Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России..pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
На потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф, Эльдорадо, М-видео, Телемакс, Дикси, Красный Куб, Ароматный Мир, Эконика и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании БизнесИнтел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге – 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети.
Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира. Например, такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают в своем составе более 10 000 магазинов различного формата. На 10 крупнейших розничных сетей США приходится более 15% всего розничного товарооборота США. На четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Savacentre, Tesco, Argyll и Asda) приходится 40% различных продовольственных магазинов и аптек. Доля же торговых сетей РФ на рынке в 2003 году составила всего 8% от общего объема всего оборота. По статистике консультационной компании ЗАО "Агриконсалт" в 2005г. сетевые операторы в России составляли всего 25% розничной торговли, для сравнения, независимые предприятия – 50%, в оставшейся нише содержится неорганизованная торговля.
Выход международных розничных сетей на региональные рынки РФ носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных сетей с мощными финансовыми, материально-техническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками, существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также пускай не надолго (год-два), но снизить розничные цены. С другой стороны, их появление приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.
Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.
За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.
Вследствие этого приоритетными направлениями развития розничной торговли РФ становятся следующие:
• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;
• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;
• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;
• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.
Таким образом, в связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России возникла необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.
Оборот розничной торговли в июне 2007г. составил 855,9 млрд.рублей, что в товарной массе на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I полугодии 2007г. - 4741,0 млрд.рублей и больше на 14,2%.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ТАБЛИЦАХ .
Таблица 2.1. Динамика оборота розничной торговли
Млрд.рублей |
В % к |
||
соответствующему периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду |
||
2006г. |
|||
Январь |
593,0 |
111,2 |
76,0 |
Февраль |
598,1 |
110,5 |
99,3 |
Март |
661,3 |
111,8 |
109,8 |
I квартал |
1852,4 |
111,1 |
87,3 |
Апрель |
677,1 |
111,9 |
102,1 |
Май |
687,3 |
113,0 |
101,1 |
Июнь |
698,7 |
115,3 |
101,5 |
II квартал |
2063,1 |
113,3 |
109,6 |
I полугодие |
3915,5 |
112,3 |
|
Июль |
724,1 |
115,5 |
103,1 |
Август |
749,9 |
115,3 |
103,1 |
Сентябрь |
758,1 |
114,3 |
100,8 |
III квартал |
2232,1 |
115,0 |
107,0 |
Январь-сентябрь |
6147,6 |
113,3 |
|
Октябрь |
791,4 |
115,2 |
104,1 |
Ноябрь |
796,8 |
114,6 |
100,1 |
Декабрь |
954,5 |
115,4 |
119,1 |
IV квартал |
2542,7 |
115,0 |
112,5 |
Год |
8690,3 |
113,9 |
|
2007г. |
|||
Январь |
720,6 |
113,9 |
75,0 |
Февраль |
721,4 |
114,2 |
99,6 |
Март |
793,9 |
113,8 |
109,5 |
I квартал |
2235,9 |
113,9 |
86,4 |
Апрель |
814,3 |
113,7 |
102,0 |
Май |
834,9 |
114,6 |
101,9 |
Июнь |
855,9 |
114,7 |
101,6 |
II квартал |
2505,1 |
114,3 |
110,0 |
I полугодие |
4741,0 |
114,2 |
Таблица 2.2. Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках
Июнь 2007г., млрд. рублей |
В % к |
I полугодие2007г. в % кI полугодию 2006г. |
||
Июню 2006г. |
Маю 2007г. |
|||
Всего |
855,9 |
114,7 |
101,6 |
114,2 |
в том числе: оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка |
725,7 |
121,2 |
101,7 |
119,9 |
продажа товаров на розничных рынках |
130,2 |
88,6 |
101,3 |
90,9 |
В июне 2007г. оборот розничной торговли на 84,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля рынков составила 15,2% (в июне 2006г. - соответственно 80,3% и 19,7%). [12]
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в июне 2007г. составил 45,5%, доля непродовольственных товаров - 54,5% (в июне 2006г. - соответственно 45,7% и 54,3%).
