Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 8827

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

146 

 

электоральных  предпочтений,  в  активности  оппозиции,  критике 
правительства, 

в 

перекосах 

политики. 

Нестабильный 

политический  процесс  характерен  для  многих  стран  СНГ,  где 
нестабильность, похоже, становится хронической. 

Утопии в политическом процессе 

Политический  процесс

  –  это  цепь  последовательно 

решаемых  задач  и  соответствующих  действий.  Он  таит  в  себе 
альтернативы,  расчеты  на  успех,  определенные  шансы  достичь 
желаемых результатов. Возможен разный исход событий, потому 
для  политики  так  характерна  логика  надежд,  случайностей, 
которая  побуждает  иногда  затевать  безнадежные  политические 
предприятия.  И  если  эти  надежды  необоснованны,  несбыточны, 
то открывается прямой путь к утопии. 

Утопия  в  политике

  –  это  иррациональное  состояние 

политического  процесса  и  политического  сознания,  которое 
препятствует  исполнению  заранее  рассчитанных  проектов, 
сильно изменяет их конечные результаты или делает достижение 
желаемых  результатов  невозможным.  Уже  на  этапе  разработки 
политического 

проекта 

можно 

планировать 

нечто 

неосуществимое  из-за  ошибочной  или  неполной  информации, 
отсутствия  серьезной  концепции,  неожиданных  случайностей, 
столкновения  амбиций  и  т.д.  При  выполнении  такой  проект  не 
приносит желаемых результатов, а приводит к нежелательным и 
неожиданным.  Так,  проект  завоевания  мирового  господства 
фашистской  Германией  привел  к  ее  военному  поражению, 
расколу,  многочисленным  потерям,  которые  не  планировались 
авторами. 

Ошибки в политике – это еще не утопия. Утопия возникает 

тогда, когда ошибки не распознаны и особенно тогда, когда они 


background image

 

 

147 

 

замечены,  но  не  признаны  и  не  исправлены.  Исполнители  и 
авторы проекта остаются во власти иллюзий. 

Особенно  опасны  утопиями  периоды  общественных  и 

политических  кризисов.  Есть  немало  примеров,  когда 
провозглашение  несбыточных  проектов  уводило  общество  в 
сторону  от  цели.  Неудачные  реформы,  националистические 
движения  последних  лет  могут  служить  примерами  иллюзий  и 
утопий в политике. 

Тем  не  менее,  утопии  играют  и  положительную  роль, 

являясь  мощным  рычагом  социального  прогресса,  средством 
мобилизации  масс.  Так,  миф  о  построении  коммунистического 
общества  в  СССР  мобилизовал  массы  на  трудовые  свершения, 
развитие  науки,  образования,  культуры,  поддерживал  надежды 
людей на светлое будущее, их уверенность в завтрашнем дне. По 
мысли  М.Вебера,  успешная  политика  всегда  есть  искусство 
возможного.  Однако  не  менее  верно  и  то,  что  часто  возможное 
достигается  лишь  потому,  что  стремились  к  стоящему  за  ним 
невозможному. 

§

2. Политическое участие 

Понятие политического участия 

Политическое 

участие

 

рассматривается 

как 

вовлеченность  членов  данной  общности  на  индивидуальной, 
классово-групповой,  национально-этнической,  религиозной  или 
другой основе в процесс политико-властных отношений

. Участие 

людей  в  политике  служит  одним  из  средств  выражения  и 
достижения  их  интересов.  Не  всякое  участие  в  общественной 
жизни  является  политическим.  Если  люди  принимают  участие  в 
решении  производственных,  профессиональных  проблем,  в 
технических решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя 
на  распределение  власти,  то  такое  участие  не  является 


background image

 

 

148 

 

собственно  политическим.  Участие  приобретает  качество 
политического, когда  личность, группа, слой, класс вовлекаются 
в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и 
управления,  носящий  политический  характер.  Следует,  конечно, 
учитывать,  что  в  условиях  существования  государства 
вовлеченность  граждан  в  процесс  принятия  решений  и 
управления в социальной, экономической и культурной сферах в 
той или иной степени политизируется. 

Политическое  участие  позволяет  выявить  реальную  роль 

гражданина,  отдельных  слоев,  групп,  классов  как  на  местном 
уровне,  так  и  в  политической  системе  общества.  Если  граждане 
принимают  активное  участие  в  формировании  элиты,  в 
определении  основных  целей  политики,  контроле  за  ее 
осуществлением, то такую политическую систему можно считать 
основанной  на  участии.  В  таком  обществе  политические  элиты 
играют  роль  лояльных  слуг  общества,  адекватно  представляя 
интересы масс. 

