Файл: Бабич UML первое знакомство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2019

Просмотров: 6250

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1. The GeneralOrdering relationship:
A. defines an order between two or more message events
B. is a special call of an operation
C. defines an order between lifelines

D. defines an order between two message events

2. Which traces are valid for the interaction shown here?

A. <p!,p?,q!,r?,r!,q?>
B. <p!,q!,r?,p?,r!,q?>

C. <p!,p?,q!,r!,r?,q?>
D. <p!,p?,r!,q!,r?,q?>

E. <p?,r!,q?,p!,q!,r?>
F. <p!,r!,p?,q!,r?,q?>

3. What describes a UseCase best?

A. A UseCase is a ordered list of actions

B. A UseCase is the specification of a set of actions performed by a system

C. A UseCase describes an interaction between a user and a system
D. A UseCase is a specialized operation

Эти об ‡з цы ‚о по со‚ пе ‰о ст‡‚ ле ны ‡‚ то ‡ ми уже упо ми н‡‚ ше „о сfl

е‰ин ст ‚ен но „о офи ци ‡ль но „о учеб ни к‡ — Tim Weilkiens / Bernd Oestereich.
По лу жи ным шиф том ‚ы ‰е ле ны, к‡к ‚ы, ко неч но, уже ‰о „‡ ‰‡ лись, п‡ -
‚иль ные ‚‡ и ‡н ты от ‚е то‚.

По це ‰у ‡ те с ти о ‚‡ ниfl

Во  ‚е мfl  эк з‡ ме н‡  зо н‡  те с ти о ‚‡ ниfl  н‡ блю ‰‡ ет сfl  с  по мо щью  ‚и -

‰ео к‡ ме, или же со ту‰ ник учеб но „о цен т ‡ по сто flн но н‡ хо ‰ит сfl ‚ по -
ме ще нии  и  сле ‰ит  з‡  со блю ‰е ни ем  п‡ ‚ил  те с ти о ‚‡ ниfl.  А  п‡ ‚и л‡  эти
со сто flт ‚ сле ‰у ю щем:

Кус

166

UML: Пе‚ое зн‡комст‚о


background image

нель зfl об щ‡ть сfl с ‰у „и ми к‡н ‰и ‰‡ т‡ ми (‰‡ и смыс л‡ нет — ско -
ее  ‚се „о,  они  бу ‰ут  с‰‡ ‚‡ть  те с ты,  от лич ные  от  ‚‡ ше „о).  Об ‡ -
щ‡ть сfl мож но толь ко к ‡‰ ми ни с т ‡ то у ‚ слу ч‡е ‚оз ник но ‚е ниfl
‚о по со‚, с‚fl з‡н ных с по це ‰у ой те с ти о ‚‡ ниfl;

нель зfl поль зо ‚‡ть сfl з‡ мет к‡ ми, кни „‡ ми и т. ‰. Но ут бу ки, КПК
и  ми к о к‡ль ку лfl то ы,  ес те ст ‚ен но,  то же  з‡ пе ще ны.  Мо биль -
ные  те ле фо ны  пе е‰  н‡ ч‡ лом  те с ти о ‚‡ ниfl  ‰олж ны  быть  ‚ы -
клю че ны;

сум ки, пот фе ли, юк з‡ ки, з‡ пис ные книж ки, со то ‚ые те ле фо ны
и ‰у „ие лич ные ‚е щи нуж но бу ‰ет ос т‡ ‚ить ‚не зо ны те с ти о ‚‡ -
ниfl — обыч но ‚ учеб ном цен т е пе ‰у с мо т ен спе ци ‡ль ный шк‡ф
‰лfl х‡ не ниfl т‡ ких ‚е щей;

нель зfl  спи сы ‚‡ть  с  эк ‡ н‡  ‚о по сы  и  от ‚е ты  (‚‡м  пе ‰о ст‡ ‚flт
уч ку и бу м‡ „у, но не ‰лfl этих це лей), ‚ы но сить их из зо ны те с ти -
о ‚‡ ниfl или об суж ‰‡ть с ‰у „и ми к‡н ‰и ‰‡ т‡ ми;

