ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Элеонора Дузе (Duse), (З.Х.1858, Виджевано, Италия, - 21.IV.1924, Питсбург, США) - итальянская актриса. Дузе была внучкой крупного актёра диалектального театра, одного из преобразователей комедии дель арте, отец - Алессандро Дузе - актёр небольшой труппы, странствовавшей по городам Италии. Выступать на сцене Дузе начала с 4 лет, играла Козетту в спектакле "Отверженные" по Гюго. В 1873 году 15-летняя Дузе с успехом сыграла Джульетту. Первое серьёзное признание Дузе принесло исполнение роли Терезы Ракен (1879, одноименное произведение Золя) на сцене театра Фьорентини в Неаполе (труппа Эмануэля). В 1880-1886 годах Дузе с труппой Ч. Росси успешно гастролировала по Италии. В 1887 году организовала собственную труппу (под руководством Ф. Андо). В конце 1880-х годов Дузе становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, которые приносят ей триумфальный успех (Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария, Испания, Португалия, Египет, США и страны Южной Америки). В 1891-1892 годах и в 1908 году играла в России. Искусство Дузе высоко ценили Чехов, Репин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Из ролей Дузе в классическом репертуаре наиболее значительные: Джульетта, Клеопатра ("Ромео и Джульетта", "Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мирандолина. Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Дузе к тонкой психологической характеристике, раскрытию противоречивых сторон характера. Клеопатра-Дузе сочетала искренность и коварство, нежность и иронию, великодушие и жестокость, образ этот был отмечен неподражаемой грацией, обаянием. Определяющим для творчества Дузе стал современный репертуар. Она первая в Италии начала играть Ибсена: Нора; Гедда Габлер (одноименные произведения), Ребекка Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря"). В 1905 году в парижском теаре "Творчество" Дузе сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое место в репертуаре Дузе занимали роли в драмах А. Дюма-сына, В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Выступая в этих пьесах, Д. углубляла, обогащала образы, лишь намеченные авторами. Она раскрывала психологию своих современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в буржуазном обществе, выражала в созданных ею сценических образах страстный и скорбный протест против лицемерия и жестокости буржуазной морали. Лучшая роль Дузе в современной переводной драматургии - Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Дузе играла в современных пьесах итальянских веристов: Сантуцца ("Сельская честь" Верги), Эмма ("Грустные влюблённые" Джакозы), графиня Евгения, Юлия ("Влюблённая", "Идеальная жена" Праги). Дузе прославила имя Г. Д'Аннунцио; в его претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну ("Мёртвый город"), Франческу ("Франческа да Римини"), Сильвию ("Джиоконда") и др. Дузе играла также и в пьесах Метерлинка (Монна Ванна - одноименное произведение). Искусство Дузе поражало силой убедительности и неизъяснимой прелестью. Простота, человечность, обаятельная женственность - характерные черты творчества замечательной актрисы. По сравнению со своими предшественниками - великими итальянскими актёрами начала и середины 19 века (Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини) - Дузе казалась более нервной, мятущейся, жизненный ритм её героинь отличался особым напряжением. Душевный надлом, ощущение непрочности жизненных устоев, неудовлетворённость настоящим и страх перед будущим, острое чувство одиночества, тоска, внутренний разлад - характеризуют большинство образов, созданных Дузе. Но, несмотря на известное влияние модернизма и декадентства, Дузе сохраняла верность гуманному и демократическому искусству своих предшественников. Она утверждала красоту и благородство человеческой души, отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Дузе, были окрашены особым колоритом, проникнуты индивидуальностью самой актрисы, исполнены задушевности, лиризма, необыкновенной женственности. Психологический реализм актрисы связан с большими идейными задачами, стремлением Дузе выразить в искусстве значительные мысли, передать истинные,чуждыe всякого внешнего эффекта, чувства, переживания людей. Дузе обладала тонкой интуицией, она несла со сцены искусство жизненной правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом. Исполнение Дузе отличалось виртуозной сценической техникой, но техника эта никогда не становилась самоцелью - она использовалась Дузе для глубокого и тонкого раскрытия внутреннего мира её героинь. Длительная, вдумчивая работа Дузе над ролью не была заметна зрителям; игра актрисы казалась импровизацией художника. Разочарование в буржуазном театре, тяжёлые личные переживания вынудили Дузе в 1909 году оставить сцену. В 1916 году вышел фильм "Пепел" (по роману Деледды) с участием Дузе. В 1921 году материальные трудности заставили Дузе снова вернуться в театр. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг (1921). После захвата власти в Италии фашистами Дузе покинула родину, отказавшись от выгодных предложений, которые были ей сделаны.