Файл: Виды и состав угроз информационной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нормативно-правовые,

- финансово-экономические;

- организационно-методические.

Сама стратегия и приоритеты усилий государства в данной сфере находят свое оформление в нормативных документах. Источником и базой законотворчества в области информационной безопасности являются основные положения Конституции РФ, в которой закреплено право граждан на тайну переписки и переговоров (ст. 23), принцип неприкосновенности личных данных (ст. 24), право свободного использования информации(за исключением охраняемых государством сведений) и на доступ к данным об экологической ситуации(ст. 42)[10].

Эти основополагающие идеи получили развитие в прочих законодательных актах, регулирующих вопросы обеспечения информационной безопасности. Например, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006г. регламентирует отношения, связанные с правами на поиск, получение, обработку, хранение, передачу, производство и распространение информации; а также отношения, возникающие при использовании информационных технологий и при защите информации[11].

Важнейшим событием в ходе формирования концептуальных основ информационной политики России стало принятие 5 декабря 2016 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. В этом документе были сформулированы цели, задачи, принципы, направления обеспечения государством информационной безопасности страны[12].

Доктрина для дальнейшего определения конкретных очертаний политики в данной области предлагает три генеральные цели:

- защита конституционных прав и свобод граждан в сфере информации;

- развитие информационного и телекоммуникационного пространства;

- охрана информационных и телекоммуникационных систем.

Система обеспечения информационной безопасности, согласно Доктрине информационной безопасности 2016 г., означает скоординированность и спланированность деятельности и средств, взаимоувязанность «мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления».

Наряду с правовыми методами государство много внимания уделяет организационно-технической защите информации. За последние десятилетия созданы специализированные информационно-телекоммуникационные системы в органах власти, различные системы защиты государственной тайны и информации.


Ввиду постоянного появления все новых технических возможностей в сфере информационных технологий, инженерно-техническая защита информационных ресурсов государства требует особого внимания и больших капиталовложений для создания и применения новых и эффективных технических средств защиты информации от несанкционированного доступа (сооружения, аппаратные средства, программное обеспечение).

Организационные меры защиты информации связаны с урегулированием отношений между исполнителями (используют информацию), с организацией режима охраны информации (работа с документами, техническими средствами сбора, обработки, передачи и хранения данных)[13].

Информационная сфера, по сравнению с другими, по ряду причин особенно подвержена процессам глобализации, поэтому Российская Федерация много внимания уделяет налаживанию международного сотрудничества по предупреждению и устранению угроз информационной безопасности.

Приоритеты соответствующей политики государства определены в принятых в соответствии с положениями Конституции РФ, Доктрины информационной безопасности и Закона об информации Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. В этих документах сформулированы следующие важнейшие цели:

- создание системы международной информационной безопасности;

- предотвращение противоправного использования информационных и коммуникационных технологий с целью нанесения вреда обществу;

- формирование и совершенствование международного сотрудничества суверенных государств в информационной сфере.

Решение задачи защиты национальных интересов России в информационном пространстве определяется не столько принятием в отдельных сферах жизнедеятельности нормативных актов законодательного и подзаконного, федерального и регионального уровней, сколько особым системным подходом.

Концептуальной основой системного подхода к правовому обеспечению интересов Российской Федерации в информационной сфере выступает Доктрина информационной безопасности 2016г., выражающая официальные взгляды по вопросам национальных интересов в информационной сфере, актуальным информационным угрозам, состоянию, целям, направлениям и системе обеспечения информационной безопасности.


2. АНАЛИЗ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Виды угроз информационной безопасности государства

В истории Российской Федерации (как и других стран мира) первые элементы угроз информационного характера появились достаточно давно, и вплоть до XX в. главными из них оставались различные формы пропагандистского воздействия (в частности, пропаганда Смутного времени). После Первой мировой войны и Октябрьской революции в России, а, особенно, с началом «Холодной войны», информационное противоборство разворачивалось, в первую очередь, как идеологическая война. Советское руководство много внимания уделяло защите информационного пространства страны от влияния извне, в основном, используя механизмы фильтрации входящей информации[14].

Однако в современных условиях бурного развития информационных технологии, формирования глобального информационного пространства и превращения информационной сферы в важнейший фактор развития страны Россия не может изолироваться от мировых информационных процессов и должна искать альтернативные и в то же время эффективные способы обеспечения своей информационной безопасности.

Специалисты выделяют несколько видов угроз[15]:

– несанкционированный доступ к финансовым или иным данным компании, ее клиентов либо нарушение конфиденциальности;

– нарушение целостности данных: обычно это касается финансовых документов, в которые вносятся изменения с целью хищения денег со счетов фирм;

– ограничения доступности к данным (DDoS-атаки), влияющие на скорость работы.