нель зfl  поль зо ‚‡ть сfl  эле к тон ны ми  сло ‚‡ fl ми,  ‡  ес ли  сло ‚‡ь
‚‡м ‚се же не об хо ‰им, ‚‡м пе‰ ло ж‡т е„о ‚ пе ч‡т ном ‚и ‰е (‚по -
чем, н‡ не ко то ых эк з‡ ме н‡х, име ю щих ‰о пол ни тель ные 30 мин
‰лfl  не ‡н „ ло flзыч ных  ст‡н,  поль зо ‚‡ ние  пе ч‡т ны ми  сло ‚‡ fl ми
з‡ пе ще но).

З‡ пом ни те: ес ли ‡‰ ми ни с т ‡ то учеб но „о цен т ‡ ули чил ‚‡с ‚ н‡ у -

ше нии п‡ ‚ил, ‚‡ш тест бу ‰ет ‡н ну ли о ‚‡н без ‚оз ме ще ниfl з‡ т‡т!

От ме тим еще не сколь ко ню ‡н со‚ по це ‰у ы те с ти о ‚‡ ниfl:

н‡ п‡‚ лfl flсь  н‡  эк з‡ мен,  не  з‡ бу‰ь те  ‚зflть  с  со бой  п‡ с пот  или
‰у „ой  ‰о ку мент,  у‰о с то ‚е fl ю щий  лич ность  (‚  не ко то ых  учеб -
ных  цен т ‡х  по ‰ой ‰ет  ‰‡ же  ке ‰ит н‡fl  к‡ точ к‡  с  фо то „‡ фи ей,
но луч ше не и с ко ‚‡ть);

ес ли ‚ы не пи шли н‡ эк з‡ мен, то по пыт к‡ «с„о ‡ ет» и ‰ень „и не
‚оз ‚‡ щ‡ ют сfl, ‡ к‡ж ‰‡fl но ‚‡fl по пыт к‡ т‡к же сто ит ‰е не„ ‚не з‡ -
‚и си мо с ти от е зуль т‡ т‡ (ес ли ‚ы не с‰‡ ли с пе ‚ой по пыт ки, ‚то -
‡fl обой ‰ет сfl ‚‡м ‚ точ но т‡ кую же сум му);

ес ли ‚ы опоз ‰‡ ли н‡ эк з‡ мен, с‰‡ть е„о ‚ы смо же те толь ко пи н‡ -
ли чии  ‚  учеб ном  цен т е  с‚о бо‰ ных  мест.  Ес ли  мест  нет,  ‰ень „и,
уп л‡ чен ные ‚‡ ми, к‡к и ‚ пе ‰ы ‰у щем слу ч‡е, не ‚оз ‚‡ щ‡ ют сfl;

‚ы  мо же те  пе е не с ти  эк з‡ мен  н‡  ‰у „ую  ‰‡ ту,  но  об  этом  нуж но
со об щить ‚ учеб ный цент не ме нее чем з‡ 2 ‡ бо чих ‰нfl ‰о пеж -
‰е з‡ fl‚ лен ной ‰‡ ты;

пий ти ‚ учеб ный цент сле ‰у ет з‡ 10-15 ми нут ‰о н‡ зн‡ чен но „о
‚е ме ни — ‚оз мож но, ‚‡м нуж но бу ‰ет по‰ пи с‡ть к‡ кие-то бу -
м‡ „и, ос т‡ ‚ить ‚ спе ци ‡ль но пе ‰у с мо т ен ном ме с те лич ные ‚е -
щи и т. ‰.

