Файл: Субъекты предпринимательского права ( Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности и их юридическое закрепление в нормах права).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
В свою очередь, исходя из сущности деятельности органов, целью которых будут выступать рассмотрение и разрешение экономических споров, государственная форма подразделяется на судебную (арбитражную) и административную. То есть государственные формы представляют собой разрешение правовых споров государственными – судебными или административными органами.
Конституция РФ гарантирует государственную за- щиту прав и свобод каждому, в том числе и судебную (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46). Конституция РФ закрепляет систему органов правосудия, среди которых арбитражные суды представлены как часть единой судебной системы наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции.
Судебная форма защиты в сфере экономической деятельности – это осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 1 АПК РФ)[9].
Арбитражные суды осуществляют судебную власть по разрешению возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности экономических споров и иных дел, вытекающих из гражданских и административных правоотношений.
Можно отметить следующие особенности осуществления судопроизводства арбитражными судами: порядок осуществления экономического правосудия регламентирован в самостоятельном нормативном правовом акте – АПК РФ; общая цель судопроизводства в арбитражных судах – защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, государственных органов муниципальных образований и иных лиц в случаях, предусмотренных законом, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д. (ст. 2 АПК РФ).
При этом, согласно Конституции РФ и АПК РФ, отказ от обращения в суд недействителен, что и позволяет рассматривать судебную форму защиты как «универсальную» форму разрешения экономических споров.
С универсальностью судебной защиты тесно связана доступность судебной защиты. Конституция РФ провозглашает неограниченный доступ к правосудию как для граждан, так и для юридических лиц. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обозначено в качестве одной из задач судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2 АПК РФ). Доступность правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности можно определить как гарантированную равную возможность, предоставленную субъектам предпринимательской деятельности, на обращение в арбитражный суд, рассмотрение и разрешение экономического спора судом на равных основаниях для всех.
К гарантиям обеспечения доступности правосудия также можно отнести: гласность судебного разбирательства (ст. 11 АПК РФ); возможность применения обеспечительных мер, в том числе и до предъявления иска в арбитражный суд (гл. 8 АПК РФ); право обращения в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательства (ст. 66 АПК РФ), предоставление отсрочки, рассрочки в уплате государственной пошлины и т.д.
В отличие от иных форм защиты прав и законных судебная форма имеет детальную процессуальную регламентацию правосудия. К отличительным чертам арбитражной процессуальной формы можно отнести следующие:
– все правила судебно-арбитражной защиты устанавливаются только федеральным законом (прежде всего, АПК РФ);
– все участники арбитражного процесса и арбитражный суд, в том числе, связаны в своей деятельности нормами арбитражного процессуального права, т.е. в арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, могут совершать те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами;
– арбитражные процессуальные правоотношения складываются только между арбитражным судом и участниками процесса – это властные отношения, одним из субъектов которых обязательно является арбитражный суд;
– арбитражная процессуальная форма предоставляет равные возможности сторонам по защите своих прав и участия в процессе (принцип состязательности и диспозитивности сторон – участников арбитражного процесса);
– исходя из особенностей той или иной категории дел, предусмотрены различные виды процесса: исковое, административное, особое, упрощенное, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве), производство по корпоративным спорам, производство по делам с участием иностранных лиц, об оспаривании решений третейских судов и т.д. Все категории дел рассматриваются арбитражным судом по правилам искового производства (общие правила) с изъятиями, уставленными для отдельных категорий дел (специальные правила).
К преимуществам судебно-арбитражной формы защиты следует относить[10]:
– универсальность и доступность судебно- арбитражной формы защиты с соответствующими конституционными и арбитражно-процессуальными гарантиями их обеспечения;
– достаточность одностороннего волеизъявления заинтересованного лица для возбуждения производства по делу в арбитражном суде;
– детальная регламентация процедуры рассмотрения и разрешения спора арбитражным судом;
– возможность обжалования судебного акта и, как следствие, пересмотр и отмена незаконного (необоснованного) судебного акта, принятого арбитражным судом;
– гарантия принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу.
Административная форма защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности – это деятельность различных государственных органов исполнительной власти, уполномоченных законом на вынесение решений по спорам, вытекающим из правоотношений, связанных с деятельностью этих органов и затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Целесообразность существования такой формы защиты обусловлена двумя причинами: во-первых, такой порядок позволяет снизить нагрузку на суды и, во-вторых, в отличие от судебного порядка защиты прав и законных интересов, административная форма защиты более оперативна и влечет меньшие финансовые затраты.
