Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права (Понятие и признаки субъектов предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня предпринимательство является одним из наиболее прибыльных видов деятельности. Далеко не всегда и не для всех оно было успешным, но, тем не менее, пережило самые трудные времена и до сих продолжает существовать не в самом плохом виде. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом.

В большинстве стран мира предпринимательское право служит мощным двигателем экономического и социального развития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, предпринимательское право выполняет управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально-экономической жизни общества. Посредством предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управления, информационных технологиях.

Объектом данной курсовой работы выступают юридические лица. Предметом курсовой работы являются процедуры создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.

В условиях рыночной экономики гражданский оборот невозможен без четкого определения, какие именно организации имеют право самостоятельно (от своего имени) вступать в гражданские правоотношения, каковы объем и особенности их правоспособности, каков объем полномочий их органов управления, в чем состоят особенности создания, реорганизации и ликвидации (в том числе банкротства) таких организаций. Иными словами, любой участник гражданского оборота должен четко представлять, что его может ожидать при вступлении в правоотношения с тем или иным контрагентом. Именно этим целям служит институт юридического лица.

Однако зачастую институт юридического лица используется в противозаконных целях – незаконное предпринимательство, создание юридического лица с целью «уйти» от уплаты налогов. Представляется, что это стало возможным из-за отсутствия со стороны государства четкого контроля над всеми этими процессами в сфере предпринимательства.

В связи с этим, вопрос о порядке создания, реорганизации, а также ликвидации юридических лиц является актуальным на сегодняшний день.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех циклов существования юридических лиц в России, этапов создания, а также обязанности при реорганизации и ликвидации.


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • обозначить общее положения субъектов предпринимательского права;
  • исследовать правовое положение юридических лиц;
  • изучить процесс создания юридического лица на примере открытия ИП;
  • изучить процессы реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства;

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие и признаки субъектов предпринимательства

Каждая отрасль правовой системы характеризуется наличием субъектов права, являющимися участниками общественных отношений, которые в соответствии с законодательством способны быть носителями соответствующих прав и обязанностей.

В предпринимательском праве имеется свой специфический субъектный состав, отличающийся от состава других отраслей.

Субъект предпринимательского права – это лицо, которое выступает участником предпринимательских правоотношений, а также является носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей. Они проявляются посредствам определенных признаков, в зависимости от которых строится их классификация.

Общепринято выделять следующие признаки субъектов предпринимательского права:

  • легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
  • самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами[1].

Также к признакам юридического лица можно отнести: наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, наличие учредительных документов, утвержденного и зарегистрированного устава, наличие юридического адреса, ведение бухгалтерского учета и подчинение надзору – санитарному, пожарному и пр.

Принято различать такие виды субъектов российского предпринимательского права, как:

  • российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица;
  • хозяйственные объединения.

А также субъекты предпринимательства несут определенный набор функций:

      1. оформление коллективных интересов. Институт юридического лица организует, упорядочивает внутренние отношения участников юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя юридическому лицу выступать в гражданском обороте от собственного имени.
      2. объединение капиталов – функция, без которой невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность. Юридическое лицо, является оптимальной формой централизации капиталов, например, в такой его разновидности, как акционерное общество, также конструкция юридического лица позволяет заинтересованным лицам, имеющим общую цель, объединить свои усилия и совместно действовать для достижения этой цели.
      3. управление капиталом, создание условий для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности. Капитал требует профессионального управления: только тогда можно рассчитывать на то, что он принесёт прибыль. Система законодательства о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и таким образом является мощным фактором саморегулирования и самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.
      4. юридическое обособление имущества, обособление части имущества учредителя от своего остального имущества, закрепление его за юридическим лицом и принадлежность его самому юридическому лицу, причём, как правило, на праве собственности, и учет его на самостоятельном балансе юридического лица.
      5. ограничение предпринимательского, имущественного риска для участника юридического лица суммой вклада в капитал конкретного предприятия. Собственник выделяет из всей своей имущественной массы определённую часть, которую решает предназначить для ведения предпринимательской деятельности, и закрепляет её за созданной им организацией. Учредитель рискует только стоимостью той части имущества, которую он выделил при создании юридического лица, и в случае неудачной предпринимательской деятельности и банкротства последнего он может не вернуть вложенных в дело средств[2].

Таким образом, можно сказать об определенной специфике предпринимательских отношений по сравнению с другими отношениями. Субъектами предпринимательства выступают физические и юридические лица, каждый из которых различаются по характеру действия и по масштабу организации.

1.2 Правовое положение субъектов предпринимательского права

Правосубъектность представляет собой совокупность качеств субъекта права, а именно, правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации, и прекращается в момент исключения его из государственного реестра[3].

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства определено Федеральным законом от 27 июля 2017 г. № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Правовое положение товарных бирж определяется Закон РФ от 20.02.1992 № 2383 – 1 (ред. от 23.07.2013) «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Наряду с другими в предпринимательской деятельности выделяются такие организации, чей правовой статус можно характеризовать как особый в силу законодательных ограничений на ведение разных видов предпринимательской деятельности, кроме указанных в лицензии.

Правовое положение банков характеризуется сложной и многоплановой компетенцией, поскольку они осуществляют свою деятельность в сфере денежного обращения. Предметом их деятельности являются денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, то есть выполняют функцию платежа, обращения и кредита в денежной форме[4].

Все банки в совокупности образуют систему, вне которой их деятельность невозможна. Руководство этой системой осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Он определяет основы банковской деятельности, устанавливает единые правила ведения банковских операций. Правовое положение коммерческих банков определено ФЗ №395 – 1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности».


Таким образом, определение характерной для предпринимательского права правосубъектности участников предпринимательских правоотношений имеет важное значение, поскольку они являются носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей, а, следовательно, участниками предпринимательской деятельности в пределах предоставленной им компетенции.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СУБЪКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА, ОБЛАДАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАВОСУБЪКТНОСТЬЮ

2.1 Специализированное общество как самостоятельный субъект предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательского права – это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность

Субъекты предпринимательского права обладают предпринимательской правосубъектностью, т.е. могут выступать в предпринимательском обороте от своего имени, иметь права, обязанности, нести ответственность. К числу субъектов предпринимательского права относятся лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также государство, субъекты РФ, муниципальные образования, действующие в лице соответствующих государственных органов, саморегулируемые организации, которые регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов.

Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует:

  • как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);
  • как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и соответственно выражающая интересы республики;
  • в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий;
  • в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий.