Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 1018
Скачиваний: 5
Рисунок 2 – Диалоговое окно для создания таблицы
5 В поле Объекты выбрать вкладку «Таблица» и нажать кнопку Создание таблицы в режиме конструктора.
Создание исходной таблицы
Для создания исходной таблицы необходимо задать имена полей, типы данных и свойства полей в диалоговом окне Таблица 1: Таблица.
Имя поля – определяет имя поля в таблице. Это имя не должно совпадать и именем другого поля в этой таблице, после того как имя поля задано в режиме таблицы, оно является заголовком столбца таблицы.
В таблице Автобусы опишем следующие поля (рис.3 и табл. 1):
Ном_авт: номер автобуса;
Марка: марка автобуса;
ДатаВып: дата выпуска автобуса;
ДатаКап: дата капитального ремонта автобуса.
Для описания каждого поля необходимо выбрать тип данных и описать свойства поля.
Рисунок 3 – Внешний вид окна для описания полей
Тип данных – определяет тип данных, сохраняемых в поле таблицы. В каждом поле допускается ввод данных только одного типа. Различают следующие типы данных:
1 текстовый – одна строка текста (до 50 символов);
2 поле Мемо – текст, состоящий из нескольких строк (до 65 535 символов);
3 числовой – число любого типа (целое, вещественное и т.д.);
4 Дата/время - Даты и время, относящиеся к годам с 100 по 9999,
5 включительно.
6 денежный – поле, выраженное в денежных единицах (рубли, доллары и т.д.);
7 счетчик – поле, числовое значение которого вводится автоматически – номер по порядку для каждой записи;
8 логический – содержит одно из логических значений TRUE (истина) или FALSE (ложь);
9 поле объекта OLE – содержит рисунки, таблицы, документы и другие объекты, создаваемые средствами различных приложений.
10 Гиперссылка - Строка, состоящая из букв и цифр, и представляющая адрес гиперссылки.
11 Мастер подстановок - Создает поле, в котором предлагается выбор значений из списка, или из поля со списком, содержащего набор постоянных значений или значений из другой таблицы. Выбор этого параметра в списке в ячейке запускает мастера подстановок, который определяет тип поля.
12 Описание – содержит пояснительный текст, описывающий данный объект или отдельные поля таблицы.
Описание полей в главной таблице
Таблица 1
Признак ключа
|
Поле
|
Тип поля
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Индексированное поле
|
Ключ |
Ном_авт |
Текстовый |
10 |
Да |
Да (Совпадения не допускаются) |
|
Марка |
Текстовый |
10 |
Да |
Нет |
|
ДатаВып |
Дата/время |
Краткий формат |
Да |
Нет
|
|
ДатаКап |
Дата/время |
Краткий формат |
Да |
Нет
|
Перед сохранением созданной таблицы в режиме конструктора необходимо установить ключевые поля, задающие их уникальность.
Укажем, что поле Ном_авт будет ключевым полем. Для этого наведем указатель мыши на соответствующее поле, выделив его. Затем щелкнем правой кнопкой мыши для появления контекстного меню. В появившимся контекстном меню выбрать Ключевое поле (рис. 4).
Рисунок 4 – Диалоговое окно для задания ключевых полей
После сохранения таблицы в диалоговом окне Автобусный_парк: база данных появится значок созданной таблицы. Двойной щелчок левой клавиши мыши по этому значку откроет созданную таблицу для заполнения её исходными данными.
В таблице Поездки опишем следующие поля (рис.5 и табл. 2):
Дата: дата поездки
Ном_авт: номер автобуса;
Фио_вод: фамилия водителя;
Ном_марш: номер маршрута;
Кол_поезд: количество поездок;
Выручка: дневная выручка;
Пробег: дневной пробег автобуса.
Рисунок 5 - Внешний вид окна таблицы Поездки для описания полей
Таблица 2 – Описание полей в таблице Поездки
Признак ключа |
Поле |
Тип поля |
Размер поля |
Обязательное поле |
Индексированное поле |
Ключ |
Дата |
Дата/время |
Краткий формат |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
Ключ |
Ном_авт |
Текстовый |
10 |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
Ключ |
Фио_вод |
Текстовый |
20 |
Да |
Нет |
Ключ |
Ном_марш |
Текстовый |
5 |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
|
Кол_поезд |
Числовой |
Длинное целое |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
|
Выручка |
Числовой |
Длинное целое |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
|
Пробег |
Числовой |
Длинное целое |
Да |
Да (Совпадения допускаются) |
Двойной щелчок левой клавиши мыши по значку соответствующей таблицы откроет её для заполнения исходными данными. После заполнения таблицы Автобусы и Поездки будут иметь вид представленный на рис. 6 – 7.
