удерживаемый стальной пружиной, имеющей до деформации длину см (Рис.15.8). Найти удлинение пружины и наибольшее касательное напряжение в ней, если она имеет витков при среднем радиусе витке см и радиусе проволоки мм. Трением груза о гризонтальную плоскость пренебречь.



Рис.15.8


Решение:


1. Определяем динамическую силу, возникающую в пружине при вращении:

, (а)


где масса груза; удлинение пружины, вызванное силой инерции; модуль сдвига.

Из уравнения (а) динамическая сила равна:


Н.


  1. Вычисляем удлинение пружины :

м.


3. Определяем максимальные касательные напряжения, возникающие в пружине:

МПа.


Пример 15.9. Валик и жестко связанный с ним ломаный стержень того же поперечного сечения вращаются с постоянной угловой скоростью вокруг оси АВ (Рис.15.9). Диаметр валика мм. Определить допускаемое число оборотов валика в минуту при допускаемом напряжении МПа и удельным весом материала кН/м3. Длина участка ломаного стержня м.



Рис.15.9

Решение:


1. Составим расчетную схему (Рис.15.9,б). Для этого приложим к элементу DK распределенную нагрузку интенсивности , вызванную вращением валика вокруг оси , а также равнодействующую сил инерции , возникающую в вертикальном стержне CD. Для удобства расчетов выразим равнодействующую сил инерции через интенсивность распределенной нагрузки .


2. Найдем опорные реакции в сечениях А и В. Для этого составим два уравнения равновесия в общем виде:


;


.


Решая эти уравнения относительно опорных реакций, находим:


; .


3. Разбиваем раму, изображенную на рис.15.9,б, на участки, выбираем точку наблюдения, проставляем на каждом участке характерные сечения, вычисляем в этих сечениях в общем виде изгибающие моментов и строим эпюру изгибающих моментов (Рис.15.9,в).

4. Определяем расчетное значение изгибающего момента. Расчетным является максимальный изгибающий момент, действующий в сечении С:


.


5. Вычисляем в общем виде максимальные нормальные напряжения в валике, вызванные силами инерции, и записываем условие прочности:


.


6. Из условия прочности определяем допускаемую угловую скорость вращения валика:


с –1.


Или

об/мин.


Пример 15.10. Сплошной стальной диск одинаковой толщины вращается с постоянной угловой скоростью с–1 вокруг центральной оси, перпендикулярерй к его срединной плоскости. Определить наибольшее нормальное напряжение в диске, если его диаметр м.


Решение:


Для сплошного диска радиальные и окружные напряжения определяются с помощью выражений (15.33) и (15.34):


;


.


Максимальные напряжения возникают в центре диска при и определяются с помощью формулы (15.35):


МПа.


Пример 15.11. Равномерно впащающийся вокруг центральной оси, перепендикулярной к его срединной плоскости, стальной диск постоянной толщины, диаметром см имеет центральное отверстие диаметром см. Определить наибольшее допускаемое число оборотов диска, при котором максимальное нормальное напряжение в нем не превысит МПа.


Решение:


1. Для дисков с отверстием запишем условие прочности по третьей теории (15.29)


(а)


и определим значения коэффициентов и , входящие в это уравнение:

; (б)


; . (в)


2. Подставим (б), (в) в (а), откуда найдем величину максимально допускаемой угловой скорости:


с –1


или


об/мин.



15.4. Расчет на прочность при ударных нагрузках. Техническая теория удара


Под ударом следует понимать взаимодействие движущихся тел в результате их соприкосновения, связанное с резким изменением скоростей точек этих тел за весьма малый промежуток времени. Время удара измеряется в тысячных, а иногда в миллионных долях секунды, а сила удара достигает большой величины, например, удар падающего груза при забивке свай, действие кузнечного молота на кусок металла при ковке и т.д. При расчете конструкций, подверженных удару, приходится иметь дело не с ускорениями, а с импульсом силы удара. Поэтому принцип ДАламбера (кинетостатики) при ударе не работает.


В физике различают две фазы удара. В первой фазе центры тяжести соударяемых тел сближаются, а сила взаимодействия между телами возрастает, достигая максимального значения в момент наибольшего сближения тел, когда скорость относительного движения обращается в ноль.

Во второй фазе (фазе восстановления) центры тяжести тел удаляются друг от друга, силы взаимодействия уменьшаются, обращаясь в ноль в конце удара, когда прекращается контакт тел, или в постоянную величину, если удар не является абсолютно упругим. Происходит быстрый обмен энергиями между ударяющим и ударяемым телами. Такой удар считается отскакивающим. Учет такого удара связан с изучением местных деформаций в окрестностях контакта (так называемая контактная задача теории упругости), а также с изучением явления волнового распространения деформации в упругом теле. Задача оказывается сложной, поэтому при инженерных расчетах используется приближенная техническая теория удара, основанная на следующих гипотезах:

1. Удар является прилипающим в отличие от упругого удара, рассматриваемого в физике. При прилипающем ударе оба тела начинают двигаться совместно.

