Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Переход общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.
Как и физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима как правоспособность, так и дееспособность. В отличие от физических лиц у юридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно может своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
Актуальность темы контрольной состоит в том, что современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота. Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся реорганизации и ликвидации юридических лиц, обусловлена, прежде всего, особой общественной значимостью этих правовых институтов.
Как само законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права.
С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие - прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.
1. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 88-ФЗ)).[1]
При соблюдении всех критериев, определенных ст. 3 вышеназванного Закона, организации, учредителями которых являются физические лица (в том числе физические лица иностранных государств), могут быть отнесены к категории «субъект малого предпринимательства». Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Меры поддержки, предусмотренные законодательством для хозяйствующих субъектов, признанных в установленном законом порядке малыми предприятиями:
— льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства.
Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг;
— ускоренная амортизация.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Помимо этого малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет;
— льготные условия кредитования и стимулирование кредитования субъектов малого предпринимательства.
Предусмотрена компенсация кредитным организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий, которая осуществляется за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, в свою очередь пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
— особые условия страхования субъектов малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством;
— резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.[2]
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства; В целях поддержки малых предприятий органами исполнительной власти осуществляется комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнесинкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры (например, организация рынков, торговых центров).
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Перечисленные субъекты предпринимательства подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
в государственной предпринимателя только в , прямо законом. от регистрации, а отказ в могут обжалованы в суд. государственной включаются в государственных юридических лиц и предпринимателей, для всеобщего . Субъект считается со дня внесения записи в единый реестр.
юридического . Правовой деятельности лица его учредительные .
Юридическое в зависимости от формы действовать на :
— устава;
— договора и ;
— только договора.
В законом юридическое , не являющееся организацией, действовать на общего об организациях вида.
договор лица , а устав его учредителями (). Юридическое , созданное учредителем, на основании , утвержденного учредителем.
В документах лица определяться:
— юридического ;
— место ;
— порядок деятельностью лица;
— сведения, законом для лиц соответствующего .
Юридическое имеет наименование, указание на его форму.
нахождения лица местом его регистрации. регистрация лица по месту его постоянно исполнительного , а в случае постоянно исполнительного - иного или лица, право от имени лица без .
Юридическое , являющееся организацией, иметь наименование. и место юридического указываются в его документах.
лицо, наименование зарегистрировано в порядке, исключительное его использования. , неправомерно чужое фирменное , по требованию права на наименование прекратить его и возместить убытки.
В документах организаций и предприятий и других организаций быть предмет и деятельности лица. и определенные деятельности организации быть учредительными и в случаях, по закону это не обязательным.
В договоре обязуются юридическое , определяют совместной по его созданию, передачи ему имущества и в его деятельности. определяются условия и распределения. участниками и убытков, деятельностью лица, учредителей () из его состава.
лицо гражданские и принимает на гражданские через органы. назначения или органов лица законом и документами. В законом юридическое может гражданские и принимать на гражданские через участников.
лица иметь представительства и , созданные в порядке. и филиалы быть в учредительных создавшего их лица.[3]
является подразделение лица, вне места его , которое интересы лица и их защиту.
является подразделение лица, вне места его и осуществляющее все его или их часть, в том функции . Представительства и не являются лица ми. Они имуществом их юридического и действуют на утвержденных им . Руководители и филиалов юридическим и действуют на его доверенности. предпринимательство. п.1 ст.23 ГК РФ лицо статус предпринимателя с его государственной .
Не допускается регистрация лица в индивидуального , если не силу его регистрация в качестве, не истек год со дня судом о признании его (банкротом) в с невозможностью требования , связанные с осуществляемой им деятельностью, или о прекращении в порядке его в качестве предпринимателя, не истек , на который лицо по суда права предпринимательской .
Государственная физического в качестве предпринимателя силу внесения об записи в государственный индивидуальных .[4]
3.РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
Реорганизация собой из форм деятельности лиц и создания . В отличие от реорганизация не погашения юридического , прекращающего .
Ряд авторов реорганизацию в специфического образования и прекращения юридических лиц. По мнению, такой , отражающий всего , происходящие при с юридическими , представляется верным для дефиниции. В нами показана такого .
Особого заслуживает реорганизации, В.А.Дозорцевым. Он, реорганизацию из форм юридических лиц, все же, что результатом бывает не прекращение лиц, но и определенное правосубъектности лица, без его прекращения правопреемство.
под реорганизацией такое (в том числе ) правосубъектности лица, в которого правопреемство у юридического , притом не (каких-то прав и ), а универсальное, совокупности и обязанностей, юридическому .[5]
Под реорганизацией понимает перемены лиц в и иных , характеризующийся комплекса их и обязанностей, состава либо формы юридического и влекущий правопреемство. К юридически призанков А.Коровайко следующие: