Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24) – может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];

- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.


Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для каждой из категорий субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].

Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей – не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].


Таким образом, системы налогообложения малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств.

2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России

2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России

Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].

В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.

На 1 октября 2016 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2015 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2015 г. на 73,0 ед.

Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО.

Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-2 [3, с. 25].


Ныне в общем количестве экономически активного российского населения предприниматели составляют около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС – от 63-67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии – 39,5 млн человек, это около 78% всех занятых в стране [6, с. 13].

По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.

МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

- высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач) [5, с. 28];

- общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

- высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования;

- неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса;

- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;

- неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг [10, с. 53].


Один из знатоков данной проблемы, Л.А. Колесникова, видит ее в неэффективности усилий государства в данном направлении. По ее мнению, большинство программ развития малого и среднего бизнеса сыграли скорее декларативную и политическую роль, а частичная реализация федеральных и региональных программ, по сути, не изменила неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий [14, с. 20].

2.2 Критерии субъектов малого предпринимательства в 2017 году

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 29.06.2015 № 156-ФЗ. К субъектам малого предпринимательства в 2017 году относятся компании, у которых: Размер выручки за 2015 год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн рублей (постановление Правительства от 13.07.2015 № 702); Среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек; Доля сторонних организаций в уставном капитале не превышает 49%.

С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вносится уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода. Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. При этом суммы лимитов останутся прежними.

По сути показатели выручки просто меняют на предельные значения дохода. На основании полученных сведений налоговики составят единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет использоваться для реализации права бизнеса на "надзорные каникулы".

Таблица.

Критерии малого предприятия в 2017 году

Субъект

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

Выручка от реализации за предшествующий календарный год (без НДС)

Доля сторонних организаций в уставном капитале компании

Субъект малого предпринимательства

Не более 100 человек

800 млн рублей

Не более 49%

Субъект среднего предпринимательства

От 101 до 250 человек включительно

2 млрд рублей

Не более 49%

Микропредприятие

Не более 15 человек

120 млн рублей

Не более 49%