Политическое  участие  зависит  от  политического  режима. 

Так,  в  демократическом  обществе,  это  участие  –  всеобщее, 
свободное,  инициативное  и  действенное  в  решении  вопросов, 
затрагивающих  существенные  интересы  граждан.  Оно  является 
для них средством достижения целей, реализации потребностей в 
самовыражении  и  самоутверждении,  в  проявлении  чувства 
гражданственности.  Демократическое  государство  обеспечивает 
такое  свободное  участие  правовыми  нормами  и  процедурами,  а 
также  относительно  равномерным  распределением  среди 
различных  слоев  общества  таких  ресурсов  участия,  как  деньги, 
образование,  знание  механизмов  принятия  решений,  свободное 
время, 

доступ 

к 

средствам 

массовой 

информации. 

Демократическое  общество  допускает  такие  формы  протеста  и 


background image

 

 

149 

 

несогласия как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, 
забастовки, направление петиций. 

Авторитарный  режим  часть  населения  полностью  или 

частично  отстраняет  от  участия  в  политике.  Тоталитарное 
общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия 
поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания 
и  экономических  санкций  идти  на  митинги,  демонстрации, 
организуемые  правящей  элитой.  В  этом  случае  политическое 
участие  масс  находится  под  жестким  контролем  со  стороны 
правящей  группировки,  им  манипулируют  для  укрепления 
власти.  В  диктаторско-тоталитарном  обществе  запрещены  все 
формы  политического протеста и даже  несогласия. Несогласные 
с  проводимым  политическим  курсом  объявляются  врагами 
народа,  злоумышленниками,  по  отношению  к  ним  применяются 
репрессии. 

Прямое и опосредованное участие 

Политическое участие выражается в двух основных формах: 

прямой 

(непосредственной) 

и 

опосредованной 

(представительной). 

Прямое  участие

  имеет  место  в  рамках 

небольших  политических  общин,  где  массы  на  собраниях 
принимают решения большинством голосов. Оно характерно для 
местного  управления  и  самоуправления,  осуществляемого 
гражданами  через  местные  Советы  депутатов,  органы 
территориального  общественного  самоуправления,  местные 
референдумы,  собрания  и  другие  формы  прямого  участия  в 
государственных  и  общественных  делах.  В  пятом  разделе 
Конституции  Республики  Беларусь  определяются  основные 
задачи  и  компетенция  органов  местного  управления  и 
самоуправления.  Формой  прямого  участия  граждан  в  решении 
важнейших  вопросов  государственной  и  общественной  жизни 


background image

 

 

150 

 

являются  общегосударственные  и  местные  референдумы, 
которые  также  предусматриваются  Конституцией  Республики 
Беларусь (глава 2). 

При 

опосредованном  участии 

массы  выбирают  своих 

представителей  для  осуществления  политической  власти.  Чем 
крупнее 

общество, 

тем 

меньше 

возможностей 

для 

самоуправления. 

Опосредованное 

участие 

дает 

больше 

возможностей  для  искажения  воли  масс,  поскольку  избранные 
представители,  депутаты  могут  преследовать  собственные 
интересы,  не  совпадающие  с  интересами  тех,  кого  они 
представляют.  Массы  могут  терять  контроль  над  своими 
представителями, и степень их политического участия снижается. 
Тем  не  менее,  представительное  участие  является  единственно 
возможным в крупных политических системах. 

В  зависимости  от  политического  режима,  традиций, 

размеров территории, численности населения, развитости средств 
транспорта  и  коммуникаций  в  каждом  обществе  наблюдается 
различное  сочетание  прямого  и  опосредованного  политического 
участия.  Посредниками  участия  в  современном  обществе 
выступают  политические  партии,  общественно-политические 
организации и движения, а основной формой его – выборы. 

Типы политического участия 

Для политического участия граждан важное значение имеют 

как  объективные  условия  (расстановка  политических  сил, 
политическая  культура  общества),  так  и  их  субъективное 
отношение к политической системе, мотивы участия в политике, 
их  ценности,  потребности,  знания,  информированность.  Эти  и 
другие  факторы  влияют  на  то,  становится  или  не  становится 
человек частью некоего политического целого.