167

Лекциfl 9

Пиложениfl


background image

С‡ зу же по з‡ ‚е ше нии те с т‡ ‚ы у‚и ‰и те н‡ эк ‡ не с‚ой е зуль т‡т и

по лу чи те от чет о е зуль т‡ т‡х те с ти о ‚‡ ниfl ‚ бу м‡ж ной фо ме и с пе ч‡ тью
учеб но „о цен т ‡. От чет со ‰е жит не толь ко ин фо м‡ цию о том, по шли ‚ы
тест или нет, но и по ‰об ную ин фо м‡ цию по к‡ж ‰ой те ме, з‡ то ну той ‚
эк з‡ ме не, т‡к что ‚ы с‡ зу же смо же те у‚и ‰еть н‡ п‡‚ ле ниfl ‰лfl со ‚е шен -
ст ‚о ‚‡ ниfl с‚о их зн‡ ний. Х‡ ни те этот от чет ‚ н‡ ‰еж ном ме с те, т‡к к‡к это
е‰ин ст ‚ен ное по‰ т‚еж ‰е ние ф‡к т‡ по хож ‰е ниfl те с т‡, по к‡ ‚ы не по лу -
чи ли се ти фи к‡т! Ес ли ‚ы по ‚‡ ли ли тест, по по бо ‚‡ть сно ‚‡ ‚ы смо же те
толь ко че ез 21 ‰ень, к то му же ‚ы мо же те с‰е л‡ть не бо лее тех по пы ток ‚
те че ние „о ‰‡. В слу ч‡е же ус пеш но „о по хож ‰е ниfl те с т‡ се ти фи к‡т ‚ы по -
лу чи те по поч те ‚ те че ние ме сfl ц‡ со ‰нfl с‰‡ чи эк з‡ ме н‡. Вме с те с ним ‚ы
по лу чи те по flс нfl ю щее пись мо и ин ст ук ции по з‡ „уз ке ло „о ти п‡ (‰лfl ис -
поль зо ‚‡ ниfl н‡ ‚и зит к‡х и ‚ ‰о ку мен т‡х), со от ‚ет ст ‚у ю ще „о по лу чен но му
‚‡ ми ст‡ ту су. Хо о ш‡fl но ‚ость: ‚ от ли чие от мно „их ‰у „их се ти фи к‡ ций,
се ти фи к‡ ты OCUP (по кон кет ной ‚е сии UML) — бес соч ные, хо тfl пи
по fl‚ ле нии но ‚ых ‚е сий UML у ‚‡с мо жет ‚оз ник нуть ес те ст ‚ен ное же л‡ -
ние ст‡ть се ти фи ци о ‚‡н ным спе ци ‡ ли с том по но ‚ой ‚е сии UML. Бо лее
по ‰об но  обо  ‚сем  этом  н‡ пи с‡ но  н‡  ст‡ ни це  «‚о по со‚  и  от ‚е то‚»  н‡
с‡й те  OMG  —  http://www.omg.org/uml-certification/frequently_asked_ques-
tions.htm.

Чи т‡ тель, ко то ый не убо flл сfl опи с‡н ной ‚ы ше с‡ ‰ист ской по це -

‰у ы те с ти о ‚‡ ниfl, спо сит: «А к‡к же з‡ е „и с т и о ‚‡ть сfl ‰лfl с‰‡ чи те -
с т‡?». С‡ мый по стой спо соб з‡ к‡ з‡ть и оп л‡ тить тест, не ‚ы хо ‰fl из ‰о -
м‡,  —  пе ей ти  по  ссыл ке  http://www.prometric.com/OMG/default.htm и
сле ‰о ‚‡ть ‰‡ль ней шим ин ст ук ци flм, опи с‡н ным н‡ з‡ „у зи‚ шей сfl ст‡ -
ни це. Бо flть сfl же не ‚ лю бом слу ч‡е не сто ит: ес ли ‚ы хо о шо по‰ „о то ‚и -
лись, эк з‡ мен ‚ы с‰‡ ‰и те; к‡к поль зо ‚‡ть сfl си с те мой те с ти о ‚‡ ниfl, ‡‰ -
ми ни с т ‡ то учеб но „о цен т ‡ ‚‡м ‡с ск‡ жет; и ‚о об ще — ст‡ш но толь -
ко  ‚  пе ‚ый  ‡з,  по ‚еь те  сло ‚у  че ло ‚е к‡,  с‰‡‚ ше „о  пол то ‡  ‰е сflт к‡
се ти фи к‡ ци он ных те с то‚!

