ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2019

Просмотров: 339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобыт­ное общество. Поэтому появление какого-либо государства неиз­бежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

Факторы влияющие на государство:

Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны и антагонистичны. Структура тяготеет к консервации существующего положения вещей. Она не порождает социальную объективную потребность в личности, в понимании человека как ценности. Данный исторический тип общества со свойственными ему классами, социальными группами, отсутствием наций, конфликтными внутри- и межклассовыми отношениями порождает государство с открыто классовыми сущностными и функциональными характеристиками.

Другое дело, если обратиться к феодальному обществу. Его структура по сравнению с рабовладельческим обществом более сложна (например, складывается значительное по численности городское население), но все-таки в динамическом отношении малоподвижна. В лице представителей класса феодалов нередко соединяются власть, собственность, право. Государство как бы только постепенно отделяется, отслаивается от самого общества, сохраняя при этом явно классовые, сословные предпочтения со стороны своих форм, функций, сущности, состава государственных чиновников.

Приведенные здесь характеристики социальных структур предельно схематичны. Однако и в таком упрощенном варианте, а тем более в развитом виде они требуют более внимательно отнестись к тем теоретическим построениям, согласно которым государство вообще появляется только на последних фазах феодального общества. Государства-полисы же с позиций этих теорий вообще не являются государствами.

Современные общественные системы, некоторые из которых определяют как индустриальные, постиндустриальные, не знают социальных классов (в их марксистском и не только в марксистском понимании). Их социальная структура чрезвычайно подвижна, включает в себя такие явления, как народ, нация, народность. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов. Такого рода особенности современных развитых социальных структур уже не позволяют характеризовать природу и сущность государства как исключительно классового явления.


Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства, способы распределения произведенных материальных благ не только образуют материально-экономическую основу государства, но и нередко решающим образом определяют возможности и содержание функций государства, реальность его суверенитета, структуру государственного аппарата. Сам тип экономической системы может отвести государству роль только "ночного сторожа" или считать государственную собственность единственной или доминирующей. Экономические кризисы или деградация экономики могут привести не только к негативным последствиям в тех или иных сторонах государства (например, государственный режим, государственный аппарат), но и полностью подорвать всякое доверие к государству со стороны общества. Экономический фактор во всех его формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание реальных экономических процессов.

Политический фактор. Государство - насквозь политический институт. Однако политика не сводится к государству. Она включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения. Политический фактор в своем содержании, формах проявления всегда противоречив. Например, политические партии не только могут изменить вектор функций государства, повлиять на форму государства или даже навязать ее обществу, но и в определенных исторических условиях подчинить фактически государство своим узкопартийным интересам, создав своеобразный властвующий институт "партия - государство". Велико воздействие на государство, его функциональные институциональные стороны политических идеологий, которые, как известно, могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической. Политические процессы как составляющая фактора могут принять предельно радикальные выражения - волнения, восстания, революции - что, разумеется, может привести и приводит не просто к принципиальным переменам во всех характеристиках государства, но и порой к его разрушению.

Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие.


Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный. В наши дни нельзя не учитывать процессы глобализации. Из истории известны примеры, когда религиозный фактор в виде религиозных войн, реформаций самым решающим образом определял судьбы государства во всех его проявлениях, на разных стадиях его исторического движения вплоть до образования теократических государств. Достаточно обратиться к истории становления и распространения христианства и ислама.

Факторный анализ показывает, что общество во всех формах и сферах его жизни не однолинейно, не монотонно, но с неизбежностью и объективно противоречиво, а это определяет и противоречивую природу государства в целом, его сущностных, содержательных, формальных и функциональных сторон.


3. Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право.

Территория - это пространственная основа государства. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле.

Население - то есть человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти.

Власть - отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая власть является регулятором поведения населения данного государства. Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.


Суверенитет — (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность», как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

Право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

За всю историю человечества сложилось множество различных представлений об основных признаках государства. Великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано о них огромное мнений и суждений.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит считал, например, специфическим признаком государства то, что в нем должны быть предусмотрены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибнет».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель Цицерон рассматривал государство как дело, «достойное народа».

Выдающийся мыслитель Эпохи Возрождения Макиавелли видел в государстве политическое состояние общества. В чем оно заключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными. В существовании тем или иным образом организованной политической власти. «Все государства, все державы, обладающие и обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государство, управляемые единовластно».

В настоящее время к признакам государства относится:

- публичная политическая власть (государственная власть). Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан. Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной. Таким образом, любая государственная власть формально является публичной, т.е. выступает от имени народа, однако, по своей сущности она может быть частной (монархия), корпоративной (аристократия), авторитарной, тоталитарной и т.д.

- административно–территориальная организация населения; т.е. разделение населения по административно–территориальным единицам и осуществление публичной власти по территориальному признаку. На практике это приводит, во–первых, к появлению нового общественного института – гражданства; во–вторых, к установлению пространственных пределов государственной власти в форме государственных границ; в–третьих, к образованию центральных и местных органов власти.


- налоги и займы;

- право;

- государственный суверенитет. Впервые понятие суверенитета как единой, неограниченной, неделимой и неотчуждаемой власти было сформулировано французским ученым Ж.Боденом в работе «О республике», вышедшей в 1576 году. Боден не только обосновал и развил идею верховенства и независимости государственной власти, но и наполнил ее юридическим содержанием. Он сформулировал «права суверенитета», к которым относились: право законодательства, право войны и мира, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право взимания налогов и др.

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

- монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

- наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.


3. Как и само государство, функции его не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

Охранительные - обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов субъектов, конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Экономические - активная разработка и проведение экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Социальные – забота о гражданах, которые в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование.

Культурно-воспитательные - каждый гражданин должен иметь образование, соответствующее принятому стандарту, поощрение и развитие искусства, обеспечение свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Природоохранительные.

Правовые - защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов.

К внешним функциям относятся:

Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.