Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 726
Скачиваний: 6
ТАБЛИЧНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ
Тема 12. Общие сведения о табличном процессоре EXCEL
Структура рабочего окна. Основные принципы работы табличного процессора. Перемещение по рабочей книге и рабочему листу. Управление просмотром. Работа с меню и панелями инструментов. Получение справочной помощи. Работа с несколькими рабочими листами. Управление диалогом с пользователем. Настройка параметров.
Тема 13. Создание, форматирование и вывод таблиц.
Ввод данных в таблицу. Правка таблицы. Выделение ячеек. Исправление и удаление. Копирование в таблице. Использование буферной памяти. Числовые форматы. Выравнивание содержимого ячеек. Оформление таблицы. Применение рамок, узоров и заливка ячеек. Защита клеток. Работа со стилями оформления. Управление выводом таблицы на печать. Параметры страницы. Режим предварительного просмотра. Использование колонтитулов. Нумерация страниц. Печать отчетов.
Тема 14. Организация вычислений в таблицах.
Создание и использование формул. Адресация данных. Виды ссылок. Создание и использование имен диапазонов ячеек, строк, столбцов. Применение в вычислениях стандартных функций. Виды функций. Математические и логические функции. Функции даты и времени. Статистические функции. Функции просмотра и ссылки. Функции баз данных. Финансовые функции. Копирование формул. Обработка ошибок в расчетных формулах. Способы организации вычислений.
Тема 15. Создание и редактирование диаграмм.
Элементы диаграмм. Типы диаграмм. Технология создания диаграмм. Средства форматирования диаграмм. Управление динамической связью диаграммы и исходной таблицы.
Тема 16. Основные средства обработки таблиц.
Формирование итогов и сводных таблиц. Группировка строк и столбцов. Консолидация таблиц и их частей. Процедура транспонирования данных. Работа со списками: сортировка записей, фильтрация данных.
Тема 17. Обеспечение безопасности и защиты информации.
Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну. Основные параметры безопасности информации: конфиденциальность, аутентификация. Криптографические методы защиты информации. Защита программ и данных. Защита информации в операционных системах. Защита информации в сетях. Защита информации в СУБД. Аппаратное обеспечение средств защиты. Способы противодействия несанкционированному доступу.
Приложение В
Пример выполнения контрольной работы части 2
Составить таблицы следующего вида:
Сведения о студентах
Фамилия |
Номер зачетной книжки |
Номер группы |
Дата рождения |
|
|
|
|
Ведомость успеваемости
Номер зачетной книжки |
Математика |
Экономика |
Информатика |
|
|
|
|
Заполнить первые две таблицы данными о 15 студентах. С помощью справочной таблицы должна автоматически заполняться итоговая таблица и рассчитываться общая сумма.
Выплата стипендии
Фамилия |
Средний балл |
Стипендия |
|
|
|
Стипендия рассчитывается следующим образом:
Размер базовой стипендии (400 рублей) заносится в отдельную клетку таблицы. Размер стипендии каждого студента определяется в соответствии со средним баллом, следующим образом:
Средний балл |
Размер стипендии |
5 |
Базовый размер увеличивается на 50 % |
От 4,5 до 5 |
Базовый размер увеличивается на 15% |
От 4 до 4,5 |
Базовый размер |
Меньше 4 |
Стипендия не начисляется |
Построить объемную столбиковую диаграмму начисления стипендии по группам, корректируемую при изменении исходной таблицы.
Вывести фамилии студентов средний балл, которых выше среднего.
Технология выполнения
-
Создание таблиц
Переименовать текущий лист рабочей книги в лист с именем «Сведения о студентах». Для этого щелкнуть правой клавишей мыши по ярлычку листа и в контекстном меню выбрать пункт «Переименовать». Ввести в поле ярлыка новое название.
Выделить диапазон ячеек A1: D16 и нажать кнопку контекстного меню все границы.
Выделить диапазон ячеек A1: D1 и выполнить команду Формат \ ячейки. В диалоговом окне на вкладке Выравнивание в области Отображение установить флажок переносить по словам и щелкнуть по кнопке OK.
Заполнить шапку таблицы и внести данные таблицу, как показано на рисунке 1.
рис.1
Пользуясь технологией создания таблицы Сведения о студентах на листе 2 и 3 создать таблицы Ведомость ( рисунок 2), Выплата стипендии ( рисунок 3), Размер стипендии ( рисунок 4).