Эк з‡ ме ны по UML от ‰у „их ‚ен ‰о о‚

Ко ме  OCUP  су ще ст ‚у ют  и  ‰у „ие  по „‡м мы  се ти фи к‡ ции,  и

от ‰ель ные  эк з‡ ме ны,  с‚fl з‡н ные  с  UML.  Их  не  т‡к  уж  мно „о,  но  они
есть. В с‚ое ‚е мfl ‡‚ то этих сток очень з‡ ин те е со ‚‡л сfl этим ‚о по -
сом  —  хо те лось  по п‡к ти ко ‚‡ть сfl,  по по бо ‚‡ть  с‰‡ть  тест  «по ‰е ше‚ -
ле», пеж ‰е чем з‡ к‡ зы ‚‡ть UM0-100. Чуть поз же н‡й ‰ен н‡fl ин фо м‡ -
циfl  пи „о ‰и л‡сь  уже  ‚  по цес се  опи с‡ ниfl  кон цеп ции  те с ти о ‚‡ ниfl
зн‡ ний и н‡ ‚ы ко‚ UML-мо ‰е ли о ‚‡ ниfl ‚ ‡м к‡х те нин „о‚, пе‰ л‡ „‡ -

Кус

168

UML: Пе‚ое зн‡комст‚о


background image

е мых INTSPEI. И по сле это „о ‚ы ск‡ же те, что ‚ этом ми е бы ‚‡ ют слу -
ч‡й но с ти?

Ин фо м‡ цию  о  тех  эк з‡ ме н‡х  по  UML,  ко то ы堠󉇠лось  оты с к‡ть,

мы ‡з би ли н‡ ‰‚е „уп пы. В пе ‚ую „уп пу мы ‚ы ‰е ли ли 

эк з‡ ме ны ‚ен -

‰о о‚

.  Во  ‚то ую  же  по п‡ ли  эк з‡ ме ны  от  не з‡ ‚и си мых  о „‡ ни з‡ ций.

Ит‡к, кто же ко ме OMG пе‰ л‡ „‡ ет эк з‡ ме ны по UML? Ду м‡ю, име н‡,
ко то ые ‚ы у‚и ‰и те ‚ этом спи с ке, ‚‡с не у‰и ‚flт:

IBM  486  Exam:  Object-Oriented  Analysis  and  Design  with  UML
(http://www-03.ibm.com/certify/tests/obj486.shtml);

Sun CX-310-051: Sun Certified Enterprise Architect for the Java 2
Platform, Enterprise Edition - Multiple Choice exam
(http://www.sun.com/training/certification/java/scea.xml);

Sun  CX-310-300A:  Sun  Certified  Enterprise  Architect  for  J2EE
Technology  Assignment  Exam  (http://www.sun.com/training/cata-
log/courses/CX-310-300A.xml);

Microsoft Certified Architect Certification (http://www.microsoft.com/
learning/mcp/architect/default.mspx).

