Файл: «Порядок проведения приватизации» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Очевиден тот факт, что в связи со сменой целевых приватизационных программ законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества начала XXI века существенно отличается от законодательства конца прошлого столетия. Несомненно, современная приватизация — это уже не массовая программа по разгосударствлению экономики страны. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. Тем не менее на сегодняшний день процессы приватизации остаются весьма значительными, и требуют активного и действующего контроля над процессом приватизации и ее результатами. В связи с чем нормативно-правовая база не должна отставать от темпов приватизации государственного и муниципального имущества, а на оборот четко регламентировать все ее процессы и деятельность.

В настоящее время в силу масштабности, а также определенных постоянно меняющихся особенностей приватизации основной проблемой законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества является отсутствие систематизации нормативно-правовых актов. В связи с постоянно вносимыми изменения и совершенствованием принятых нормативных актов, законодательство о приватизации характеризуется большим количеством актов, в том числе и подзаконных, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, что в свою очередь говорит о необходимости определенного контроля за законодательством о приватизации.

Цель работы – исследователь законодательное регулирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачи работы:

1) рассмотреть понятие приватизации государственного и муниципального имущества;

2) исследовать законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации;

3) выявить специфику возникновения права собственного на имущество на основе приватизации;

4) рассмотреть актуальные вопросы регулирования приватизации в Российской Федерации.

Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники (СПС Консультант плюс).


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Законодательное регулирование приватизации в Российской Федерации

1.1. Понятие приватизации и ее порядок

Понятие приватизации появилось уже после советских времён, в которых не существовало возможности оформить какую-либо недвижимость, как личное имущество, продать его, передать в аренду или даже завещать. В целом же, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в том виде, в котором его можно видеть сегодня, возникло с 1992 г.

Для регулирования процедуры разработано соответствующее положение, приняты законы и внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации[1].

Приватизация имущества может быть рассмотрена в двух вариантах. В первом приватизация представляет собой бесплатную передачу недвижимого жилого объекта в частную собственность граждан. Во втором варианте понятие несколько шире и касается не только жилья. Граждане и коммерческие организации вправе претендовать на передачу нежилых помещений, предприятий и даже объектов культуры.

По сути, оформить в свои владения можно практически любой недвижимый объект, за исключением собственности, право на которую есть лишь у государства. К таковой относятся некоторые охранные территории и военные объекты.

Поскольку варианты приватизированного имущества на самом деле весьма широки, на государственном уровне выделены некоторые основные виды приватизации, к которой относится:

Жилищная – бесплатное оформление, исключающее покупку объекта у муниципальных органов. Разрешено лишь для проживающих лиц на муниципальной жилплощади при наличии у них регистрации там же;

Земельная – платная или бесплатная для лиц, получивших право пользования участком на условиях пожизненного наследования или бессрочной эксплуатации;

  • Предприятия и прочее имущество – могут быть оформлены права собственности только платно, даже если эта плата является символической. Возможность претендовать на такие объекты есть и у физических, и у юридических лиц[2].
  • Положение относительно приватизируемого имущества и нормативные акты предусматривают несколько способов передачи недвижимости от муниципалитета в частное владение:
  • Переход муниципального образования, учреждения в общество акционеров;
  • Переход муниципального учреждения в общество с ограниченной ответственностью без привлечения акций;
  • Продажа собственности или акций капитала, которые принадлежали муниципальному органу, через аукцион;
  • Продажа тех же акций на конкурсной основе;
  • Перепродажа акций по факту управления предприятием доверенными лицами;
  • Биржевой торг;
  • Продажа недвижимости через аукцион (любые объекты территориального значения);
  • Имущественные вклады в созданное стратегическое акционерное общество.

Важно определить достоверно, кому имущество принадлежит – муниципалитету или государству.

Юридически разницы никакой нет, однако на практике различие заключается в том, что в процессе приватизации муниципальной собственности дополнительно могут быть задействованы не только государственные законодательные акты, но и местные, региональные[3].

Последние часто имеют некоторые различия между собой, однако обычно не кардинальные.

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты.

В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Несмотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил[4].

Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

Приватизировать какие-либо муниципальные объекты, значит получить постоянные права собственности на них. Это происходит при полной продаже недвижимости физическим или юридическим лицам, при частичной оплате или передаче их безвозмездно, для некоторых категорий населения при приватизации жилья или некоторых категорий земель.

Ссылаясь на федеральное законодательство и положение, касающееся приватизации имущества муниципалитетов, саму приватизацию принято считать отчуждением прав собственности в пользу заинтересованных лиц. Такое пояснение наталкивает на мысли о процедуре, которая несёт возмездный характер. Подобный переход зачастую выгоден государству по той причине, что далеко не всегда используются все недвижимые объекты. Некоторые из них могут быть не задействованы длительное время и простаивать без дела, не принося ни выгоды, ни прибыли.


Таким образом, в результате приватизации муниципальные органы и государство получают не только прибыль, под видом оплаты недвижимости, но и налоги с дальнейшего её использования и нахождения в частной собственности[5].

1.2. Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

В настоящее время в силу масштабности, а также определенных постоянно меняющихся особенностей приватизации основной проблемой законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества является отсутствие систематизации нормативно-правовых актов. В связи с постоянно вносимыми изменения и совершенствованием принятых нормативных актов, законодательство о приватизации характеризуется большим количеством актов, в том числе и подзаконных, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, что в свою очередь говорит о необходимости определенного контроля за законодательством о приватизации[6].

Возникновение законодательства о приватизации в России обусловлено проведением радикальной экономической реформы. Вопросы регулирования такой трансформации и призвано решать приватизационное законодательство, которое требует определенных изменений и строгого контроля

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту — Закон о приватизации). Данным Федеральным законом устанавливается правовая основа для регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом.

Федеральный закон о приватизации является центром вокруг которого формируется и образуется остальное законодательство о приватизации. Законом закреплено понятие приватизации государственного и муниципального имущества, законом регулируются все сферы приватизационных отношений. Так в соответствии с Законом о приватизации регулируются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, определены основные принципы, закон определяет компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации, устанавливает участников приватизационных отношений, законом установлены организационно-правовые основы в области планирования приватизации, определены способы и порядок приватизации, раскрыты особенности приватизации отдельного вида имущества, а также закреплен механизм защиты государства и муниципальных образований как собственников имущества[7].


Однако, несмотря на то, что Законом о приватизации регулируются основные положения о приватизации государственного и муниципального имущества, законодательством предусмотрено, что оно включает в себя и принимаемые в соответствии с Законом о приватизации другие федеральные законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации. То есть приватизация регулируется не только федеральным законодательством, но и издаваемым в соответствии с ним законодательством субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в связи с наличием в законодательстве большого количества устаревших нормативно-правовых актов о приватизации, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, Федеральным Законом о приватизации предусматриваются развернутые переходные положения[8].

Гражданский кодекс Российской Федерации дает общее понятие приватизации. Так, например, согласно статье 217, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества[9]. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Необходимо констатировать, что закон о приватизации является основным регулятором отношений в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, однако в случае отсутствия соответствующих норм при отчуждении имущества государством или муниципальным образованием применяются нормы гражданского законодательства.

Так наряду с Законом о приватизации, приватизационные отношения также регулируются и иными Федеральными законами, регламентирующими в основном особый порядок приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества. В основном к таковому имуществу, требующему особого внимания, можно отнести жилищный фонд, природные ресурсы, а также земли.

Например, законодательное регулирование приватизационных отношений жилищного фонда представлено «персональным» законом о приватизации — Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», однако не исключает его из источников правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества[10].