-
Выполнение расчетов в таблице Выплата стипендии
В ячейку B2 ввести формулу для расчета среднего балла:
= СРЗНАЧ( ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь); ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь); ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь)).
рис.2
рис.3
рис.4
В ячейку C2 ввести формулу для расчета стипендии:
=ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7=5);'Размер стипендии'!$B$1+'Размер стипендии'!$B$1*0,5;ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7=4,5);'Размер стипендии'!$B$1+'Размер стипендии'!$B$1*0,15;ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7>=4);400;0)))
-
Построение столбиковой диаграммы
Добавить с помощью функции ВПР в таблицу Выплата стипендии номер группы, в которой учиться студент. Для этого поставить курсор в ячейку D2 и ввести следующую формулу:
= ВПР( A2; ‘Сведения о студентах’! A2:D16; 3; ложь)
На новом листе создать таблицу Выплата стипендии по группам.
Номер группы |
Размер стипендии |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
В ячейку B2 ввести формулу для расчета стипендии:
= СУММЕСЛИ('Выплата стипендии'!$D$2:$D$16;A2;'Выплата стипендии'!$C$2:$C$16)
Выделить таблицу Выплата стипендии по группам и вызвать мастер диаграмм. Выполнить пошаговое построение диаграммы.
рис.5
-
Вывести фамилии студентов средний балл, которых выше среднего
В ячейку G3 ввести критерий отбора:
= C2>СРЗНАЧ($B$2:$B$16)
рис.6
В диапазон ячеек G15:H15 скопировать имена столбцов Фамилии и Стипендия.
Выполнить команду Данные/ Фильтр/ Расширенный фильтр.
В диалоговом окне Расширенный фильтр установить флажок Скопировать результат в другое место, задать исходный диапазон ( $A$1:$D$16) , диапазон условий ($G$2:$G$3), диапазон результатов ($G$15:$H$15) ( рисунок 7) и щелкнуть кнопку OK ( рисунок 8).
рис.7
Пример выполнения контрольной работы части 3
1)Выполнить последовательный перевод данных (десятичных) чисел в двоичную и шестнадцатеричную системы счисления:
567,0023; 234,761
567,0023(10)=1000110111,000000001(2)
567|_2
-
283|_2
-
141|_2
-
70|_
-
35|_2
1 17|_2
1 8|_2
0 4|_2
0 2|_2
-
1
X0,0023
2
X 0,0046
2
X 0,0092
2
X 0,0184
2
X 0,0368
2
X 0,0736
2
X 0,1472
2
X 0,2944
2
X 0,5888
2
1,1776
567,0023(10)=1000110111,000000001(2)= 0010|0011|0111,0000|0000|1000(2)=237,008(16)
2)Выполнить последовательный перевод данных (шестнадцатеричных) чисел в двоичную и десятичную системы счисления:
AB233,E2; AAC34,A3
AB233,E2(16)=10101011001000110011,1110001(2)=1*219+0*218+1*217+0*216+1*215+0*214+1*213+1*212+0*211+0*210+1*29+0*28+0*27+0*26+1*25+1*24+0*23+0*22+1*21+1*20+1*2 -1 +1*2 -2+1*2-3+0*2-4+
+0*2-5+0*2-6+1*2-7=524288+131072+32768+8192+4096+512+32+16+2+1+0,5+0,25+0,125+0,0078= =700979,8828(10)
3)Произвести сложение с проверкой вычитанием:
+11010111,1101 110100011,1010
11001011,1101 -11001011,1101
=110100011,1010 =11010111,1101
Пример выполнения части 4
-
Даны действительные числа . Получить max(a1+ a16, a2+ a15,…, a8+ a9) .
Схема алгоритма к заданию №1.
program ссс1;
var i: integer;
a: array[1..16] of real;
b: array[1..7] of real;
max: real;
begin
writeln('vvod chisel');
for i:=1 to 16 do
begin
readln(a[i]);
end;
max:= a[1]+a[16];
for i:=1 to 7 do
begin
b[i]:= a[i]+a[16-i+1];
if max<b[i] then
max:=b[i];
end;
writeln('max:');
writeln(max);
readln;
end.
vvod chisel
1 4 6 34 87 56 21 45 22 65 2 13 56 73 25 6
max: 100