Рисунок 6 – Внешний вид заполненной таблицы Автобусы
Рисунок 7 – Внешний вид заполненной таблицы Поездки
Между таблицами нужно установить следующие типы связей (рис. 15.). Для этого необходимо:
открыть в меню Сервис (Сервис/Схема данных);
добавить созданные таблицы: Автобусы, Поездки;
установить связи между таблицами (рис. 8).
Существуют следующие типы информационных связей:
один-к-одному;
один-ко-многим;
многие-ко-многим.
Связь один-к-одному предполагает, что одному атрибуту первой таблицы соответствует только один атрибут второй таблицы и наоборот.
Связь один-ко-многим предполагает, что одному атрибуту первой таблицы соответствует несколько атрибутов второй таблицы.
Связь многие-ко-многим предполагает, что одному атрибуту первой таблицы соответствует несколько атрибутов второй таблицы и наоборот.
Рисунок 8 – Схема данных
Между таблицами Автобусы и Поездки создана связь: один-ко-многим. При этом таблица Автобусы будет иметь следующий вид (рис. 9).
Рисунок 9 – Итоговый вид таблицы Автобусы
При нажатии в таблице Автобусы на значок «плюс» в этой строке откроется окно следующей таблицы Поездки (рис. 10).
Рисунок 10 – Внешний вид таблицы Автобусы с таблицей Поездки
Создание формы
Форму можно создавать в режиме конструктора или с помощью мастера.
В режиме конструктора форма полностью задается пользователем при помощи дополнительной панели, которая появляется на экране после выбора режима Создание формы в режиме конструктора.
Использование мастера позволяет автоматизировать процесс создания формы. Пользователю в режиме диалога достаточно выполнить следующую последовательность действий:
1 выбрать поля, которые необходимо включить в форму;
2 выбрать внешний вид формы;
3 выбрать требуемый стиль формы;
4 задать имя формы.
Для создания формы с помощью мастера необходимо:
1 Выделить объект .
2 Выбрать режим создания формы, дважды щелкнув левой клавишей мыши по значку . На экране появится диалоговое окно для выбора полей в форму.
3 Выбрать все поля таблицы Автобусы, щелкнув левой клавишей мыши по значку .
4 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке . На экране появится диалоговое окно для выбора внешнего вида формы .
5 Выбрать внешний вид формы в один столбец.
6 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке . На экране появится диалоговое окно для выбора стиля формы.
7 Выбрать стиль формы, например, Международный.
8 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке . На экране появится диалоговое окно для задания имени формы (рис.11).
9 Задать имя формы Автобусы.
10 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке . На экране появится диалоговое окно созданной формы Автобусы (рис. 12).
В полученной форме можно осуществлять просмотр и корректировку записей исходной таблицы данных, а также выполнять при необходимости добавление новых записей в таблицу.
Рисунок 11– Диалоговое окно Создание форм задания имени формы
Рисунок 12 – Диалоговое окно формы Автобусы
Создание запросов
Сведения, находящиеся в базе данных можно выбирать по различным условиям с помощью специальных проектов – запросов. На основе одной и той же таблицы можно создать несколько запросов, каждый из которых извлекает из таблицы лишь некоторую часть необходимой в данный момент информации.
В результате работы запроса из исходной базы данных формируется результирующая таблица, содержащая только те данные, которые соответствуют данному запросу.
Запрос можно создавать в режиме конструктора или с помощью мастера. Создание запроса с помощью мастера аналогично созданию формы.
В режиме конструктора запрос полностью создается пользователем. Для создания запроса пользователю необходимо заполнить бланк запроса, который состоит из двух частей:
в верхней части расположены списки полей тех таблиц, из которых будут выбираться данные по запросу;
в нижней части расположен бланк запроса по образцу, который необходимо заполнить пользователю.
Поле – заполняется перетаскиванием тех имен полей из таблиц в верхней части бланка, из которых будут выбираться данные. Каждому полю будущей результирующей таблицы соответствует один столбец бланка запроса по образцу.
Имя таблицы – заполняется автоматически при перетаскивании полей.
Сортировка – заполняется в том случае, когда данные в результирующей таблице необходимо отсортировать. Если щелкнуть левой клавишей мыши в строке Сортировка, то появится кнопка раскрывающегося списка, содержащего виды сортировки: по возрастанию или по убыванию. Для тех полей, по которым необходимо выполнить сортировку, необходимо выбрать вид сортировки, а для остальных эта строка бланка не заполняется. Вывод на экран – заполняется для тех полей, которые должны быть выведены на экран в результирующей таблице.
Условие отбора – записывается критерий, по которому выбираются записи в результирующую таблицу. Условие отбора является логическим выражением в виде комбинации операторов и значений, обеспечивающей получение необходимого результата.
