Файл: Учет безналичных денежных средств(нормативно - правовое регулирование банковской деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учета безналичных расчетов
1.2 Оформление открытия расчетного счета
1.3 Порядок закрытия расчетного счета
1.4 Прием и выдача наличных денег с расчетного счета
Глава 2. Значение, принципы и формы безналичных расчетов
2.1 Сущность и значение безналичных расчетов
2.2 Принципы и условия безналичных расчетов
2.3 Формы безналичных расчетов
2.4 Особые ситуации по учету денежных средств на расчетном счете
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет безналичных расчетов. Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли. Этим объясняется актуальность выбранной темы. Целью бухгалтерского учета денежных средств является контроль за соблюдением расчетной дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов на счете.
Денежные средства организации находятся на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках. Их преумножение, правильное использование, контроль за сохранением - важнейшая задача бухгалтерии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить методику ведения бухгалтерского учета операций по расчетному счету;
- рассмотреть основные хозяйственные операции;
- рассмотреть документальное оформление и операции по расчетному счету;
- изучить нормативно - правовое регулирование банковской деятельности;
Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет расчетных операций.
При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных норм расчетов. Безналичные расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги предприятия ведут по платежными поручениями. Порядок и формы расчетов между получателями и плательщиками средств определяются договором.
Любой организации необходим банковский счет. Открытие расчетного счета - один из самых первых шагов каждой организации после ее государственной регистрации. Этим обусловлена необходимость для бухгалтеров, непосредственно осуществляющих в организациях работу с банковским счетом, владеть основными знаниями о взаимных правах и обязанностях владельцев счетов и обслуживающих их банков, а также о правильном оформлении расчетных документов по движению денежных средств по счету. Взаимоотношения организации с банком начинаются, как правило, с открытия расчетного счета. Организация вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках.
Основными задачами учета денежных средств является:
- точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
- выявление возможностей более рационального использования денежных средств;
- контроль за объемами и перемещением денежной массы;
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств и денежных документов;
- выявить направления совершенствования учета денежных средств для принятия управленческих решений.
Глава 1. Теоретические основы учета безналичных расчетов
1.1 Сущность расчетного счета
В процессе деятельности у предприятия в определенные периоды времени (после реализации партии собственной продукции, товаров, иных активов, или по другим причинам) могут скапливаться огромные массы наличных денег. Необходимо организовать не просто их хранение, а постоянно доставку их поставщикам, находящимся порой на далеком расстоянии, в оплату за заказанное сырье и другие товарно-материальные ценности.[1] Зачастую это невозможно исполнить физически, так как нужно было бы хранить и перевозить массы бумажных денег. Выход был найден не сразу. Посредником при осуществлении этих операций стал банк. И большая часть расчетов между предприятиями стала осуществляться безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Для этого постепенно сформировалась банковская система (группа банков с их филиалами, расположенными во всех основных населенных пунктах экономического пространства), которая взяла на себя функции посредника в расчетах между покупателями и продавцами. В настоящее время все предприятия, организации, объединения и учреждения независимо от формы собственности все свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка.
Для выполнения этих операций в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Все расчеты по обязательствам с юридическими лицами и предпринимателями, имеющими свой расчетный счет в банке, производятся, как правило, по безналичному расчету через банки.
Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.
Расчетным счетом является счет юридического лица - резидента по законодательству РФ, являющегося коммерческой организацией по основной деятельности, а также счет частного предпринимателя.
Текущий счет - это счет юридического лица - резидента РФ, относящегося к некоммерческим организациям, для осуществления расчетных операций в соответствии с деятельностью, предусмотренной его учредительными документами. Структурным подразделениям коммерческих предприятий можно открывать только расчетный субсчет при предоставлении ходатайства юридического лица, а структурным подразделениям некоммерческих организаций - текущий субсчет.
Организации могут иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.[2]
При этом нужно иметь в виду, что с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет налогоплательщики обязаны предоставлять ежеквартально сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.
Банк открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе и в органах фондов социального страхования и обеспечения (либо при предъявлении документа, удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет).
В случае выявления фактов открытия банками расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и др.) счетов без уведомления налогового органа на руководителей организаций, а также на физических лиц-предпринимателей налагается административный штраф в размере стократной минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством РФ.
Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет. В настоящее время номер счета клиента двадцатизначный и знаки в номере лицевого счета располагаются с первого разряда, слева:
- первый знак (одна цифра) означает номер раздела плана счетов;
- следующие два знака (две цифры) означают номер счета первого порядка;
- четвертый и пятый знаки (две цифры) означают номер счета второго порядка;
- следующие три знака (три цифры) означают код валюты или драгоценного металла;
- девятый знак (одна цифра) является защитным ключом;
- следующие четыре знака (четыре цифры) означают номер филиала (отделения, структурного подразделения);
- последние семь знаков (семь цифр) означают порядковый номер лицевого счета клиента (организации, предприятия, фирмы и т. д.).
На расчетных счетах сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, сумм полученных кредитов и иных поступлений, производятся платежи другим предприятиям, бюджету по налогам и приравненным к ним платежам, с персоналом по всем расчетам, с банками по полученным кредитам, выдача наличных денег в кассу предприятия и других расчетов.[3] В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготавливающим ТМЦ, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, социальным и иным фондам, работникам и т.д.
Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:
- надежно обеспечивается их сохранность от расхищений;
- контролируется использование по целевому назначению;
- облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов.
Определенную выгоду имеют организации: банк зачисляет на их расчетные счета вкладной процент в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.
Ученые Кубанского государственно- по трудам Ф. Мелиса задолго до наго университета впервые ознакомились чала работы с архивами компаний Франс самым ранним в истории человечества. Баланс компании в сохраненным синтетическим балансом, построенный в 1411 г. (уже после
смерти основного собственника), изначально произвел впечатление результата агрегирования показателей от простых аналитических счетов до уровня синтетических позиций баланса. Синтетический баланс содержал пять позиций в разделе «Дебиторы» и только две позиции в разделе «Кредиторы». Складывалось впечатление, что все показатели баланса получены в результате применения метода двойной записи.
Знакомство с тетрадью «умозаключений» (вывода) не изменило наших взглядов. Однако перевод всей тетради на русский язык, тщательный анализ всех записей и показателей синтетического баланса привели нас к неожиданным выводам: налицо редчайший сохранившийся пример ведения комбинированного учета, совмещающего формирование показателей методом инвентарного учета и двойной бухгалтерии.
Казалось, если аналитические показатели агрегируют синтетический показатель (вертикальные связи бухгалтерии), а синтетический показатель участвует в системе горизонтальных связей, то такая система (в случае соответствия формальным признакам двойной бухгалтерии) может быть отнесена к системам подобной бухгалтерии.
В этой связи исследование учетной практики в Авиньоне в начале XV в. через призму формальных признаков двойной бухгалтерии представляется весьма актуальным.
Один из самых авторитетных исследователей истории бухгалтерии Ф. Беста, известный в России с легкой руки профессора Я.В. Соколова, как самый ярый антипачолист, был первым, кто классифицировал признаки двойной бухгалтерии. В качестве первого признака он выделил наличие перекрестных ссылок в двойных записях. На второе место он поставил применение особых счетов доходов и расходов. При таком подходе Беста утверждал, что первой полномасштабной практикой двойной бухгалтерии была учетная система Коммуны Генуя в 1340 г., которую детально исследовали и описали ученые нашего университета.
Свой вклад в уточнение классификационных признаков внесли Ф. Мелис [11], Т. Дзерби [12], Р. де Рувер [13—15],
А. Мартинелли. Конечно, здесь нельзя не упомянуть человека, который не был бухгалтером, но был ярым ее пропагандистом — В. Зомбарта [17—19].
В публикациях отечественных авторов вопросы классификации формальных признаков двойной бухгалтерии Средневековья находим в трудах профессора М.И. Кутера и доцента М.М. Гурской. Работа специально посвящена этой проблеме.
Эта тематика не оставлена без внимания также в публикациях, относящихся к нашей проблематике, в том числе выполненных при нашем участии.
Цель статьи — изучить механизм формирования финансового результата и уточнить основные аргументы, согласно которым учетную систему компании Франческо Датини в Авиньоне нельзя отнести к системам двойной бухгалтерии.
Основные признаки двойной бухгалтерии, характерные для учетных систем Средневековья, следующие:
— наличие перекрестных ссылок на корреспондирующие записи с указанием местонахождения соответствующего бухгалтерского счета;
— применение специальных счетов доходов и расходов, предназначенных для поэтапного формирования финансового результата;
— приоритет информационной функции баланса над контрольной.
Многочисленные публикации профессора М.И. Кутера, основанные на архивных материалах, в основном государственного архива г. Прато, в котором собраны учетные книги купца Франческо Датини, служат наглядным подтверждением приведенных признаков. Конечно, наиболее ярким примером служат материалы индивидуальных предприятий и компаний в Пизе. Здесь можно проследить весь генезис двойной бухгалтерии от простых счетов в столбик до счетов венецианской формы и синтетического баланса.