ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 516

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Абстрактное мышление

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»

  • Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)

  • изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.

  • абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».


По целям:

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Например, число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация

  • В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

  • Разг. неодобрит. Неясное, туманное выражение мысли. Например, У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.


Вид абстрактного искусства. См. Геометрическая абстракция, Постживописная абстракция.

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

3) ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.


Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

4) Продолжая высказанную мысль, следует сразу отметить, что виды понятий по их объему характеризуют количественные различия предметов.

а) Пустые и непустые понятия:

Понятия с нулевым объемом называются пустыми («теплород», «вечный двигатель»), т.е. относятся к несуществующим реально предметам. В научном плане это фикции (конечно, такие понятия, как «водяной», «леший», носят мифический характер), но некоторые из них («теплород», «вечный двигатель») действительно выдвигались в качестве научных понятий, и только в ходе развития науки выяснилось их несостоятельность.

Кроме того, существуют так называемые идеализированные объекты, они играют вспомогательную роль в различных науках, например, Платон ввел понятие «идеальное государство»; «в физике существует понятие абсолютно черное тело».

К непустым относят понятия, в объем которого входит по крайней мере один реальный предмет («самый крупный город Австралии», «забор», «самолет»).

Относительность деления понятий на пустые и непустые обуславливается шаткостью границ между тем, что есть и чего уже нет, а также тем что будет. Понятие «Министр здравоохранения СССР» до времени пустым, потом, когда эта должность была введена, понятие об этой должности стало непустым – единичным. Когда не стало СССР, не стало и должности, понятие это ныне пустое. (Верховный главнокомандующий вооруженными силами стран Варшавского договора – ныне также пустое понятие).

Эта относительность обусловливается еще и тем, что в более или менее развитом обществе пустые и непустые понятия не существуют раздельно друг от друга, они существуют в той или иной понятийной системе. Вот почему, понятие непустые в одной системе («конституция»), оказываются пустыми в другой, например, в первобытном обществе, а ныне у племен Амазонии и наоборот. Например, понятие «сильнейший из людей – герой Геркулес, принятый после смерти за свои подвиги в сонм богов» в мифологии входит в разряд «мифологические образы» и оказывается здесь непустыми. В научном же плане – это пустое понятие.

б) Единичные и общие понятия:

Единичными называются такие понятия, объем которых составляет только один предмет («планета Нептун» «Бельгия», «пизанская башня»). Понятия, которые охватывают совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле также называются единичными («метагалактика», «НАТО»).

Общие понятия (имеющие в своём объёме два и более предмета) включают в свой объем группу предметов, и понятия эти приложимы к каждому элементу этой группы, т.е. употребляются в разделительном смысле («государство», «организация», «суд», «свидетель» и другие).


Деление понятий на единичные и общие также относительно, поскольку в одних условиях одно и тоже понятие может быть единичным, а в других общим, и наоборот. Понятие «космонавт» к условиям человечества 1961 года было одно время единичным (ведь в нем подразумевалось только одно лицо), а с течением времени оно превратилось в общее – появились другие космонавты.

Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых число мыслимых в нем предметов поддается учету, регистрации, во всяком случае в принципе: «участник гражданской войны 1918–1922 гг. в России») и нерегистрирующими, т.е. относящиеся к неопределенному числу элементов: «следователь», «адвокат», «закон» — в них мыслятся все люди, все законы прошлого, настоящего, будущего. Они имеют бесконечно большой объем.

Для того чтобы мыслить ясно и точно, необходимо знать виды понятий. Для того, чтобы правильно оперировать понятием, следует четко знать его содержание и объем, уметь давать ему логическую характеристику. Например, понятие «убийство» — это понятие конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрирующее.

В таком (формально-логическом) делении понятий на виды имеются и свои слабые места. Как было сказано, деление понятий на конкретные и абстрактные в существенной степени условно. Любое понятие одновременно и конкретно, и абстрактно. Конкретно одно потому, что обладает определенным содержанием, которое и позволяет отличать одно понятие от другого. Но оно и абстрактно, поскольку представляет собой результат выделения общего и существенно в предметах, результат отвлечения от каких-то их второстепенных признаков, абстрагирования.

В одну и туже категорию абстрактных понятий объединяются разнородные вещи: 1) понятия, отражающие свойства предметов и 2) понятия отражающие связи и отношения между предметами, что также можно считать слабым местом этой классификации.

В отечественной философии иногда делят предметы мысли на:

а) субстанционные понятия, понятия самих предметов, в узком смысле этого слова («животное»);

б) атрибутивные понятия, понятия свойства («долговечность базальта»;

в) реляционные понятия, понятия об отношениях («братство людей»).

Умение четко работать с понятиями – важное профессиональное свойство юриста.

5) Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия

 

Отношение между объемом и содержанием понятия было сформулировано в виде закона еще в XVII в. (логике Пор-Рояля). Коротко его можно выразить так: чем богаче содержание понятия, тем уже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем. Например, содержание понятия четного числа богаче понятия натурального числа. Поэтому объем четного числа уже объема натурального числа. Аналогично этому содержание понятия "металл" богаче понятия "химический элемент" и, следовательно, объем понятия "металл" уже объема понятия "химический элемент". Обратите внимание, что закон обратного отношения применим к понятиям, находящимся друг к другу в отношении "частного" к "общему" или, точнее, "вида" и "рода".

Четные числа, как известно, составляют специфический вид натуральных чисел, а последние по отношению к ним являются родом. Точно так же металлы составляют часть или вид среди общего рода химических элементов. Термины "шире" и "уже", "богаче" и "беднее" употребляются при формулировке закона для краткости. Более развернуто они означают, что содержание будет богаче, если оно включает большее количество отличительных или существенных признаков. Объем соответственно считается более узким, если он содержит меньшее количество элементов.

Несмотря на свою очевидность, этот закон не раз оспаривался в истории философии и методологии науки. Еще совсем недавно он подвергался критике сторонниками диалектической логики.

Какие доводы выдвигаются против закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия?

Поскольку прогресс науки приводит к образованию новых, более общих и глубоких теорий, постольку эти понятия и теории не могут рассматриваться как более бедные по содержанию, считают критики данного закона. Другие идут еще дальше и заявляют, что такие общие понятия содержат все богатство особенного и единичного. Но эти доводы не выдерживают критики, во-первых, потому, что более общие понятия хотя и могут быть более глубокими, но они не могут сохранять в своем содержании специфические особенности менее общих и тем более единичных понятий. Другое дело, что в сочетании с той информацией, которая содержится в таких понятиях, более общие понятия дают более глубокое объяснение изучаемых явлений. Во-вторых, критики закона обратного отношения не учитывают тот факт, что процесс познания идет не только от частного к общему, от конкретного к абстрактному, но и в обратном направлении – от абстрактного к конкретному знанию. Абстракции создаются именно для того, чтобы глубже понять конкретную действительность, а это становится возможным только в единстве более общих и менее общих понятий. В-третьих, если бы критики закона были правы, тогда не стоило сохранять менее общие понятия и теории, но характерная особенность научного познания состоит именно в преемственности развития, сохранении и удержании всего того ценного, что достигнуто на предшествующих этапах познания.