Таблица 3 Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
|||||||
млрд.руб |
в % к |
млрд. руб |
в % к |
|||||
Соответст. периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду |
Соответст. периоду пред. года |
Предыдущему периоду |
|||||
2006г. |
||||||||
Январь |
274,6 |
110,4 |
77,0 |
318,3 |
111,9 |
75,2 |
||
Февраль |
276,8 |
108,1 |
97,8 |
321,3 |
112,7 |
100,4 |
||
Март |
303,8 |
108,4 |
108,6 |
357,5 |
114,9 |
110,9 |
||
I квартал |
855,2 |
109,0 |
87,7 |
997,1 |
113,2 |
87,0 |
||
Апрель |
308,6 |
107,9 |
101,3 |
368,5 |
115,5 |
102,8 |
||
Май |
316,4 |
109,7 |
101,9 |
370,9 |
116,1 |
100,4 |
||
Июнь |
319,1 |
112,6 |
100,8 |
379,6 |
117,6 |
101,9 |
||
II квартал |
944,1 |
110,1 |
107,9 |
1119,0 |
116,4 |
111,2 |
||
I полугодие |
1799,3 |
109,5 |
2116,1 |
114,9 |
||||
Июль |
329,8 |
112,4 |
102,6 |
394,3 |
118,3 |
103,6 |
||
Август |
335,2 |
112,2 |
101,7 |
414,8 |
118,1 |
104,2 |
||
Сентябрь |
339,2 |
111,3 |
101,4 |
418,9 |
117,0 |
100,2 |
||
III квартал |
1004,2 |
111,9 |
105,5 |
1228,0 |
117,8 |
108,1 |
||
Январь-сентябрь |
2803,5 |
110,4 |
3344,1 |
115,9 |
||||
Октябрь |
350,6 |
111,9 |
103,3 |
440,8 |
118,2 |
104,8 |
||
Ноябрь |
355,9 |
111,9 |
100,7 |
440,9 |
116,8 |
99,6 |
||
Декабрь |
433,9 |
113,2 |
120,7 |
520,6 |
117,4 |
117,8 |
||
IV квартал |
1140,4 |
112,3 |
112,5 |
1402,3 |
117,5 |
112,4 |
||
Год |
3943,9 |
110,9 |
4746,4 |
116,3 |
||||
2007г. |
||||||||
Январь |
327,1 |
109,8 |
74,7 |
393,5 |
117,5 |
75,3 |
||
Февраль |
332,4 |
113,1 |
100,8 |
389,0 |
115,2 |
98,5 |
||
Март |
364,9 |
113,5 |
109,0 |
429,0 |
114,1 |
109,9 |
||
I квартал |
1024,4 |
112,2 |
87,5 |
1211,5 |
115,6 |
85,5 |
||
Апрель |
370,4 |
112,9 |
100,8 |
443,9 |
114,4 |
103,1 |
||
Май |
380,3 |
112,6 |
101,7 |
454,6 |
116,3 |
102,0 |
||
Июнь |
389,7 |
112,5 |
100,7 |
466,2 |
116,6 |
102,3 |
||
II квартал |
1140,4 |
112,7 |
108,4 |
1364,7 |
115,8 |
111,4 |
||
I полугодие |
2164,8 |
112,4 |
2576,2 |
115,7 |
Налицо тенденция развития розничной торговли в РФ.
Заключение
Рассмотрев поставленные мною вопросы при написании курсовой работы можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной торговли:
• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;
• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;
• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;
• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.
Список литературы.
- Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
- ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
- ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
- ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
- Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 520 с.
- Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: Ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).
- Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 636 с.
- Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
- Щур Д.Л. Труханович Л.В. Основы торговли. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 704 с.
- Наталья Шилина «Как выйти на рынок вендинга»; журнал: Российская торговля № 1-2. 2006 стр. 34
- Полина Бубенцова «Mixed-USE, или борьба на выжимание»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр. 29
- www.gks.ru
- www.dolevandreynarod.ru
- www.nrn.ru