Операторами являются символы, задающие тип вычисления:
<;>;<=;>=; = ;<>.
Значения могут быть записаны в числовом формате (1200; -100; 45,12), формате дата/время (31.12.2009; 10:06), символьном (A,B,CЮ р), текстовом (Иванов) или логическом (Да; Нет).
Пример записи условий отбора: <150; >= 6; <1200; Like”Иванов”; >И; <>С; #01.02.2002#; =Да; <>Нет.
Для создания запроса в режиме конструктора необходимо:
1 Перейти в диалоговое окно Автобусный_парк: база данных (рис. 1).
2 Выделить объект
3 Выбрать режим создания запросов, дважды щелкнув левой клавишей мыши по значку .
На экране появятся два диалоговых окна: Добавление таблицы и Запрос1: запрос на выборку (рис. 13).
Рисунок 13 - Диалоговое окно Запрос1: запрос на выборку и Добавление таблицы
4 В диалоговом окне Добавление таблицы выбрать вкладку Таблицы и имя таблицы, из которой будут выбираться данные по запросу.
5 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке .
6 При этом в верхнюю часть бланка запроса на выборку автоматически
7 заносятся поля выбранных таблиц.
8 Выполнить щелчок левой клавишей мыши по кнопке . При этом диалоговое окно Добавление таблицы закроется.
9 Заполнить в диалоговом окне Запрос1: запрос на выборку на выборку бланк запроса (рисунок 21), указав имена полей из которых необходимо выбирать данные, условие отбора и при необходимости вид сортировки.
10 В строке меню выбрать команду Вид → Режим таблицы.
11 На экране появится диалоговое окно результирующей таблицы.
С помощью конструктора запросов сформируем запрос на выборку (рис. 14), извлекающей из таблиц созданной базы данных фамилии водителей, совершавших поездки 15.03.2010 г. на маршруте № 35. (рис. 14). Для этого используем поля ФИО_вод, Ном_авт, Ном_марш и Дата из таблицы Поездки, поле марка из таблицы Автобусы.
В строку «Условие отбора» поля Ном_марш введем значение: Like”*35*”. В строку «Условие отбора» поля Дата введем #15.03.2010#.
Рис.14 – Диалоговое окно Дата_поездки: запрос на выборку
В результате выполнения запроса получена результирующая таблица (рис. 15). С помощью конструктора запросов сформируем запрос на выборку (рис. 16), извлекающей из таблиц созданной базы данных фамилии водителей, совершающих дневной пробег 270-300 км или имеющих дневную выручку более 30 000 рубл. В результате выполнения запроса получена результирующая таблица (рис. 17).
Рис.15 –Результирующая таблица запроса Дата_поездки
Рис. 16 – Диалоговое окно Пробег_выручка: запрос на выборку
Рис. 17 –Результирующая таблица запроса Пробег_выручка
В MS Access вычисляемые поля могут быть созданы в запросе, форме или отчете. Вычисляемые поля используются для различных целей, в том числе и для проведения расчетов.
Для выполнения подсчетов в вычисляемые поля объектов базы данных Access вводят Выражения.
Выражения - это формулы аналогичные формулам Excel, но только вместо ссылок на ячейки в них используются имена полей. Ввод выражений возможен как вручную, так и с помощью Построителя выражений.
Выражения могут содержать следующие элементы:
идентификаторы (имя поля и элемента управления, которые заключаются в квадратные скобки);
операторы (арифметические, логические, сравнения и другие операторы);
функции (готовые формулы, которые состоят из имени и аргумента, помещенного в круглые скобки)
константы (элементы, которые не изменяются в Выражении, например, Null, Истина, Ложь);
значения (например, значения даты и времени, численные положительные или отрицательные значения).
Рассмотрим создание вычисляемых полей в бланке запроса базы данных в MS Access. Для ввода Выражения в запрос его необходимо открыть в режиме Конструктора. Чтобы создать вычисляемое поле в запросе (в существующем или вновь создаваемом запросе) открытого в режиме конструктора, необходимо ввести Выражение в строку Поле свободного столбца бланка запроса. Выражение может выполнять вычисления, обрабатывать текст, указывать время и дату, проверять данные и т.д. Необходимо отметить, что каждая формула вычисляется только для отдельной строки таблицы бланка запроса.
Рассмотрим создание вычисляемого поля в бланке запроса на нашем примере. Постановка задачи: в запросе на выборку (Запрос 3) создать поле, в котором должны отображаться суммарный пробег и суммарная выручка водителей. Для решения этой задачи откроем бланк "Запроса 3" в режиме конструктора (Рис. 18).