Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскной деятельность (ОРД) осуществляется через проведение оперативно-розыскной мероприятий (ОРМ), которые составляют первооснову ОРД, ее содержание. Поэтому теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскной мероприятий. Хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскной мероприятий, требующие научной проработки, так как несмотря на большое количество трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскной мероприятий, пока не проводилось.
Необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскной мероприятиях является одной из таких проблем. В первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. был закреплен перечень ОРМ и проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскной мероприятия.
В этих исследованиях, используя различные подходы при решении частных вопросов, авторы пытались решать и общие проблемы, касающиеся оперативно-розыскной мероприятий в целом. Это касается определения понятия и сущности отдельных ОРМ, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты дополняют, и в то же время в чем-то противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций.
Некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия, это: оперативный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение, контролируемая поставка, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых предметов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскной мероприятий.
Предмет исследования – нормативно-правовой регулирование оперативно-розыскной мероприятий по российскому законодательству.
При написании курсовой работой были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы:
- формально-логический метод анализа нормативных актов с целью выявление логических противоречий в законодательстве;
- метод сравнительного анализа правовых норм для определения соответствия законодательных актов мировым стандартам;
- системный подход к анализу законотворчества в Российской Федерации;
- исторический метод сравнения правовых норм законодательных актов РСФСР и Российской Федерации;
- формально-юридический анализ источников, использованных при написании дипломной работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
В теории ОРД указанный термин используется давно, но употребляется в различных значениях. В одних случаях ОРМ относят к познавательной стороне ОРД, связанной с поиском, обнаружением и фиксацией информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов. В других случаях с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении.
В ходе развития российского законодательства в юридическом языке появился новый правовой термин – «оперативно-розыскные мероприятия». Первое время в качестве правовой категории этот термин появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, откуда «перекочевал» в ст. 226 Таможенного кодекса Российской Федерации. Затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его толкование. Поэтому возникает потребность в определении содержания нового правового термина.
Основой при определении понятия ОРМ являются законы и правила логики – науки о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории ОРД, как и в любой другой науке, является логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание. Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, говоря, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей.
В.Г. Боброва, А.Г. Лекаря, В.В. Дюкова, В.И. Елинского, А.М. Ефремова, Д.В. Ривмана, А.Ю. Шумилова, Ю.Ф. Кваши, К.В. Суркова, Н.С. Железняка и другие авторы пытались определить понятие ОРМ. Было найдено в изученной литературе больше двадцати определений оперативно-розыскных мероприятий, и они ещё продолжают увеличиваться. Каждое определение характеризуется немалым разнообразием авторских подходов, которые очень отличаются друг от друга.
А.Г. Лекарем в 1966 году было сформулировано одно из первых определений ОРМ, где автор под оперативно-розыскными мероприятиями понимал «действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности».
Анализируя это определение можно сделать вывод, что в качестве родового объекта понятия ОРМ рассматриваются действия работников органов охраны общественного порядка. В числе отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий в данном определении обозначены следующие:
- использование гласных и негласных средств и методов;
- специальный субъект действий в лице сотрудников органов внутренних дел;
- направленность на решение частных задач ОРД.
Признаки ОРМ, включенные в определение:
1. указывает на субъекты ОРМ, в качестве которых, по мнению А.Г. Лекаря, могут выступать любые должностные лица органов внутренних дел. С таким расширительным подходом вряд ли можно согласиться в полной мере, поскольку зачисление в штат сотрудников ОВД не является автоматическим наделением прав на проведение ОРМ. Для этого необходимы специальные полномочия.
2. Данный признак напрямую вытекает из основополагающего принципа ОРД – сочетания гласных и негласных методов и средств.
3. отражает цель, которая может быть достигнута в результате его проведения. Поскольку ОРМ является составным элементом ОРД, то с их помощью могут решаться какие-либо конкретные (локальные, промежуточные) тактические задачи. Направленность на решение частной тактической задачи отличает ОРМ от других смежных категорий. По этому признаку ОРМ, в частности, можно отличать от оперативного поиска как формы ОРД, который направлен на решение одной из основных задач всей оперативно-розыскной деятельности – выявления лиц, подготавливающих и совершающих преступления, и фактов, свидетельствующих об этом.
