Файл: Лабораторная работа №3. Первые шаги к безопасной ОС.pdf
ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Информационная безопасность
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 468
Скачиваний: 10
Лабораторная работа № 3
Первые шаги к безопасной ОС
В этой работе требуется выполнить настройки в операционной системе, которые позволят повысить
безопасность и производительность рабочей станции.
Задание 1.
Управление службами
Используя графические инструменты или непосредственно редактируя файлы настроек, выполните
следующие действия:
1. Просмотрите запущенные службы (если непонятно, что за служба, посмотрите информацию о ней).
2. Ненужные службы потребляют ресурсы и создают дополнительные уязвимости в системе безопас-
ности. Отключите ненужные службы (по крайней мере очевидные), обратите внимание на CUPS.
3. Включите (если ещё не включен) «SSH-сервер».
4. Установите интерпретатор (для «Apache») «PHP», «phpMyAdmin», веб-сервер «Apache», СУБД
«MariaDB». Запустите и проверьте установленные продукты.
Службы в UNIX/Linux системах запускаются с правами root. Войдя под root для запуска службы
(демона) apache нужно набрать в командной строке следующую команду:
service httpd start
Аналогично запускаются и другие службы (буква d в конце имени указывает на то, что это служба,
«демон»).
Проверить «Apache» можно в браузере, набрав адрес своей машины (на своей машине можно ввести
localhost или 127.0.0.1).
5. Установите «запуск служб при включении» для «Apache» (httpd) и «MariaDB» (mysqld) через GUI
или chkconfig (текстовый интерфейс для /etc/rc[0-6].d).
6. Просмотрите запущенные службы с помощью утилиты systemctl, установленные службы с помо-
щью systemctl list-unit-files. Запущена ли служба ssh? Если не запущена, то запустите.
Запустить службу из консоли можно и через утилиту systemctl с командой start и названием
службы, например: systemctl start ssh.
Посмотрите открытые порты (systemctl list-sockets). Чтобы увидеть не только активные соеди-
нения, воспользуйтесь командой systemctl list-sockets -all.
7. Добавьте в отчёт список запущенных служб и список открытых портов (вместе с командами).
Задание 2.
Изменение заданных по умолчанию настроек
Используя графические инструменты или непосредственно редактируя файлы настроек, выполните
следующие действия:
1. Посмотрите в настройках список зарегистрированных пользователей. Посмотрите информацию об
учётной записи пользователя (свой логин). Посмотрите информацию о пароле пользователя, вклю-
чите срок действия пароля 365 дней, предупреждать об изменении за неделю. Если есть пользова-
тель «Гость» (guest), заблокируйте его учётную запись.
Список активных пользователей можно вывести командой who.
Посмотрите свойства своей Домашней папки. Измените права (просмотр, изменение, доступ) на эту
папку, в соответствии с Вашими потребностями.
2. Все СУБД рекомендуется сначала проверять из консоли. Консоль для «MariaDB» называется mysql
(так же, как и для СУБД «MySQL»). Запустите консоль «MariaDB» (из под root).
Узнайте (в Интернете), какой логин и пароль администратора СУБД «MariaDB» и др. СУБД. По-
пробуйте зайти через графический интерфейс (http://localhost/phpmyadmin).
Попробуйте зайти на чужой компьютер, как user, и запустить консоль mysql.
c
О. В. Журенков
АлтГУ, МИЭМИС, каф. МПИЭГМУ, г. Барнаул -2017
2
3. Посмотрите в Интернете пароли по умолчанию для «MySQL»/«MariaDB» и др. сервисов. Добавьте
этот список в отчёт.
Исправьте обнаруженный недостаток. Для «MariaDB» («MySQL») изменить пароль можно следую-
щей командой:
mysqladmin -u пользователь password новый_пароль
После изменения пароля войти через консоль можно только с ключом -p:
mysql -p [-u пользователь]
Ещё раз проверьте работу веб-сервера и СУБД (через веб-интерфейс).
Добавьте в отчёт содержимое окна консоли (терминала).
Задание 3.
Защита ОС
1. Откройте «параметры входа в систему», посмотрите текущие настройки. Посмотрите, кому разре-
шено выключать и перезагружать компьютер.
Запретите вход в систему и работу в обычном режиме для пользователя root.
Не допускайте автоматический вход в систему и вход без пароля.
2. Включите файервол. Разрешите доступ только к тем службам, которые у Вас используются. Про-
верьте открытые порты (см. предыдущую работу). Проверьте доступность сервисов с хоста (из ос-
новной ОС) или с другой машины.
3. Выполните настройку аутентификации для системных утилит. Не допускайте к настройкам сети
и системы никого, кроме root.
Задание 4.
Резервное копирование
1. Создайте новый виртуальный диск размером 200 МБ с названием backups и подключите к своей
виртуальной машине.
2. Используя утилиту для работы с дисками (например, drakdisk), задайте для backups файловую
систему ext4, отформатируйте его и примонтируйте в /mnt/.backups.
3. Используя доступный инструмент, составьте «План резервного копирования»:
• тип — версионное резервное копирование;
• источники — папка Документы;
• место хранения — диск backups (/mnt/.backups);
• расписание — интервал 1 день;
• дополнительно — проверка целостности.
4. Выполните резервное копирование. Посмотрите файл журнала, добавьте его содержимое в отчёт.