Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф, Эльдорадо, М-видео, Телемакс, Дикси, Красный Куб, Ароматный Мир, Эконика и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании БизнесИнтел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге – 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети.

Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира. Например, такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают в своем составе более 10 000 магазинов различного формата. На 10 крупнейших розничных сетей США приходится более 15% всего розничного товарооборота США. На четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Savacentre, Tesco, Argyll и Asda) приходится 40% различных продовольственных магазинов и аптек. Доля же торговых сетей РФ на рынке в 2003 году составила всего 8% от общего объема всего оборота. По статистике консультационной компании ЗАО "Агриконсалт" в 2005г. сетевые операторы в России составляли всего 25% розничной торговли, для сравнения, независимые предприятия – 50%, в оставшейся нише содержится неорганизованная торговля.

Выход международных розничных сетей на региональные рынки РФ носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных сетей с мощными финансовыми, материально-техническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками, существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также пускай не надолго (год-два), но снизить розничные цены. С другой стороны, их появление  приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.


Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.

За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.

Вследствие этого приоритетными направлениями развития розничной торговли РФ становятся следующие:

• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;

• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары  и услуги;

• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;

• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;

• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;


• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;

• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;

• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;

• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;

• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

Таким образом, в связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России возникла необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.

Оборот розничной торговли в июне 2007г. составил 855,9 млрд.рублей, что в товарной массе на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I полугодии 2007г. - 4741,0 млрд.рублей и больше на 14,2%.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ТАБЛИЦАХ .

Таблица 2.1. Динамика оборота розничной торговли

Млрд.рублей

В % к

соответствующему периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

2006г.

Январь

593,0

111,2

76,0

Февраль

598,1

110,5

99,3

Март

661,3

111,8

109,8

I квартал

1852,4

111,1

87,3

Апрель

677,1

111,9

102,1

Май

687,3

113,0

101,1

Июнь

698,7

115,3

101,5

II квартал

2063,1

113,3

109,6

I полугодие

3915,5

112,3

Июль

724,1

115,5

103,1

Август

749,9

115,3

103,1

Сентябрь

758,1

114,3

100,8

III квартал

2232,1

115,0

107,0

Январь-сентябрь

6147,6

113,3

Октябрь

791,4

115,2

104,1

Ноябрь

796,8

114,6

100,1

Декабрь

954,5

115,4

119,1

IV квартал

2542,7

115,0

112,5

Год

8690,3

113,9

2007г.

Январь

720,6

113,9

75,0

Февраль

721,4

114,2

99,6

Март

793,9

113,8

109,5

I квартал

2235,9

113,9

86,4

Апрель

814,3

113,7

102,0

Май

834,9

114,6

101,9

Июнь

855,9

114,7

101,6

II квартал

2505,1

114,3

110,0

I полугодие

4741,0

114,2


Таблица 2.2. Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках

Июнь 2007г., млрд. рублей

В % к

I полугодие2007г. в % кI полугодию 2006г.

Июню 2006г.

Маю 2007г.

Всего

855,9

114,7

101,6

114,2

в том числе: оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка

725,7

121,2

101,7

119,9

продажа товаров на розничных рынках

130,2

88,6

101,3

90,9

В июне 2007г. оборот розничной торговли на 84,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля рынков составила 15,2% (в июне 2006г. - соответственно 80,3% и 19,7%). [12]

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в июне 2007г. составил 45,5%, доля непродовольственных товаров - 54,5% (в июне 2006г. - соответственно 45,7% и 54,3%).

Таблица 3 Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

млрд.руб

в % к

млрд.

руб

в % к

Соответст. периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

Соответст. периоду пред. года

Предыдущему периоду

2006г.

Январь

274,6

110,4

77,0

318,3

111,9

75,2

Февраль

276,8

108,1

97,8

321,3

112,7

100,4

Март

303,8

108,4

108,6

357,5

114,9

110,9

I квартал

855,2

109,0

87,7

997,1

113,2

87,0

Апрель

308,6

107,9

101,3

368,5

115,5

102,8

Май

316,4

109,7

101,9

370,9

116,1

100,4

Июнь

319,1

112,6

100,8

379,6

117,6

101,9

II квартал

944,1

110,1

107,9

1119,0

116,4

111,2

I полугодие

1799,3

109,5

2116,1

114,9

Июль

329,8

112,4

102,6

394,3

118,3

103,6

Август

335,2

112,2

101,7

414,8

118,1

104,2

Сентябрь

339,2

111,3

101,4

418,9

117,0

100,2

III квартал

1004,2

111,9

105,5

1228,0

117,8

108,1

Январь-сентябрь

2803,5

110,4

3344,1

115,9

Октябрь

350,6

111,9

103,3

440,8

118,2

104,8

Ноябрь

355,9

111,9

100,7

440,9

116,8

99,6

Декабрь

433,9

113,2

120,7

520,6

117,4

117,8

IV квартал

1140,4

112,3

112,5

1402,3

117,5

112,4

Год

3943,9

110,9

4746,4

116,3

2007г.

Январь

327,1

109,8

74,7

393,5

117,5

75,3

Февраль

332,4

113,1

100,8

389,0

115,2

98,5

Март

364,9

113,5

109,0

429,0

114,1

109,9

I квартал

1024,4

112,2

87,5

1211,5

115,6

85,5

Апрель

370,4

112,9

100,8

443,9

114,4

103,1

Май

380,3

112,6

101,7

454,6

116,3

102,0

Июнь

389,7

112,5

100,7

466,2

116,6

102,3

II квартал

1140,4

112,7

108,4

1364,7

115,8

111,4

I полугодие

2164,8

112,4

2576,2

115,7


Налицо тенденция развития розничной торговли в РФ.

Заключение

Рассмотрев поставленные мною вопросы при написании курсовой работы можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной торговли:

• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;

• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;

• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;

• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;

• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;

• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;

• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;

• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;

• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;

• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

Список литературы.

  1. Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
  2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
  3. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  4. ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
  5. Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 520 с.
  6. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: Ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).
  7. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 636 с.
  8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
  9. Щур Д.Л. Труханович Л.В. Основы торговли. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 704 с.
  10. Наталья Шилина «Как выйти на рынок вендинга»; журнал: Российская торговля № 1-2. 2006 стр. 34
  11. Полина Бубенцова «Mixed-USE, или борьба на выжимание»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр. 29
  12. www.gks.ru
  13. www.dolevandreynarod.ru
  14. www.nrn.ru