Файл: Лабораторная работа №3. Первые шаги к безопасной ОС.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 468

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лабораторная работа № 3

Первые шаги к безопасной ОС

В этой работе требуется выполнить настройки в операционной системе, которые позволят повысить

безопасность и производительность рабочей станции.

Задание 1.

Управление службами

Используя графические инструменты или непосредственно редактируя файлы настроек, выполните

следующие действия:

1. Просмотрите запущенные службы (если непонятно, что за служба, посмотрите информацию о ней).

2. Ненужные службы потребляют ресурсы и создают дополнительные уязвимости в системе безопас-

ности. Отключите ненужные службы (по крайней мере очевидные), обратите внимание на CUPS.

3. Включите (если ещё не включен) «SSH-сервер».

4. Установите интерпретатор (для «Apache») «PHP», «phpMyAdmin», веб-сервер «Apache», СУБД

«MariaDB». Запустите и проверьте установленные продукты.

Службы в UNIX/Linux системах запускаются с правами root. Войдя под root для запуска службы
(демона) apache нужно набрать в командной строке следующую команду:
service httpd start

Аналогично запускаются и другие службы (буква d в конце имени указывает на то, что это служба,
«демон»).

Проверить «Apache» можно в браузере, набрав адрес своей машины (на своей машине можно ввести
localhost или 127.0.0.1).

5. Установите «запуск служб при включении» для «Apache» (httpd) и «MariaDB» (mysqld) через GUI

или chkconfig (текстовый интерфейс для /etc/rc[0-6].d).

6. Просмотрите запущенные службы с помощью утилиты systemctl, установленные службы с помо-

щью systemctl list-unit-files. Запущена ли служба ssh? Если не запущена, то запустите.

Запустить службу из консоли можно и через утилиту systemctl с командой start и названием
службы, например: systemctl start ssh.

Посмотрите открытые порты (systemctl list-sockets). Чтобы увидеть не только активные соеди-
нения, воспользуйтесь командой systemctl list-sockets -all.

7. Добавьте в отчёт список запущенных служб и список открытых портов (вместе с командами).

Задание 2.

Изменение заданных по умолчанию настроек

Используя графические инструменты или непосредственно редактируя файлы настроек, выполните

следующие действия:

1. Посмотрите в настройках список зарегистрированных пользователей. Посмотрите информацию об

учётной записи пользователя (свой логин). Посмотрите информацию о пароле пользователя, вклю-
чите срок действия пароля 365 дней, предупреждать об изменении за неделю. Если есть пользова-
тель «Гость» (guest), заблокируйте его учётную запись.

Список активных пользователей можно вывести командой who.

Посмотрите свойства своей Домашней папки. Измените права (просмотр, изменение, доступ) на эту
папку, в соответствии с Вашими потребностями.

2. Все СУБД рекомендуется сначала проверять из консоли. Консоль для «MariaDB» называется mysql

(так же, как и для СУБД «MySQL»). Запустите консоль «MariaDB» (из под root).

Узнайте (в Интернете), какой логин и пароль администратора СУБД «MariaDB» и др. СУБД. По-
пробуйте зайти через графический интерфейс (http://localhost/phpmyadmin).

Попробуйте зайти на чужой компьютер, как user, и запустить консоль mysql.


background image

c

 О. В. Журенков

АлтГУ, МИЭМИС, каф. МПИЭГМУ, г. Барнаул -2017

2

3. Посмотрите в Интернете пароли по умолчанию для «MySQL»/«MariaDB» и др. сервисов. Добавьте

этот список в отчёт.

Исправьте обнаруженный недостаток. Для «MariaDB» («MySQL») изменить пароль можно следую-
щей командой:
mysqladmin -u пользователь password новый_пароль

После изменения пароля войти через консоль можно только с ключом -p:
mysql -p [-u пользователь]

Ещё раз проверьте работу веб-сервера и СУБД (через веб-интерфейс).

Добавьте в отчёт содержимое окна консоли (терминала).

Задание 3.

Защита ОС

1. Откройте «параметры входа в систему», посмотрите текущие настройки. Посмотрите, кому разре-

шено выключать и перезагружать компьютер.

Запретите вход в систему и работу в обычном режиме для пользователя root.

Не допускайте автоматический вход в систему и вход без пароля.

2. Включите файервол. Разрешите доступ только к тем службам, которые у Вас используются. Про-

верьте открытые порты (см. предыдущую работу). Проверьте доступность сервисов с хоста (из ос-
новной ОС) или с другой машины.

3. Выполните настройку аутентификации для системных утилит. Не допускайте к настройкам сети

и системы никого, кроме root.

Задание 4.

Резервное копирование

1. Создайте новый виртуальный диск размером 200 МБ с названием backups и подключите к своей

виртуальной машине.

2. Используя утилиту для работы с дисками (например, drakdisk), задайте для backups файловую

систему ext4, отформатируйте его и примонтируйте в /mnt/.backups.

3. Используя доступный инструмент, составьте «План резервного копирования»:

• тип — версионное резервное копирование;

• источники — папка Документы;

• место хранения — диск backups (/mnt/.backups);

• расписание — интервал 1 день;

• дополнительно — проверка целостности.

4. Выполните резервное копирование. Посмотрите файл журнала, добавьте его содержимое в отчёт.