ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. (47)Чехов Антон Павлович и мировой театр.

Чехова открыл Нимирович-Данченко! Ранние драматические опыты, новаторства, встреча с МХТ и триумф «Чайки»! Чайка (1895—1896). Другие его пьесы Дядя Ваня (1896) Три сестры (1900) • Вишнёвый сад (1903), Безотцовщина («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е—1880-е) • На большой дороге (1884) • О вреде табака (1886) • Калхас (1887) • Иванов (1887—1888) • Медведь (1888) • Предложение (1888) • Свадьба (1889) • Леший (1889) • Татьяна Репина (1889) • Трагик поневоле (1889) • Юбилей (1891). Антон Павлович Чехов многое предопределил или предугадал в литературе XX в. Этим, в частности, объясняется, почему его объявляли основоположником и таких течений в мировой литературе, которые были явно чужды его творческим принципам.

Интимно-лирический характер пьес. Пьесы-шутки(Юбилей, Медведь, Предложение. .САЙТ: А.П. Чехов (1860–1904)

Раннее творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Проблематика, идеи и художественное своеобразие первых произведений А.П. Чехова. Особенности сатиры. Традиции Салтыкова– Щедрина в рассказах Чехова. Обличение пошлости и хамства, хамелеонства, рабства и чинопочитания («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» и др.). Проблематика и основные идеи повестей и рассказов зрелого периода творчества Чехова. Постановка важнейших проблем эпохи

и вечных проблем в произведениях «Палата №6.Поиски положительного героя и идеалов. «Маленькая трилогия»(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ее идейно-тематическое единство и своеобразие. Повесть «Ионыч». Драматургия Чехова. Новаторство чеховской драматургии: жанровая полифоничность, многолинейность сюжета, новый характер

конфликта, роль лирического подтекста, образная система, двуплановость, реалистическая символика, слияние драматического и комического. Влияние творчества Чехова на развитие мировой драматургии.«Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова. Своеобразие чеховского историзма. Тема судьбы России. Проблема уходящего времени. Образы героев произведения. Символическое значение образа сада. Роль образов второстепенных героев. Значение финала.Вопрос жанра.Мировое значение творчества Чехова. Чехов и наше время. Чехов А.П.::: Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Палата № 6. Человек в футляре. Крыжовник.Душечка. Попрыгунья. О любви. Вишневый сад….Драматургия Чехова.Драматургия Чехова. Новаторство чеховской драматургии: жанG

ровая полифоничность, многолинейность сюжета, новый характер конфликта, роль лирического подтекста, образная система, двуплановость, , реалистическая символика, слияние драматического и комического. Влияние творчества Чехова на развитие мировой драматургии.«Чайка». Проблематика. Искусство и любовь в пьесе. Проблема творческой личности.«Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни. Проблематика. Особенности


художественных образов.«Три сестры», проблематика и идейное содержание пьесы. Образы

героев произведения…Драматургия А.П.Чехова

1. Новаторство чеховской драматургии.

А) Жанровая полифоничность, слияние драматического и коG

мического.

Б) Многолинейность сюжета.

В) Новый характер конфликта.

Г) Роль лирического подтекста.

Д) Особенности образной системы.

Е) Реалистическая символика.

2. Драматургические новаторства А.П.Чехова в «Чайке».

А) Проблематика.

Б) Искусство и любовь в пьесе.

В) Проблема творческой личности.

3. «Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни.

А) Проблематика.

Б) Особенности художественных образов.

4. Пьеса А.П.Чехова «Три сестры».

А) Проблематика и идейное содержание пьесы.

Б) Образы героев произведения.

5. «Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова.

12А) Своеобразие чеховского историзма. Тема судьбы России.

Проблема уходящего времени.

Б) Образы героев произведения. Символическое значение обG

раза сада. Роль образов второстепенных героев.

В) Значение финала.

Г) Вопрос жанра.

6. Влияние творчества Чехова на развитие мировой драматургии….

Русский театр на рубеже ХIХ и ХХ веков

Тема 17. А.П.Чехов и театр (1860–1904)

Ранние драматургические опыты А.П.Чехова. Театральная траD

диция и художественное новаторство в пьесах А.П.Чехова.

Полный разрыв с театральными традициями прошлого в пьесе

«Чайка» и ее провал на сцене Александринского театра.

Встреча с МХТ и второе рождение «Чайки». «Дядя Ваня» и «Три

сестры» – пьесы интимноDлирического направления русской драмаD

тургии. Стилистическая двухплановость «Вишневого сада».

Значение творчества А.П.Чехова для мирового театрального искусства….

Новая драматургия и рождение режиссерского театра

в России

Начало новой театральной эпохи и А.П.Чехов (1860–1904 гг.). ТраD

диции и новаторство в драматургии А.П.Чехова: ПьесыDшутки, «ИваD

нов», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Вклад А.П.Чехова

в сокровищнице мировой драматургии.

Драматургия М.Горького (1868–1936 гг.). М.Горький – театральD

ный рецензент и критик.

М.Горький – основоположник жанра политической драматургии

на русской сцене и его 1Dя пьеса «Мещане». ПьесаDпритча «На дне» –

протест против философии утешительства.

Значение драматургии М.Горького для развития русского театра.

Организация МХТ и его основоположники К.С. Станиславский

и Вл.И.НемировичDДанченко. Организационные и творческие принD

ципы МХТ. Актеры – основатели МХТ: М.П.Лилина, И.М.Москвин,

О.Л.Книппер, В.И.Качалов и пр.

Репертуарная политика нового театра: «Царь Федор Иоаннович»

и «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого, «Чайка», «Иванов»

А.П.Чехова, «Власть тьмы» Л.Толстого и др.

ЧЕХОВ Антон Павлович
17 (29) января 1860, Таганрог — 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия;
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
русский писатель.

Семья. Учеба.
Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца
бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К
гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п. ; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд
становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.) .
После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание” :
основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887) .
Вхождение в “большую” литературу
Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь” ,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник” , обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.
Поездка на Сахалин
В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
Литературная репутация
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; "Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N
6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
Проблематика рассказов
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года” , “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) , аномальных явлений психики (“Черный монах” , 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые” , скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Новаторство драматургии
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет
небольшие пьесы, “шутки” , водевили (“Свадьба” , 1890) , комедию “Леший” (1890) . В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы “объективной” прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась “случайными” репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, “посторонними” звуками, мелочами обстановки) , в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы “Чайка” на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес (“Дядя Ваня” , 1899; “Три сестры” , 1901, “Вишневый сад” , 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900) . Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903) . Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Значение творчества
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и
театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М.,
1974-1983.


Список литературы:
1) Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.
2) Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.
3) Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.
4) Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.
5) Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986г.

 



Биография Чехова Антона Павловича