Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Понятие, значение и задачи социального страхования
1.2. Система социальной защиты населения
Глава 2. Социальное страхование как основа системы социальной защиты граждан: проблемы и перспективы
2.1. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения в РФ
2.2. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является разновидностью социального страхования с той особенностью, что в этой сфере защищаются интересы физических лиц, получая бесплатную помощь, оказываемую им медицинскими организациями в оговоренных объемах. Для целей осуществления этого вида страхования Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 были созданы Федеральный и Территориальные фонды ОМС.
Первоначально в качестве страховщика выступал не только ФФОМС, но и существующие в субъектах РФ ТФОМС, каждый из которых при наличии собственного бюджета обладал функциями администратора доходов в области сбора части страховых взносов.
Основные функции в области медицинского страхования возлагались на Территориальные фонды ОМС. Эти организации получали средства на формирование бюджетов за счет страховых взносов, рассчитанных по тарифу 2% от ФОТ, и непосредственно обеспечивали реализацию Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» в субъекте РФ. ТФОМС сотрудничали с действующими страховыми медицинскими организациями, целью которых являлось перечисление оплаты стоимости медицинских услуг, предоставляемых уполномоченными медицинскими организациями в соответствии с Территориальными программами ОМС. Необходимость включения страховых медицинских организаций в систему ОМС была обусловлена тем, что система ОМС дополняется механизмом добровольного медицинского страхования (ДМС), носящим коммерческий индивидуальный характер, благодаря чему каждый застрахованный гарантированно получает не только установленный минимум медицинских услуг, закрепленный в программах ОМС, но и дополнительную помощь, выходящую за ее границы.
Напротив, ключевыми задачами ФФОМС являлись:
- аккумулирование денежных средств, предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, уплачиваемых страхователями по тарифу в 1,1%;
- выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках Базовой программы ОМС путем направления им дополнительных средств на выполнение Территориальных программ ОМС;
- финансирование национального проекта «Здоровье»;
- организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность и ряд других управленческих полномочий.
В 2010–2011 гг. система ОМС была реформирована. В соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» финансирование гарантированного государством объема медицинских услуг стало осуществляться только за счет бюджета ФФОМС, который приобрел статус единоличного страховщика. В эти годы была сделана попытка внедрить механизм одноканального финансирования, в соответствии с которым 100% стоимости медицинской услуги, предоставляемой человеку медицинской организацией, должно компенсироваться из средств ТФОМС за счет субсидии, получаемой из ФФОМС, аккумулирующего все страховые взносы. Подобная модель финансирования способствует более равномерному распределению денежных ресурсов, что создаст предпосылки для эффективного финансирования здравоохранения, приводит к улучшению качества медицинской помощи и обеспечивает ее экстерриториальность.
Одновременно в соответствии с поправками в закон № 212-ФЗ суммарная величина страхового тарифа была увеличена до 5,1% от ФОТ. Как и в случае расчетов страховых взносов в бюджеты ПФР и ФСС, для страхователей – плательщиков взносов в ФФОМС применялись пороговые значения базы для расчетов в размере 568 000 рублей, что делало систему уплаты взносов регрессивной. Но в 2015 г. данное пороговое значение в части расчета страховых взносов в ФФОМС было отменено. В отношении неработающего населения страхователем выступают субъекты России, которые уплачивают в бюджет ФФОМС взносы в сумме 18 864 руб. на каждого неработающего застрахованного с учетом применяемых региональных коэффициентов (Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения»).
Система соцстрахования сегодня продолжает реформироваться:
1. Разработан проект Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.». Предложены новые страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
2. Внесены изменения в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Согласно принятому дополнению, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого Законом о бюджете Фонда социального страхования.
4. Принят Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”», направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения наиболее социально незащищенных категорий населения.
5. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 г. № 212 «О внесении изменений в Правила передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ и определения их стоимости» дополнены новые положения в правила передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
6. С 1 января 2016 г. предлагается ввести «новую пенсионную формулу» исчисления размеров трудовых пенсий и т. д.
В ближайшие годы Фонд ожидает существенная модернизация социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, превращая его в действенный инструмент управления профессиональными рисками, которым подвергается каждый работник на своем рабочем месте, в том числе и риску досрочной утраты профессиональной трудоспособности. Сегодня это направление социальной защиты работников относится к пенсионному страхованию. Реформирование должно быть направлено на улучшение условий труда работников и нацелено на соблюдение интересов населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы является объективная оценка современного состояния системы социального страхования в Российской Федерации. В результате проведенного анализа действующей системы сделан вывод, что социальное страхование, которое призвано решать задачи более высокого уровня, чем социальная защита от бедности, пока в стране не состоялось. Очевидна необходимость осуществления реформ в сфере социального страхования особенно в условиях замедления темпов экономического роста страны.
В момент создания системы социального страхования, ставшей ядром системы социальной защиты населения, были решены важные задачи социальной политики, заключающиеся в компенсации конституционно значимым категориям трудящихся и их семьям полные или частичные потери доходов в связи с высоким уровнем социальных рисков.
Вместе с тем на страницах экономической печати отражена совершенно правильно позиция ученых и экспертов, считающих, что в своем современном виде система обязательного социального страхования далеко не совершенна и не отвечает той цели и задачам социальной политики, которые необходимо достигать и решать. Это несмотря на то что только за последнее десятилетие организационные основы и финансовый механизм системы обязательного социального страхования неоднократно подвергались модернизации и реформированию.
Вот некоторые недостатки ныне действующей системы обязательного социального страхования:
- система является страховой, главным образом по своему названию;
- сложный и непрозрачный путь движения финансовых потоков обязательного социального страхования;
- неполное исполнение социальных платежей застрахованным лицам;