Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 10339

Скачиваний: 105

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81 

– действия с пером: процедуры и функции; 
– действия с кистью: процедуры и функции; 
– стили штриховки кисти; 
– действия со шрифтом: процедуры и функции; 
– стили шрифта. 
Графические  примитивы  представляют  собой  процедуры, 

осуществляющие  рисование  в  графическом  окне.  Рисование 
осуществляется  текущим  пером  (линии),  текущей  кистью  (за-
ливка замкнутых областей) и текущим шрифтом (вывод строк). 

Некоторые  процедуры  модуля  GraphABC, с  помощью  ко-

торых осуществляется рисование графических примитивов: 

procedure SetPixel(x,y:integer; c:Color); – 

закрашивает пиксел с координатами (x,y) цветом c

procedure PutPixel(x,y:integer; c:Color); – 

закрашивает пиксел с координатами (x,y) цветом c

function GetPixel(x,y:integer): Color; – воз-

вращает цвет пиксела с координатами (x,y); 

procedure MoveTo(x,y:integer); – устанавливает 

текущую позицию рисования в точку (x,y); 

procedure LineTo(x,y:integer); – рисует  отрезок 

от текущей позиции до точки (x,y). Текущая позиция переносит-
ся в точку (x,y); 

procedure LineTo(x,y:integer; c:Color); – ри-

сует отрезок от текущей позиции до точки (x,y) цветом c. Теку-
щая позиция переносится в точку (x,y); 

procedure Line(x1,y1,x2,y2:integer); – рисует 

отрезок от точки (x1,y1) до точки (x2,y2); 

procedure Line(x1,y1,x2,y2:integer; c:Color); – 

рисует отрезок от точки (x1,y1) до точки (x2,y2) цветом c

procedure DrawCircle(x,y,r:integer); – рисует 

окружность с центром (x,y) и радиусом r;  

procedure DrawRectangle(x1,y1,x2,y2:integer); – 

рисует  границу  прямоугольника,  заданного  координатами  про-
тивоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2); 


background image

82 

procedure Circle(x,y,r:integer); – рисует  за-

полненную окружность с центром (x,y) и радиусом r

procedure Rectangle(x1,y1,x2,y2:integer); – 

рисует  заполненный  прямоугольник,  заданный  координатами 
противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2); 

procedure TextOut(x,y:integer; s:string); – 

выводит строку s в прямоугольник с координатами левого верх-
него угла (x,y); 

procedure TextOut(x,y:integer; n:integer); – 

выводит целое n в прямоугольник с  координатами левого верх-
него угла (x,y); 

procedure TextOut(x,y:integer; r:real); – вы-

водит  вещественное  r  в  прямоугольник  с  координатами  левого 
верхнего угла (x,y). 

8. ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ  

8.1. Математический пакет Mathcad 

Интерфейс Mathcad аналогичен интерфейсу других Windows-

приложений (рис. 11). 

Mathcad предназначен для решения следующих задач [8]: 
  вычисление результатов математических операций, в ко-

торых участвуют числовые константы, переменные и размерные 
физические величины; 

  операции с векторами и матрицами; 
  решение уравнений и систем уравнений; 
  статистические расчеты и анализ данных; 
  построение графиков; 
  тождественные  преобразования  выражений,  аналитиче-

ское решение уравнений и систем; 

  дифференцирование  и  интегрирование  (аналитическое 

и численное); 

  решение дифференциальных уравнений и др. 


background image

83 

 
 
 

 

Рис. 11. Вычисления в программе Mathcad 

Для  ввода  элементов  формул  предназначены  дополнитель-

ные панели математической панели инструментов (см. рис. 11): 

Математиче-
ская панель 
инструментов

Стандартная 
панель 
инструментов

Панель  
инструментов  
форматирования 


background image

84 

График – шаблоны графиков. 
Матрица – шаблоны матриц и матричных операций. 
Вычисление – операторы  присваивания  значений  и  вывода 

результатов расчета. 

Калькулятор – шаблоны основных математических операций. 
Математический  анализ – шаблоны  дифференцирования, 

интегрирования, суммирования. 

Булева алгебра – логические (булевы) операторы. 
Греческие символы
Программирование – операторы для создания программных 

модулей. 

Символьные  преобразования – операторы  символьных  вы-

числений. 

Документ программы Mathcad содержит два вида объектов: 

формулы и текстовые блоки. В ходе расчетов формулы обраба-
тываются  последовательно,  слева  направо  и  сверху  вниз,  а  тек-
стовые блоки игнорируются. 

Ввод  информации  осуществляется  в  месте  расположения 

курсора. Программа Mathcad использует три вида курсоров. Ес-
ли ни один  объект не выбран, используется красный крестооб-
разный курсор
, определяющий место создания следующего объ-
екта.  При  вводе  формул  используется  синий  уголковый  курсор
указывающий  текущий  элемент  выражения.  Чтобы  выделить 
элементы  формулы,  которые  в  рамках  операции  должны  рас-
сматриваться  как  единое  целое,  используют  клавишу  ПРОБЕЛ. 
При  каждом  ее  нажатии  уголковый  курсор  расширяется,  охва-
тывая элементы формулы, примыкающие к текущему элементу. 
При  вводе  данных  в  текстовый  блок  применяется  текстовый 
курсор
 в виде вертикальной черты. 

Редактирование введенных выражений производится обыч-

ным для всех Windows-приложений способом. 

Mathcad  воспринимает  прописные  и  строчные  буквы  как 

разные идентификаторы. 

При  расчетах  по  формулам  используются  следующие  опе-

раторы: 

  оператор присваивания ( := ) (см. рис. 11); 


background image

85 

  оператор вычисления ( = ) (см. рис. 11); 
  оператор аналитического (символьного) вычисления () 

(рис. 12); 

  глобальный оператор присваивания (  ); 
  знак логического равенства ( = ). 
В Mathcad можно  использовать  стандартные  встроенные 

функции  (кнопка  f(x)  на  стандартной  панели  инструментов), 
а также  функции,  определенные  пользователем  (см.  рис. 11). 
Функция  пользователя  определяется  следующим  образом:  слева 
указывается  название  функции,  а  справа  после  оператора  при-
сваивания (:=) – вычисляемое выражение. Переменные величины, 
входящие  в правую часть, должны  быть записаны в качестве па-
раметров в скобках после имени функции. Все величины из пра-
вой  части,  не  входящие  в  параметры  левой  части,  должны  быть 
заданы численно левее и выше функции пользователя. 

Для получения таблицы значений функции или ее графика 

используются  дискретные  переменные,  определяющие  ряд  зна-
чений. С помощью дискретной переменной можно задавать как 
целые, так и дробные значения переменной, но обязательно рав-
ноотстоящие друг от друга (z и z1 на рис. 11). Дискретная пере-
менная – диапазон – определяется первым, вторым и последним 

элементами:  :

,

..

b a

x

a a

b

n

, соответственно задает ряд чисел, 

где а – первое, 

b a

а

n

 – второе, b – последнее число, n – число 

интервалов, на которые разбит отрезок от a до b. Если интервал 
между  числами  равен 1, то  второй  элемент  отсутствует.  Дис-
кретная  переменная  задается  с  помощью  кнопки  m..n – Пере-
менная-диапазон
 панели инструментов Матрица

Для  построения  двухмерного  графика  функции  надо  вы-

полнить следующие действия (рис. 12): 

1)  установить крестообразный курсор в то место, где дол-

жен быть построен график; 

2)  на  панели  инструментов  График  щелкнуть  на  кнопке 

График X-Y