Частноправовые формы урегулирования и разрешения экономических споров (альтернативное разрешение споров – АРС) представляют собой альтернативные официальному правосудию способы (несудебные) достижения согласия и примирения конфликтующих сторон[11]. Для таких форм характерно то, что урегулирование и разрешение споров осуществляются без привлечения соответствующих государственных органов.
В российской практике используются несколько альтернативных форм урегулирования экономических споров: переговоры, претензионный порядок урегулирования споров, посредничество, третейский суд и мировые соглашения (внесудебные и судебные)[12].
Одной из возможных форм примирения участников возникшего правового конфликта является заключение различных видов мировых соглашений – внесудебных и судебных.
Внесудебное мировое соглашение – это соглашение, заключенное участниками спорного правоотношения вне рамок судопроизводства. По своей правовой природе внесудебное мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, при заключении и согласовании условий которого происходит модифицирование первоначального обязательства, ставшего конфликтным, и служащий лишь предпосылкой добровольного исполнения трансформированного обязательства.
Каких-либо специальных требований к форме внесудебной мировой сделки законодательство не предусматривает – здесь действуют общие правила заключения сделок (ст. 158–165 ГК РФ).
В качестве одного из примеров заключения внесудебного мирового соглашения можно привести ст. 55 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», согласно которой удовлетворение требований залогодержателя за счет имущества, заложенного по договору об ипотеке, без обращения в суд (во внесудебном порядке) допускается на основании соглашения между залогодержателем и залогодателем, которое может быть включено в договор об ипотеке или заключено в виде отдельного договора.
В ходе судебного процесса достигнутые между контрагентами договоренности могут быть также оформлены мировым соглашением. В случае если такое соглашение будет представлено на утверждение арбитражному суду, оно приобретет юридический статус судебного мирового соглашения с обязательными юридическими последствиями и возможностью принудительного осуществления обязательств, предусмотренных в таком соглашении.
Таким образом, широкое использование альтернативных примирительных процедур в качестве механизма реализации положений законов РФ, предусматривающих возможность примирение сторон, призвано сформировать новую правовую культуру разрешения коммерческих споров в России и оптимизировать работу судебных органов[13].
Считаем необходимым эффективное использование предусмотренных законом примирительных процедур в рамках судебного процесса. Необходимо исходить из определяющей роли судьи по разрешению дела в результате применения примирительных процедур в случаях, когда стороны имеют право прекратить процесс и обратиться к процедуре медиации. Суд обязан предложить сторонам использовать процедуру медиации. В этих целях при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо неукоснительно соблюдать положения АПК РФ о разъяснении сторонам их права на обращение за содействием к посреднику, в том числе к медиатору.
Защита прокурором прав субъектов предпринимательской деятельности
Свобода экономической деятельности – неотъемлемый элемент рыночной экономики, поэтому только сейчас ее защита стала самостоятельной частью предмета прокурорского надзора. В настоящее время приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (как и ранее – приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.05.1996 № 30) надзор за исполнением законов о предпринимательской деятельности назван в числе приоритетных направлений надзора за исполнением законов в сфере экономики.
Термин же «свобода экономической деятельности» впервые использован в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». В нем прокурорам предлагается акцентировать усилия на пресечении незаконных действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности.
15 мая 2008 г. издан важнейший Указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который положил начало качественно новому этапу в сфере защиты прав предпринимателей силами прокуратуры. В соответствии с данным Указом Правительству Российской Федерации было поручено разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возможность проведения внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) органы прокуратуры были наделены новыми полномочиями по формированию ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованию внеплановых выездных проверок предпринимателей.
Подобного рода законодательные новеллы ввели в прокурорский надзор за исполнением законов о свободе экономической деятельности дополнительную информационную составляющую, призванную охватить как можно больше субъектов государственного контроля для выявления угроз свободе экономической деятельности. Дополнительная информация повысила полноту и достоверность выводов, а следовательно, и обоснованность принимаемых прокуратурой мер по борьбе с угрозами свободе экономической деятельности, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав предпринимателей.
Новые полномочия, возложенные на прокуратуру, по сути, сформировали принципиально новую систему противодействия угрозам свободе экономической деятельности средствами прокурорского надзора. Располагая полной информацией от всех контролирующих органов о плановых, а также выездных внеплановых проверках субъектов предпринимательской деятельности, прокурор получил возможность бороться не с единичными фактами такого рода угроз, а с их массовыми проявлениями.