2. Напряжения в стержне не превышают предела пропорциональности, выполняется закон Гука, модуль упругости остается таким же, как и при статическом нагружении.

3. Деформации распространяются по телу мгновенно.

4. Напряженно-деформированные состояния тел при статическом и динамическом нагружении подобны.

5. Вся кинетическая энергия удара переходит в потенциальную энергию упругой деформации (потерь энергии нет).



15.5.Обобщение динамического коэффициента


Рассмотрим подробнее гипотезу технической теории удара №4. Гипотеза утверждает наличие подобия между напряженно-деформированными состояниями при статическом и динамическом нагружениях. Это подобие между динамическими и статическими усилиями, напряжениями и , деформациями и может быть выражено с помощью коэффициента динамичности в виде:


. (15.38)


Установим связь между потенциальной энергией деформации, накапливаемой в теле при ударе, и потенциальной энергией при статической нагрузке.

Общее выражение для потенциальной энергии деформации при статической нагрузке имеет вид:


. (15.39)


Аналогичный вид принимает общее выражение для потенциальной энергия при динамической нагрузке:


. (15.40)


Здесь: любое внутреннее усилия ( , , и т.д.); жесткость поперечного сечения при любом виде деформации ( , , и т.д.).

Выразим динамическое усилие через статическое из (15.38) и подставим в (15.40). Получим:


. (15.41)


Дополним ряд соотношений (15.38) полученным соотношением между динамической и статической потенциальными энергиями:



. (15.42)


Анализируя последнее выражение, приходим к выводу, что, зная коэффициент динамичности и статические усилия, напряжения, преремещения, потенциальную энергию и т.д., можно найти динамические значения усилий, напряжений, преремещений и потенциальной энергии. В частности, условие прочности при ударе можно записать в виде:


. (15.43)




15.5. Вывод формулы для коэффициента динамичности при ударе


Сразу же отметим, что формула для коэффициента динамичности будет одинаковой независимой от вида деформации.

Рассмотрим балку, на которую с некоторой высоты падает груз . На балке в том сечении, в котором просходит удар, находится груз (Рис.15.10).



Рис.15.10


В соответствии с принятой гипотезой удар будем считать прилипающим (абсолютно неупругим). В этом случае оба груза объединились в один ( + ), который, продолжая перемещаться вниз, изгибает балку.

Пятая гипотеза технической теории удара утверждает, что вся кинетическая энергия удара переходит в потенциальную энергию деформации ( ).

Кинетическую энергию определим по формуле:


. (15.44)


Потенциальная энергия деформации, накапливаемая в балке при действии динамической нагрузки, равна:


. (15.45)

Коэффициент в формуле (15.45) берется потому, что сила меняется от нуля до своего конечного значения.

Приравнивая значение кинетической єнергии (15.44) величине потенциальной энергии деформации (15.45), получим:


. (15.46)


Выражая динамическое перемещение и подставляя в формулу (15.46), имеем:



или после некоторых преобразований


. (15.47)


Уравнение (15.47) имеет два корня:


. (15.48)


Из двух корней (15.48) оставляем положительный:


. (15.49)


Таким образом, окончательно динамический коэффициент при ударе принимает вид (15.49).

Полученное решение является приближенным, так как при выводе формулы (15.49) не был учтен целый ряд факторов, а именно: удар считался неупругим, в реальной системе он является частично упругим. Не были учтены местные деформации в точке, по которой наносится удар. Учет местных деформаций может оказать существенное влияние на окончательный результат. Из-за сделанных отступлений от реальных условий формула (15.49) дает завышенное значение динамического коэффициента.

Если масса на балке отсутствует, т.е. , а тело падает на невесомую балку, то динамический коэффициент будет равен:


. (15.50)


Из формулы (15.50) следует, чем больше статическое удлинение , тем меньше динамический коэффициент. Чем больше жесткость системы, тем больше величина ударной силы. Уменьшить силу удара можно, увеличив . При продольном ударе, чем больше длина стержня и меньше его жесткость, тем меньше динамический коэффициент, а, следовательно, меньше динамическая сила и динамические напряжения. Этим можно объяснить то, что при буксировке тяжелых барж канаты, соединяющие буксирный катер с баржей, имеют большую длину. Короткие канаты при случайцном ударе, возникающем вследствие различных причин, не выдерживают динамичесой нагрузки и разрываются.