Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Разработка стратегии охраны окружающей среды(Описание предметной области. Постановка задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация обладает своей уникальной совокупностью бизнес-процессов. Как правило, на начальном уровне развития организации бизнес-процессы не регламентированы, что делает их менее управляемыми и непредсказуемыми. Это сказывается на деятельности сотрудников, делая ее менее эффективной.

С повышением уровня развития организации повышается контроль бизнес-процессов. Начинается разработка регламентов и инструкций, обучение сотрудников и внедрение методов контроля. Поэтому стандартизация бизнес-процессов является необходимым условием минимизации потерь и снижения издержек, а также осуществления устойчивого развития. Стратегия создания культуры работы с бизнес-процессами организации является основой для создания актуальной и практически используемой базы регламентирующих документов организации.

Деятельность организации отличается от бизнес-процесса тем, что порядок ее выполнения не закреплен в стандарте и при ее осуществлении возможны отклонения в ту или иную сторону. Бизнес-процесс же должен выполняться стандартным образом, с минимальным количеством отклонений и запланированным расходом ресурсов.

Стандартизация бизнес-процессов предполагает не только разработку регламентов, но и оптимизацию с помощью внедрения информационных систем. В информационных системах осуществляется не только ввод и хранение данных, они позволяют осуществлять контроль выполнения бизнес-процессов и деятельности сотрудников. Также внедрение информационных систем позволяет получить доступ к оперативным данным в любой момент времени.

Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения бизнес-процесса с помощью применения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс разработки стратегии охраны окружающей среды.

Предметом исследования является регламент процесса разработки стратегии охраны окружающей среды.

Целью работы является разработка регламента процесса разработки стратегии охраны окружающей среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать описание предметной области.
  2. Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
  3. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
  4. Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
  5. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».


Аналитическая часть

  1. Описание предметной области. Постановка задачи

Деятельность предприятий промышленного сектора способна оказать влияние на окружающую среду. Поэтому деятельность таких предприятий контролируется законодательством РФ и инстанциями, которые проверяют соответствие деятельности организации законодательству. В настоящий момент Правительством РФ введены в действие ряд указов, направленных на обеспечение комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Причиной актуализации охраны окружающей среды является то, что устойчивое развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации и в целом национальная безопасность могут быть обеспечены только при наличии во всех регионах страны многочисленных крупных наземных и водных природных и природно-антропогенных объектов (экосистем), способных поддерживать свою стабильность при существующих уровнях техногенной нагрузки, реализовать внутренний потенциал развития при снижении уровней этой нагрузки и поддерживать благоприятное состояние окружающей среды и среды обитания человека.

Наличие и стабильность функционирования таких природных и природно-антропогенных объектов на территории и в акваториях Российской Федерации является интегральным показателем состояния экологической безопасности, в связи с чем приоритетами в деятельности государства и общества в области обеспечения экологической безопасности должны быть:

  • сохранение и восстановление природных экосистем;
  • сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;
  • регулирование роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;
  • рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов.

В соответствии со стратегическими приоритетами, изложенными в Указе, основные цели в сфере обеспечения экологической безопасности заключаются в следующем:

  1. Сформировать, развить и усовершенствовать систему управления охраной окружающей среды, направленную на снижение и предотвращение негативного воздействия деятельности предприятий на окружающую среду.
  2. Разработать и реализовать организационные, технические и технологические мероприятия для всех видов хозяйственной деятельности во всех отраслях экономики, включая внедрение экологически безопасных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов.
  3. Развить и укрепить систему особо охраняемых природных территорий как основную базу сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
  4. Развить систему экологического мониторинга, а также наполнение государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) как информационной основы для принятия управленческих решений по охране окружающей среды, по планированию и осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
  5. Укрепить и расширить деятельность служб, в задачи которых входит обеспечение защиты природных ресурсов, в том числе биоресурсов, находящихся на территории (акватории) Российской Федерации.
  6. Обеспечить условия для активного участия в охране окружающей среды общественных организаций и широких слоев населения, в том числе за счет предоставления им достоверной экологической информации и развития различных форм повышения экологической грамотности.

