Файл: Понятие предпринимательского договора, основные виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немалый интерес представляет договор финансовой аренды (лизинга), который всё большее распространение получает в материально-техническом обеспечении сельского хозяйства, в капитальном и дорожном строительстве, в сфере авиационных и автомобильных перевозок[64]. Это не просто договор аренды, в основе которого лежат отношения по передаче вещи, имущества в аренду для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли[65]. В лизинге воплощена иная идея, сущность[66]. Субъект хозяйствования для собственного пользования находит на рынке нужное ему имущество и выбирает обеспеченного финансами субъекта, к которому обращается с просьбой купить необходимое ему имущество у выбранного им производителя и передать его ему во временное пользование[67]. При этом покупатель вещи, имущества не будет нести ответственность за качество предмета купли-продажи и действия продавца, поскольку арендатор сам выбрал продавца (поставщика). В такой ситуации особое значение придаётся акту распоряжения финансами, в том числе бюджетными средствами бюджетов всех уровней.

Следует заметить, что в рассматриваемой конструкции договора объединены и договор аренды, и договор поставки, и договор инвестирования, и договор купли-продажи, и другие договоры вспомогательного характера.

В соответствии со ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность названное арендатором имущество у определённого продавца и предоставить ему это имущество за плату во временное пользование и владение[68].

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться арендодателем[69]. В случае, когда арендатором по договору является бюджетное учреждение, выбор продавца имущества по договору лизинга должен осуществляться арендодателем.

Таким образом, законодатель закрепляет две конструкции договора: абз. 1 ст. 665 ГК РФ предусматривает договор с усечённой ответственностью арендодателя, а абз. 2 и 3 этой статьи определяют упрощённое положение арендатора. Кроме того, вторая конструкция договора позволяет создавать организации, специализирующиеся на осуществлении лизинговых сделок, лизинговых компаний со всеми функциями арендодателя.


Существует трактовка лизинга как трёхсторонней сделки, в которой участвуют продавец имущества (оборудования), лизингодатель и лизингополучатель со своими правами и обязанностями.

Распространена также концепция о договоре лизинга как двухсторонней сделке, неразрывно связанной с договором купли-продажи арендованного имущества, когда лизингодатель возлагает исполнение части своих обязанностей на продавца по договору купли-продажи.

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164–ФЗ (ред. от 28.06.2013 г.) «О финансовой аренде (лизинге)»[70] и Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1998 г. № 16–ФЗ «О присоединении к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», рассматривают лизинг как двухсторонний договор между лизингодателем и лизингополучателем[71].

Нам ближе всего точка зрения тех учёных, которые рассматривают договор лизинга как договор аренды со специфическими чертами. Основное условие о переходе права собственности на предмет лизинга существенно изменяет содержание договора финансовой аренды, поскольку в нём должны указываться выкупная цена, момент перехода права собственности и риска случайной гибели или порчи имущества. В договоре лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся к предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно несёт изготовитель оборудования, имущества – продавец, если только продавец не был выбран лизингодателем. В результате перед пользователем, как правило, отвечает не собственник имущества, оборудования, а его изготовитель, не являющийся стороной договора лизинга.

Наличие в договоре лизинга условия о переходе права собственности на предмет лизинга даёт основание некоторым учёным квалифицировать его как договор купли-продажи особого вида – с отсрочкой оплаты[72].

На основании договора лизинга лизингодатель (арендодатель) обязуется: 1) приобрести у названного лизингополучателем продавца в собственность выбранное им имущество для передачи его за установленную плату, на определённый срок и на определённых условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю; 2) выполнить другие обязательства, вытекающие из договора лизинга. Лизингополучатель (арендатор) обязуется: 1) принять предмет лизинга; 2) выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, предусмотренные в договоре; 3) по окончании срока действия договора возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором, или приобрести его в собственность на основании отдельного договора купли-продажи; 4) выполнить другие обязательства, предусмотренные договором лизинга[73].


Для выполнения своих обязанностей по договору лизинга стороны заключают обязательные и сопутствующие договоры[74]. Обязательным является договор купли-продажи предмета лизинга у производителя, а к сопутствующим относятся договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства, договор страхования, а также договор выкупа предмета лизинга лизингополучателем у лизингодателя (купли-продажи) [75]. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных договором. Если условия о передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя в договоре не предусмотрены, то при прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа или износа, обусловленного договором. Если арендатор не возвратил предмет лизинга или возвратил несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения арендной платы за всё время просрочки, а также возмещения убытков, причинённых нарушением договорных обязательств, поскольку лизинговые платежи являются одним из существенных условий договора финансовой аренды (лизинга).

