Файл: СТРАХОВАНИЕ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (Страховые правоотношения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно подчеркнуть существенные изменения в самом характере страховых услуг, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким внедрением электроники и автоматики в страховую сферу.

В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Первая из этих тенденций непосредственно связана с углубляющимся общественным разделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым и в страховом деле. В последние годы наряду со специализацией страховщиков усиливаются тенденций к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или ины­ми видами страхования страховщики вторгаются в смежные виды деятельно­сти (приобретают биржевые маклерские фирмы и т. д.).

Новая роль страховых компаний в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов; они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, Стра­ховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов, назначению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании занимают главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками пога­шения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.

Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями, р промышленно развитых странах Запада страховой рынок—объект сознательного государственного регулированиям

Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Что касается государ­ственного регулирования страховой деятельности, то оно дополняет ры­ночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности сплетается с рыночным механизмом страхования.


1.2 Современное состояние страхового дела в РФ

В экономике России страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения.

Страхование является также одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынке неуклонно растут, а страховщики играют в экономике все более значимую роль.

Развитие национальной системы страхования за пятилетний период (1997-2001 гг.) характеризуется высокой динамикой. Общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001г. составил 276,6 млрд.руб.; рост за пять лет—в1,5раза; в том числе по добровольным видам страхования—в2,1 раза. Населению и организациям в 2001г. страховщиками выплачено 171,8 млрд. руб., что более чем в 1,3 раз превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г. По добровольному страхованию выплаты выросли в 2 раза. На 1 января 2001 г. действовало 49,5 млн. договоров (рост составил 114,6%), при этом большинство из них договоры, заключенные гражданами, что свидетельствует об активизации привлечения средств населения в систему страхования.

Страховщики формируют страховые технические резервы, которые в постоянно находятся в различных формах инвестирования. На 1 января 2002 г. по расчетным данным страховые резервы составляли 88,5 млрд. руб. (или 174,2% роста по сравнению с 2000 г.).

Начиная с 1996-97 гг. в России активно создаются и действуют некоммерческие общества взаимного страхования, которое традиционно для России; взаимное страхование будет играть все большее значение и займет свой (только ему доступный) сектор страховых услуг.

Важную роль в развитии страхового дела, защиты интересов страховых организаций играют союзы (ассоциации) страховщиков. Все более значимую роль начинают играть также объединения страховых брокеров, общества актуариев.

В связи с принятием мер по совершенствованию принципов налогообложения страховых операций, планируемым введением видов обязательного страхования можно прогнозировать дальнейший значительный рост страховых операций, и как следствие этого,—рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования.


Уровень развития страхового рынка неразрывно связан с общей экономической ситуацией в стране, развитием финансового рынка, системы налогообложения и правового регулирования и достаточно мобильно реагирует на любые их изменения.

В частности, на развитие страхования негативно повлияли:

  • продолжающиеся инфляционные процессы в экономике, низкий платежеспособный спрос населения и организаций на страховые услуги;
  • недостаток надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов;
  • продолжающиеся существовать ограничения по допуску страховщиков к обязательному медицинскому и социальному страхованию, дополнительному пенсионному обеспечению;
  • действия отдельных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ограничению доступа страховщиков в некоторые секторы рынка и территории, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
  • недостаточные меры по совершенствованию налогового законодательства в сфере страховых операций;
  • недостаточная капитализация страховых организаций, а также слабость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности принятия крупных рисков без значительного участия иностранного перестрахования, а также необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за рубеж;
  • информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
  • несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;
  • объективные обстоятельства, связанные с отставанием работы по совершенствованию страхового законодательства от ускоренных темпов развития страхового дела.

Государство наконец-то отказалось от своего участия в деятельности крупных страховщиков. Громоздкий и сложно управляемый "Росгосстрах" фактически был передан в управление менеджерам компании "Тройка Диалог". Также было объявлено о планах выхода государства из числа владельцев "Ингосстраха" - теперь на страховом рынке оно присутствует лишь косвенно, причем именно там, где без его участия обойтись невозможно. Через "Госинкор" - в "Гута-Страховании", а через ФГУП "Рособоронэкспорт" - в Русском страховом центре.

В то же время крупный капитал явно заинтересовался страховым рынком. По словам руководителей страховых компаний, от потенциальных стратегических инвесторов, как российских, так и зарубежных, поступает немало предложений. В течение последнего времени произошло уже несколько сделок, в корне изменивших лицо и суть страхового рынка.


Так, ведущий немецкий страховщик Allianz AG вошел в число акционеров компании РОСНО. Иностранные партнеры настроены серьезно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ими была создана специальная проектная группа, занятая разработкой стратегии компании. Своей задачей новые акционеры считают прежде всего увеличение эффективности конкретных страховых продуктов. Активизирует свою деятельность на российском рынке и конкурент немецкого холдинга - американская группа AIG. Ее "дочка" уже стала лидером российского рынка накопительного страхования жизни. При этом ходят слухи об интересе группы к покупке известных российских страховых компаний.

Впрочем, пока правила игры на рынке диктуют не иностранцы. На страховой рынок пришел российский промышленно-финансовый капитал. Похоже, всерьез и надолго. А результаты уже есть: реальное управление в страховых компаниях во многих случаях уже перешло от менеджеров-собственников к наемным управленцам. Это первый шаг к капитализации страховых компаний, к капитализации рынка. Несколько примеров. Группа "Альфа" приобрела Восточно-европейское страховое агентство и сформировала на его базе мощную страховую группу "АльфаСтрахование" (ее уставный капитал недавно был увеличен до 1,95 млрд рублей). В компаниях "Ингосстрах" и "Россия" контроль отошел к консорциуму, в составе которого "Сибнефть", "Сибирский алюминий" и "НАФТА-Москва". Промышленно-страховую компанию приобрел ИБГ "НИКойл". Крупный пакет акций "РЕСО-Гарантия" был куплен "МДМ-банком

2.Законодательные основы страхования в Российской Федерации

2.1Понятие и виды страхования

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества и представляет собой самостоятельное звено финансовой системы РФ.

Различают две формы страхования: социальное страхование и собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

В современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, собственно страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй -поощряется.


В экономическом аспекте страхование -это система экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его граждан.

Как самостоятельное звено финансовой системы РФ, страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых организаций в России является Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»'. В нем впервые закреплено правовое понятие страхования. В соответствии со ст. 2 под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

2.2 Характерные черты страхования

Характерными чертами страхования являются:

Не постоянный, а вероятностный характер отношений.При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени;

Возвратность средств.Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер вы плат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д.;

Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений,которые заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования -юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риски несут все страхователи, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.