Чтобы достичь указанные цели, необходимо обеспечить ряд следующих принципов:

  • принцип «загрязнитель платит», предусматривающий, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред;
  • принцип долгосрочной перспективы, предусматривающий, что издержки природопользования должны определяться не только непосредственно после воздействия на окружающую среду, но и в долгосрочной перспективе.
  • принцип взаимозависимости, предполагающий учет последствий воздействия не только на данную экосистему, но и на все связанные с ней;
  • принцип предосторожности, предполагающий предупреждение возможных негативных последствий воздействия.

Наиболее важными мерами по достижению основных целей по обеспечению экологической безопасности являются:

  • совершенствование структуры природоохранных органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также адекватное существующим внутренним угрозам экологической безопасности распределение полномочий между ними;
  • разработка методологической базы по оценке риска, а также экологических и социально-экономических последствий реализации существующих внутренних угроз экологической безопасности; вариантная проработка перечня мероприятий по снижению опасности указанных угроз, а также по ликвидации последствий их реализации;
  • формирование общедоступных информационных баз, которые  содержат сведения о наилучших технологических решениях, пригодных для реализации на предприятиях различных отраслей экономики с целью минимизации техногенного воздействия на окружающую среду, а также о технологических решениях для ликвидации прошлого (накопленного) ущерба окружающей среде;
  • развитие сети национальных научно-исследовательских лабораторий и центров, обеспечивающих в рамках кооперационных связей проведение работ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, необходимой для обеспечения экологической безопасности;
  • развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в природоохранных органах государственного управления, в том числе обеспечивающих полноценное функционирование особо охраняемых природных территорий;
  • создание и совершенствование информационных ресурсов, позволяющих общественным организациям и населению участвовать в деятельности по контролю за хозяйственной и иной деятельностью природопользователей и предотвращению действий, приводящих к ущербу природным ресурсам и экосистемам;
  • развитие систем производственного экологического контроля, экологического аудита, систем мониторинга водных и наземных биоресурсов, позволяющих адекватно соотносить уровни техногенного воздействия на окружающую среду и ее состояние, в том числе состояние биологического разнообразия.

Угрозы экологии появляются вследствие следующих факторов, которые имеют стремительную тенденцию развития:

  • усиление глобальной конкуренции во всех сферах экономической деятельности, охватывающей рынки капитала, товаров, рабочей силы, систем управления и инноваций;
  • новые технологические изменения, значительно усиливающие роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающие многие традиционные факторы роста;
  • значительное увеличение роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
  • истощение и ухудшение качества мировых природных ресурсов, в первую очередь земельных, лесных и водных.

Реализация этих угроз повлечет за собой следующие последствия:

  • отток капитала из Российской Федерации и снижение финансирования отраслей, предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих инновационные экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии и оборудование, решающие проблемы ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для национальной системы обеспечения экологической безопасности;
  • формирование различных видов барьеров, направленных на ограничение импорта в Российскую Федерацию экологически чистых инновационных технологий, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для повышения уровня экологической безопасности и эффективности российской экономики;
  • импорт продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды и населения, как в товарном виде, так и в виде, потерявшем потребительские свойства;
  • хищническое или экологически неоправданное использование иностранных или транснациональных бизнес-структур, производственных объединений и корпораций национальных природных ресурсов за счет ведения несанкционированной хозяйственной деятельности, браконьерства, неправомерного размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов;
  • попытку отторжения исконных российских территорий или акваторий или интернационализации национальных природных ресурсов;
  • отток из Российской Федерации квалифицированных кадров, обеспечивающих функционирование национальной системы экологической безопасности.
  1. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов


Для проектирования информационной системы будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique ) является распространенной в связи с тем, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – это методология в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [11].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.

Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. Microsoft Visio.
  2. Bpwin process modeler.
  3. Ramus Educational.
  4. Dia [12].

Программный продукт Microsoft Visio -  векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365 [4].

Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [1].