Источники угроз также имеют свою классификацию:

– внутренние: к ним относятся ошибки сотрудников компаний, а также специалистов, отвечающих за бесперебойную работу сетевого электронного пространства компании. К внутренним проблемам относятся сбои в работе программного обеспечения или оборудования;

– внешние: нарушение целостности информационного поля со стороны конкурентов, хакеров, сбор информации государственными органами, отвечающими за безопасность страны. Часто компьютерные вирусы вмешиваются в работу сайтов компаний, не являются исключением и форс-мажорные обстоятельства: пожары, ураганы, землетрясения и другие подобные явления.


Для современной Российской Федерации опасность представляют следующие угрозы в информационной сфере[16]:

- распространение идей и концепций, направленных на разжигание национальной, социально-политической, религиозной вражды;

- призывы к нарушению суверенитета и территориальной целостности государства;

- опасность кибератак на важнейшие информационно-технические системы страны (военные системы управления и связи, ВПК, транспортные системы и другие);

- нарушение прав в информационной сфере (например, авторского);

- террористическая активность в информационном пространстве;

- разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб;

- разглашение секретной информации (составляющих государственную тайну сведений и прочей конфиденциальной информации, значимой для обеспечения национальных интересов);

- дискредитация политики России и авторитета отдельных российских государственных деятелей;

- ограничение прав граждан на доступ к информации (если это не предусмотрено законом);

- распространение в СМИ культа жестокости и насилия;

- неразвитость информационной инфраструктуры и рынка высокотехнологической продукции;

- научно-техническая отсталость страны и многое другое.

Исходной точкой для предотвращения и пресечения угроз информационного характера является выработка учеными, аналитиками, общественными и политическими деятелями концептуальных основ российской политики по обеспечению информационной безопасности.

Общая стратегия информационной политики должна базироваться на результатах глубокого научного осмысления современного состояния как национальной, так и глобальной информационной безопасности. На этом пути предстоит сделать еще многое, к тому же на фоне бурного развития информационной сферы и быстрого появления в этой связи все новых угроз их научное исследование должно продолжаться постоянно.

В российской политике обеспечения глобальной информационной безопасности выделяются такие направления как:

- утверждение российских инициатив по разработке и принятию мировым сообществом решений в сфере информационной безопасности;

- осуществление международных многосторонних совещаний экспертов в области информационной безопасности (БРИКС, «Группа двадцати» и другие) и развитие диалога о перспективах использования экспертного потенциала государствпартнеров;

- интернационализация управления сетью Интернет и выдвижение соответствующих инициатив РФ;


- совершенствование кадровой политики занимающихся обеспечением международной информационной безопасности органов;

- развитие глобальной методологической базы информационной безопасности и прочие.

2.2. Актуальные проблемы защищенности информационных технологий

Несмотря на существенный прогресс в обеспечении национальной информационной безопасности в последние годы государственная политика в этой сфере не лишена недостатков и требует дальнейшего совершенствования. Так, ее нормативно-правовая база сохраняет свою противоречивость, к тому же действующие законы полностью не охватывают все актуальные проблемы информационной безопасности. Существующие нормативно-правовые акты не в полной мере соответствуют реальной ситуации и остро встает вопрос за- щиты экономической информации, а, как известно, именно потеря экономической информации может нанести существенный вред государственной безопасности.

Недостаточно внимания получает информационно-аналитическая деятельность: развитие здесь идет медленными темпами и, по большей части, экстенсивным путем[17].

Ощущается нехватка четкой координации действий центральных органов и властей регионального уровня в сфере обеспечения информационной безопасности (в целом проблеме регулирования региональных информационных рынков уделяется мало внимания).

Одной из ключевых проблем в системе обеспечения информационной безопасности в условиях цифровой экономики является и низкий уровень культуры информационной безопасности. Работники не всегда осознают риски потери экономической информации, кроме того следует отметить, что наибольший процент утечки приходится именно на внутренних сотрудников, именно внутренние сотрудники в большинстве случаев причастны к потере информации. Требуется улучшение кадровой политики в информационной области (профессиональный уровень занятых в сфере защиты информации работников нередко требует повышения).

Другой угрозой информационного оружия является влияние на граждан страны. Следствием является снижение доверия граждан к власти, падение уровня патриотизма в стране, раздробленность народа. В РФ, как и в остальном мире, к проблеме противостояния стран в киберпространстве подходят с большой серьёзностью, признавая её угрозой национальной безопасности[18].