Поз ‚о лим се бе не сколь ко ком мен т‡ и е‚. К‡к н‡ и бо лее по‰ хо ‰fl щий

‰лfl н‡ чи н‡ ю щих сле ‰у ет от ме тить тест IBM 486. В с‚ою быт ность пе по -
‰‡ ‚‡ те лем ‡‚ то и е„о кол ле „и е ко мен ‰о ‚‡ ли этот тест с‚о им сту ‰ен т‡м ‚
к‡ че ст ‚е  з‡ ме ны  т‡ ‰и ци он но „о  эк з‡ ме н‡  по  со от ‚ет ст ‚у ю ще му  ку су
(же л‡ ю щих, ‚по чем, бы ло не т‡к уж мно „о). Кст‡ ти, и н‡ оль поб но „о
те с т‡ пе е‰ по пыт кой с‰‡ть UM0-100 он то же не пло хо по‰ хо ‰ит — ‡нь -
ше IBM ‚о об ще пе‰ л‡ „‡ л‡ бес пл‡т ный поб ный тест. Сей ч‡с он уже сто -
ит ‰е не„, но очень не боль ших. П‡‚ ‰‡, те м‡ ти к‡ те с т‡ чуть-чуть ши е, чем
у  UM0-100  (ко то ый  fl‚ лfl ет сfl  лишь  пе ‚ой  сту пе нью  се ти фи к‡ ции).
Это тест имен но по ‡н‡ ли зу и мо ‰е ли о ‚‡ нию, ‡ не по но т‡ ции UML.

Об‡ те с т‡ от Sun fl‚ лfl ют сfl, по су ти, ‡з лич ны ми ‚‡ и ‡н т‡ ми о‰ но „о

и  то „о  же  эк з‡ ме н‡,  толь ко  фо м‡  ‡з ли ч‡ ет сfl:  о‰ин  —  это  соб ст ‚ен но
тест,  ‡  ‚то ой  —  со з‰‡ ние  мо ‰е ли,  опи с‡н ной  ‚  по лу чен ном  з‡ ‰‡ нии.
Очень ‰о стой ные эк з‡ ме ны, но не ‰лfl сту ‰ен то‚: тут пе‰ по л‡ „‡ ет сfl не -
кий опыт ‚ об л‡ с ти UML-мо ‰е ли о ‚‡ ниfl и ‡з ‡ бот ки ‡ хи тек ту ы ПО.
Что  же  к‡ с‡ ет сfl  м‡й ко соф то‚ ской  се ти фи к‡ ции  ‰лfl  ‡ хи тек то о‚,  то
это не ‰лfl по стых смет ных, т‡к к‡к це н‡ спо соб н‡ от пу„ нуть поч ти лю -
бо „о. Из этих же со об ‡ же ний мы то же о ней боль ше ни че „о „о ‚о ить не
бу ‰ем.  Же л‡ ю щие  ис п󠄇ть сfl  мо „ут  с‡ мо сто fl тель но  з‡й ти  н‡  с‡йт  по -
„‡м мы и уз н‡ть по ‰об но с ти.

А ‚от и т‡ с‡ м‡fl ‡ль те н‡ ти ‚‡ — те с ты от 

не з‡ ‚и си мых о „‡ ни з‡ ций

:

Brainbench  UML  Test  (http://www.brainbench.com/xml/bb/com-
mon/testcenter/taketest.xml?testId=480);

169

Лекциfl 9

Пиложениfl


background image

ACM PD (SkillSoft) Object-Oriented Analysis and Design with UML:
System and Object Behavior course 
(http://pd.acm.org/ sks_course.cfm?crs=115476_eng).

И  опflть  ком мен т‡ ии.  Имен но  эти  ‰‚‡  те с т‡  (‚ку пе  с  IBM  486)

мож но счи т‡ть е ‡ль ны ми к‡н ‰и ‰‡ т‡ ми н‡ оль поб но „о те с т‡, пе‰ -
ше ст ‚у ю ще „о UM0-100. Пе ‚ый из эк з‡ ме но‚ — это тест ‚сем н‡м зн‡ ко -
мо „о  не з‡ ‚и си мо „о  цен т ‡  те с ти о ‚‡ ниfl  Brainbench  (http://www.brain-
bench.com/), ко то ый  н‡  ‰‡н ный  мо мент  пе‰ л‡ „‡ ет  эк з‡ ме ны,  по ‚е -
fl ю щие 

н‡ ли чие 

и 

сте пень 

сфо ми о ‚‡н но с ти 

бо лее 

600

по фес си о н‡ль ных н‡ ‚ы ко‚, и н‡ счи ты ‚‡ ет бо лее 6 мил ли о но‚ (!) з‡ е -
„и с т и о ‚‡н ных  поль зо ‚‡ те лей.  А‚ то у  этих  сток  не е‰ ко  пи ‚о ‰и -
лось  слы ш‡ть  не ле ст ные  ком мен т‡ ии  от но си тель но  к‡ че ст ‚‡  те с то‚
Brainbench. Во мно „их слу ч‡ flх они со от ‚ет ст ‚у ют ‰ей ст ‚и тель но с ти —
‚е‰ь моз „и се‰ не „о ‡ме и к‡н ц‡ ус т о е ны со‚ сем не т‡к, к‡к у б‡ ть е‚-
сл‡ ‚flн, ‡ по то му и эк з‡ ме ны н‡ ‰о ‰е л‡ть с уче том этой спе ци фи ки, ст‡ -
‚ить кон кет ные ‚о по сы «‚ лоб», ‚не ‰ flть по боль ше к‡ ти нок и т. ‰.
Но не ‚се те с ты Brainbench о‰и н‡ ко ‚ы — есть и ‚пол не ‰о стой ные эк -
з‡ ме ны.  Этот,  по хо же,  из  их  чис л‡.  Мно „ие  те с ты  Brainbench  ‚о об ще
бес пл‡т ны  (пл‡ тить  н‡ ‰о  толь ко  з‡  «бу м‡ж ный  се ти фи к‡т»),  но  этот
сто ит ‰е не„, ‚по чем, не боль ших.

Вто ой эк з‡ мен ‚ этом спи с ке — это, н‡ с‡ мом ‰е ле, учеб ный кус,

ко то ый  з‡ к‡н чи ‚‡ ет сfl  те с том  из  31  ‚о по с‡,  пе‰ л‡ „‡ е мый  из ‚е ст ным
по ‚‡й ‰е ом  учеб ных  м‡ те и ‡ ло‚,  ком п‡ ни ей  SkillSoft  (http://www.skill-
soft.com), че ез ACM Professional Development Centre. Ес ли ‚ы член ACM
(http://www.acm.org),  то  пой ти  этот  кус  и  с‰‡ть  этот  тест  ‚ы  смо же те
бес пл‡т но (ес ли не счи т‡ть член ских ‚зно со‚ ACM), ‚е‰ь ‰о ступ к биб ли -
о те ке по фес си о н‡ль ных ку со‚ и кни„ — о‰ но из пе иму щест‚ член ст ‚‡
‚ ACM. С‡ мо это член ст ‚о, кст‡ ти, сто ит со‚ сем не ‰о о „о: ACM пе ‰у с -
м‡ т и ‚‡ ет  спе ци ‡ль ные  ль„от ные  ус ло ‚иfl  ‰лfl  не ко то ых  ст‡н  и  мы
(Рос сиfl, Ук ‡ и н‡, н‡ пи ме) ‚хо ‰им ‚ их чис ло.

Шп‡ „‡л ки по UML

Мы ни н‡ се кун ‰у не з‡ сом не ‚‡ лись ‚ том, что к‡ж ‰ый н‡ш чи т‡ тель

зн‡ ет, что т‡ кое шп‡ „‡л к‡. Хо ти те ‚еь те, хо ти те нет, но:

1. А‚ то этих сток пи с‡л шп‡ „‡л ки толь ко о‰ин ‡з ‚ жиз ни — ‚

‰‡ ле ком уже 1991 „о ‰у, ко„ ‰‡ „о то ‚ил сfl к эк з‡ ме ну по ук ‡ ин ско -
му flзы ку. А ‚ е зуль т‡ те т‡к ими и не ‚ос поль зо ‚‡л сfl: по п‡ лось ли
что-то уж очень по стое, или сме ло с ти не х‚‡ ти ло — не по мню. А
мо жет, ‚се з‡ зу б ил ‰о ‡‚ то м‡ тиз м‡...

Кус

170

UML: Пе‚ое зн‡комст‚о