Из анализа норм Гражданского кодекса РФ и Закона о лизинге можно заключить, что договор финансовой аренды (лизинга) опосредует осуществление таких сделок, как: поставка товаров, купля-продажа, аренда имущества, инвестирование, поручительство, банковская гарантия, страхование, выкуп арендованного имущества. Все эти сделки подчинены одной главной цели – переход права собственности на имущество к другому лицу. И если вывод о множественности сделок, опосредуемых договором лизинга, не вызывает сомнений, то многосторонность самого договора или его двусторонность далеко не однозначны[76].

Представляется, что договор лизинга – это единое и целое экономико-правовое явление, которое нельзя делить на отдельные составляющие (договоры), и он представляет собой многостороннюю конструкцию особого вида хозяйственных договоров. Одним из существенных условий договора лизинга является передача права владения и пользования имуществом лицу, не являющемуся его собственником. Это обстоятельство делает его сходным с договором аренды движимых и недвижимых вещей для использования их в предпринимательских целях.


В современных условиях рыночной экономики, необходимости осуществления жесткого контроля за расходованием бюджетных средств особого внимания требует обеспечение государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления возложенных на них функций и полномочий заказчика[77].

В соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ поставки товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки[78].

До 2014 г. в стране действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с доктриной и гражданским законодательством размещение заказа есть оферта, предложение заключить соответствующий договор, поэтому заключенный контракт на поставку товаров, а также выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд мог стать соответствующим гражданско-правовым договором[79]. Такая схема установления хозяйственных связей широко применялась на практике; в этом случае не требовалось заключения отдельного договора поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: контракт считался принятым к исполнению, если в нём присутствовали все необходимые условия для исполнения обязательств по договору сторон[80]. Сторонами становились государственный или муниципальный заказчик, который либо сам принимал исполнение обязательства и передавал (товары) получателям, либо выдавал поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателей. Расчёты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги осуществлял сам заказчик по контракту непосредственно с исполнителем или путём выделения денежных средств получателю через централизованный счёт в казначействе[81].

Такая схема формирования правоотношений по реализации обеспечения государственных или муниципальных нужд позволяла осуществлять контроль государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным государственным, муниципальным органом или органом местного самоуправления за расходованием бюджетных средств, но полностью устраняла потребителя товаров, работ, услуг от влияния на поставщика (исполнителя) на своевременность исполнения обязательств по договору, в том числе и оплате товаров, услуг, работ. В результате простая форма заключения договоров по обеспечению государственных или муниципальных нужд порождала трудно разрешимые проблемы для непосредственных получателей товаров, услуг, работ, в том числе продуктов питания, медикаментов для обеспечения социально слабо защищённых слоёв населения[82].


Следует учитывать, однако, что ст. 525 ГК РФ устанавливает, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров, при этом к отношениям указанных поставок применяются общие положения о договорах поставки (ст. 506–522 ГК РФ) [83]. Как видим, Гражданский кодекс РФ предусматривает для заключения договора поставки для государственных нужд общий порядок заключения договора во исполнение соответствующего контракта, а контракт может быть и договором, и основанием договора[84].

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что договоры, заключаемые в сфере поставки товаров (оказания услуг, выполнения работ) для государственных или муниципальных нужд, представляют собой самостоятельную группу (вид) договоров, поименованных в гражданском законодательстве. Однако контракт и договор на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд являются самостоятельными формами опосредования отношений по поводу обеспечения государственных или муниципальных нужд; к этой же группе хозяйственных договоров законодательство о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд относит размещение заказа у единственного поставщика, для обеспечения нужд бюджетных учреждений.

В подтверждение квалификации контракта, договора на обеспечение государственных и муниципальных нужд как специфического, особого вида гражданско-правовых договоров следует обратить внимание на законодательное регулирование контроля заказчика в сфере закупок, определение порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг и порядка обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и порядка рассмотрения жалобы по существу.

С 1 января 2014 г. поэтапно вводится в действие Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)[85]. Этот закон предназначен для регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ст. 1 Закона о контрактной системе).