ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2019
Просмотров: 12652
Скачиваний: 26
306
шифровальные средства
:
реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации
аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и
комплексы, предназначенные для защиты информации (в т.ч. и входящие в
системы и комплексы защиты информации от НСД), циркулирующей в
технических средствах, при ее обработке, хранении и передаче по каналам
связи, включая шифровальную технику;
реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации
аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и
комплексы защиты от навязывания ложной информации, включая средства
имитозащиты и "электронной подписи";
аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и
комплексы, предназначенные для изготовления и распределения ключевых
документов, используемых в шифровальных средствах, независимо от вида
носителя ключевой информации;
охраняемые сведения
- сведения, составляющие государственную и иную
охраняемую законом тайны;
аттестование объекта в защищенном исполнении
- официальное
подтверждение наличия на объекте защиты необходимых и достаточных
условий,
обеспечивающих
выполнение
установленных
требований
руководящих документов и норм эффективности защиты информации;
техническое средство обработки информации (ТСОИ)
- техническое
средство, предназначенное для приема, накопления, хранения, поиска,
преобразования, отображения и передачи информации по каналам связи.
Система государственного лицензирования деятельности предприятий в
области защиты информации является составной частью государственной
системы защиты информации.
Деятельность системы лицензирования организуют государственные органы
по лицензированию, которыми являются Государственная техническая
комиссия при Президенте Российской Федерации (
Гостехкомиссия России
)
и Федеральное агентство правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации (
ФАПСИ
).
Государственные органы по лицензированию в пределах их компетенции,
установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют
лицензирование деятельности в области защиты информации в соответствии
с перечнями видов деятельности, приведенными в табл. 7.1 и 7.2 [63].
Лицензия на право деятельности по защите информации (далее - лицензия)
выдается предприятию государственным органом по лицензированию по
представлению органа государственной власти Российской Федерации на
конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых
307
осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи
лицензии [63].
Лицензия выдается подавшему заявку на ее получение предприятию-
заявителю, располагающему производственной и испытательной базой,
нормативной и методической документацией, научным и инженерно-
техническим персоналом, при условии их соответствия требованиям
государственного органа по лицензированию на основании результатов
экспертизы деятельности предприятия по заявленному направлению работ
[63]. С этими требованиями заявитель имеет право ознакомиться в
государственном органе по лицензированию.
Для получения лицензии представляются [63]: заявление; представление
органа государственной власти Российской Федерации; материалы
экспертизы, подтверждающие наличие необходимых условий для проведения
работ по заявленным видам деятельности, а также профессиональную
пригодность руководителя предприятия-заявителя или лиц, уполномоченных
им для руководства лицензируемой деятельностью; копии документов о
государственной регистрации предпринимательской деятельности и устава
предприятия.
Отказ в выдаче лицензии производится в случаях, если:
•отсутствуют необходимые условия для проведения работ по заявленному
виду деятельности;
•профессиональная подготовка руководителя предприятия-заявителя или
лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью, не
соответствует установленным требованиям;
• в представленных для получения лицензии документах указаны
недостоверные сведения; заявитель в установленном законом порядке
признан виновным в недобросовестной конкуренции в лицензируемой
деятельности [63].
Таблица 7.1
Перечень видов деятельности предприятий в области защиты информации,
подлежащих лицензированию Гостехкомиссией России
№
п/п
Наименование видов деятельности предприятий в области защиты
1. Сертификация, сертификационные испытания защищенных ТСОИ, технических
средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер
защиты информации, защищенных программных средств обработки информации,
программных средств по требованиям безопасности, программных средств
защиты
информации,
программных
средств
контроля
защищенности
информации.
308
2. Аттестование систем информатизации, автоматизированных систем управления,
систем связи и передачи данных, технических средств приема, передачи и
обработки подлежащей защите информации, технических средств и систем, не
обрабатывающих эту информацию, но размещенных в помещениях, где она
обрабатывается (циркулирует), а также помещений, предназначенных для ведения
переговоров, содержащих охраняемые сведения, на соответствие требованиям
руководящих и нормативных документов по безопасности информации и
контроль защищенности информации в этих системах, технических средствах и
помещениях.
3. Разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт,
сервисное обслуживание защищенных ТСОИ, технических средств защиты
информации, технических средств контроля эффективности мер защиты
информации, защищенных программных средств обработки информации,
программных средств защиты информации, программных средств контроля
защищенности информации.
4. Проведение специсследований на побочные электромагнитные излучения и
наводки (ПЭМИН) ТСОИ.
5. Проектирование объектов в защищенном исполнении.
6. Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам
деятельности, перечисленным в данном перечне.
Таблица 7.2
Перечень видов деятельности предприятий в области защиты информации, подлежащих
лицензированию ФАПСИ
№
п/п
Наименование видов деятельности предприятий в области защиты
1.
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний,
реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт шифровальных средств,
предназначенных для криптографической защиты информации при ее обработке,
хранении и передаче по каналам связи, а также предоставление услуг по
шифрованию информации.
2. Эксплуатация негосударственными предприятиями шифровальных средств,
предназначенных для криптографической защиты информации, не содержащей
сведений, составляющих государственную тайну.
3.
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний,
реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт систем и комплексов
телекоммуникаций высших органов государственной власти Российской
Федерации, а также закрытых (с помощью шифровальных средств) систем и
комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной
власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных
на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности.
4.
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний,
реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание
специализированных защищенных ТСОИ, технических средств защиты
информации, технических средств контроля эффективности мер защиты
информации, защищенных программных средств обработки информации,
программных средств защиты информации, программных средств контроля
309
защищенности информации, предназначенных для использования в высших
органах государственной власти РФ.
5. Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации
в помещениях государственных структур на территории Российской Федерации.
6. Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации
в технических средствах государственных структур на территории Российской
Федерации.
7. Проведение специсследований на ПЭМИН специализированных защищенных
ТСОИ, предназначенных для использования в высших органах государственной
власти Российской Федерации.
8. Проектирование в защищенном исполнении объектов высших органов
государственной власти Российской Федерации.
9. Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам
деятельности, перечисленным в данном перечне.
Предприятия, осуществляющие деятельность по защите информации, виды
которой указаны в табл. 7.1 и 7.2, без лицензии, несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Организационную структуру системы государственного лицензирования
деятельности предприятий в области защиты информации образуют:
государственные органы по лицензированию; лицензионные центры;
предприятия-заявители [63].
Государственные органы по лицензированию в пределах своей компетенции
осуществляют следующие функции [63]:
• организуют обязательное государственное лицензирование деятельности
предприятий;
• выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям;
• осуществляют
научно-методическое
руководство
лицензионной
деятельностью;
• утверждают перечни лицензионных центров;
• согласовывают
составы
экспертных
комиссий,
представляемые
лицензионными центрами;
• осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых
лицензиатами работ в области защиты информации;
• обеспечивают публикацию необходимых сведений о лицензионной
деятельности;
• рассматривают спорные вопросы, возникающие в ходе экспертизы
предприятия-заявителя.
Лицензионные центры осуществляют следующие функции [63]:
• формируют экспертные комиссии и представляют их состав на
согласование с руководителями соответствующих государственных органов
по лицензированию и отраслей промышленности;
310
• планируют и проводят работы по экспертизе заявителей;
• контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ;
• систематизируют отчеты лицензиатов и ежегодно представляют сводный
отчет в соответствующие государственные органы по лицензированию;
• принимают участие в работе соответствующих государственных органов по
лицензированию при рассмотрении спорных вопросов, возникающих в
процессе экспертизы предприятия-заявителя, и фактов некачественной
работы лицензиатов.
Лицензионные центры могут создаваться при государственных органах по
лицензированию, в регионах и отраслях промышленности (ведомствах)
Российской Федерации [63].
Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию
создаются
приказами
руководителей
этих
органов.
Отраслевые
лицензионные центры создаются совместными решениями руководителей
комитетов (министерств) и соответствующих государственных органов по
лицензированию.
Региональные
лицензионные
центры
создаются
совместными
решениями
органов
регионального
управления
и
соответствующих
государственных
органов
по
лицензированию.
Организация взаимодействия отраслевых, региональных лицензионных
центров с соответствующими органами управления отражается в указанных
решениях.
Лицензионные центры могут формироваться из состава специальных центров
Гостехкомиссии России, центров правительственной связи ФАПСИ,
отраслевых и региональных учреждений, предприятий и организаций по
защите информации.
Для всестороннего обследования предприятий-заявителей с целью оценки их
возможностей проводить работы по защите информации в избранном
направлении при лицензионных центрах создаются экспертные комиссии
[63]. Они формируются из числа компетентных в соответствующей области
защиты информации специалистов отраслей промышленности, Вооруженных
Сил, органов государственного управления, других организаций и
учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким
направлениям защиты информации.
Лицензиаты обязаны [63]:
• осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с требованиями
нормативных документов по защите информации;
• обеспечивать тайну переписки, телефонных переговоров, документальных и
иных сообщений физических и юридических лиц, пользующихся их
услугами;