В 1972 году А.Г. Лекарь несколько изменил первоначальную дефиницию ОРМ, определив их как «основанные на использовании специальных негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел, направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью».
В новом определении были уточнены субъекты ОРМ: вместо работников органов охраны общественного порядка в нем указывалось на оперативных работников, то есть должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
А так же изменена формулировка задач ОРМ: вместо частных задач ОРД в новом определении в качестве таковых упоминались отдельные задачи борьбы с преступностью. Такое изменение неоправданно расширяет круг задач ОРМ, поскольку к отдельным задачам борьбы с преступностью относятся: общая профилактика, расследование преступлений, охрана общественного порядка и так далее.
В.В. Дюков в 1977 году предложил похожее по содержанию определение, по мнению которого ОРМ – это «комбинированная система взаимосвязанных действий оперативных работников с использованием как гласных, так и негласных сил и средств для решения конкретной тактической задачи». В данном определении, автор полагает, что ОРМ основывается не просто на действиях, а на их комбинированной серии. Такое уточнение подчеркивает сложный характер оперативно-розыскного мероприятия как структурного элемента ОРД. Каждое мероприятие складывается из каких-то простейших действий. В данном случае смысл слова и сущностная характеристика явления, которое им обозначено, в полной мере совпадают.
В отличие от двух предыдущих определений, во втором говорится об использовании не средств и методов, а сил и средств, что представляется не вполне обоснованным. Как известно, под силами ОРД понимаются сотрудники оперативных аппаратов, штатные негласные сотрудники, сотрудники других служб правоохранительных органов, привлекаемые к проведению отдельных ОРМ, внештатные сотрудники, лица, оказывающие содействие. В связи с этим дважды упоминать субъектов в определении ОРМ будет, по меньшей мере, тавтологией.
Приведенные определения оказались для того периода развития теории ОРД достаточно оптимальными и не вызывали споров среди ученых, хотя были критические замечания. Отсутствие в законодательстве советского периода термина «оперативно-розыскное мероприятие», а также нацеленность теории ОРД на решение более общих методологических задач не стимулировало интерес исследователей к определению понятия ОРМ и не порождало научной дискуссии по этой проблеме. Видимо поэтому других заметных попыток сформулировать понятие ОРМ в юридической литературе до середины 90-х гг. не встречается. Отсутствовало оно и в первом открытом комментарии к Закону об ОРД, авторы которого лишь ограничились замечанием о наличии у каждого оперативно-розыскного мероприятия своей организации и тактики.
Интерес к затронутой проблеме появился с зарождением оперативно-розыскного законодательства, потому что понятие оперативно-розыскных мероприятий приобрело правовой статус. После принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. одним из первых на страницах открытой литературы появилось понятие оперативно-розыскного мероприятия, сформулированное в комментарии к этому законодательному акту. В нем под ОРМ предлагалось понимать «составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач».
Почти одновременно попытка сформулировать понятие ОРМ была предпринята А.Ю. Шумиловым, который определил их как «совокупность отдельных оперативно-розыскных действий, объединенных целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности».
По мнению А.Ю. Шумилова, в данном определении указывается на то, что ОРМ состоит из совокупности отдельных действий, которые должны быть объединены единой целью. Соглашаясь в принципе с таким уточнением, хотелось бы высказать сомнение в правильности отождествления в данном определении целей отдельного мероприятия с целями всей оперативно-розыскной деятельности, поскольку в таком случае объем понятия оперативно-розыскного мероприятия расширяется до объемов понятия ОРД в целом. Нельзя не обратить внимания также на то, что в качестве определяющего понятия используется термин «оперативно-розыскное действие», содержание которого однозначно пока не определено. Таким образом, здесь можно обнаружить логическую ошибку, называемую кругом в определении, когда определяющее понятие само раскрывается через определяемое.
По другому формулируется определение ОРМ в комментарии к Закону об ОРД, подготовленном авторским коллективом Академии ФСБ России. В нем под оперативно-розыскным мероприятием понимается «проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности».
В этом определении вызывает интерес более широкое понимание субъектов ОРМ, в качестве которых здесь называется не оперативный работник, а «уполномоченные лица», что является более точным, поскольку такой подход не исключает из их числа должностных лиц неоперативных служб, а также негласных сотрудников, действующих по поручению оперативных работников.