ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2019

Просмотров: 665

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную (по мнению некоторых - неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.

Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам - это одновременно " вера и государство", а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией.

Самостоятельность мусульманского права как юридического явления и его относительная независимость от религиозных предписаний ислама подтверждаются анализом его реализации. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действовало прежде всего во взаимоотношениях мусульман.

Мусульманское право имеет четыре источника права:

Коран - священная книга ислама; является первым и основным источником мусульманского права.

Сунна ( традиции ) - связанные с посланцем бога; есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами.

Иджма - единое соглашение мусульманского общества; согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Кияс - суждение по аналогии. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

Социалистическая правовая семья в недалеком прошлом составляла третью по распространенности в мире правовую семью. К ней принадлежали правовые системы СССР, а также стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии и Латинской Америке.

При значительном сходстве с континентальным правом данная правовая семья имела существенные особенности, во многом обусловленные ее явно выраженным классовым характером. Она сформировалась на основе марксистско-ленинской теории о новом типе права, которое должно быть тесно связано с государственной политикой и служить орудием государственной власти.

Для данной правовой семьи было характерно:

  1. господство публичного права над частным;

  2. подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;

  3. отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.


В то же время социалистическим правом была воспринята, хотя и в несколько модифицированном виде, отраслевая классификация, использовались формы и приемы кодификации, свойственные романо-германской правовой семье, издаваемые правотворческими органами нормы права носили обобщенный характер.

Произошедший распад СССР и последовавшие за ним изменения в политической сфере повлекли за собой отказ от использования ряда принципов социалистического права и реформу правовой системы.

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространенные на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

После колонизации Африки в XIX в. здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская - во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская - в Конго, португальская - в Анголе и Мозамбике, английская - в колониях Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причем обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Та же тенденция к вытеснению обычного права сохранилась и после завоевания африканскими государствами независимости. Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется “правовой многослойностью”, причем достаточно большое влияние на развитие африканских национальных правовых систем оказывают нормы международного права.


3. Национальной правовой системой называют конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты.

Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.


Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

В систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.


Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.