ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2019

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 4 Сущность права.


  1. Современные подходы к понятию сущности права.

  2. Современные подходы к правопониманию.

  3. Понятие и признаки права.

  4. Принципы права.

  5. Функции права.

  6. Право и политика.

  7. Право и экономика.


1. Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Понятие сущности права – одна из наиболее важных проблем общей теории права.

В научной литературе сущность права характеризуется по разному. При поверхностном подходе к воззрениям различных авторов о сущности права их позиции могут показаться весьма противоречивыми, поскольку одни ставят акценты -на государственную волю, другие - на общую волю, третьи – на свободу воли, четвертые на обязательную нормативность, пятые – на защищенный государством интерес, шестые – на компромисс интересов, седьмые – на особые психические переживания, восьмые – на минимум нравственности, девятые – на справедливость и др. При этом многие правоведы в сущности усматривают несколько добродетелей вместе взятые.

Значительная часть современных правоведов склонны усматривать в многочисленных интерпретациях сущности права три основные направления (три группы правовых школ):

  1. нормативистское, в центре внимания которого находится абстрактная правовая норма (юридический позитивизм);

  2. социологическое, воспринимающее природу права как социальный механизм, гармонизирующий индивидуальные и общественные интересы (социологическая школа);

  3. философское, характеризующее идеально-целостную миссию права.

Сущность права это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса.

Сущность права выражается в его наиболее характерных постоянных признаках и формулируется в определении.


2. С момента возникновения права в науке идет спор о его определении. В современной научной литературе предпринимаются попытки свести все теории к нескольким направлениям.

Так профессор О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, основана на понимании права как "порядка общественных отношений в действиях и поведении людей". То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Поэтому право - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.


Профессор В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.

Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что "человек есть мера всех вещей", а право является отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению относится концепция естественного права.

Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция.

Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем "право в книгах", представляется "право в жизни", то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к "социологии права" и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.

Профессор B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания, к которым относится:

- юридическое правопонимание, охватывает различные концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция - лишь частный случай юридического типа правопонимания, подобно тому, с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права - тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона;

- легистское правопонимание (от "lex" -закон), право для легистского подхода - это уже официально данное, действующее, позитивное право. То есть отождествляются право и писаный закон.

Анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношения к нему как к целостному социальному явлению. Конечным, главным результатом правопонимания является определение права.


3. Право, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Признаки права:

1. Право - это явление общественное.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека.


3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов.

5. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками

6. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей, то есть к фактически неравным субъектам.

7. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах.

8. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

9. Право общеобязательно.

10. Праву присуща процедурность.

11. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения.

12. Право тесно связано с государством.

13. Право охраняется государственным принуждением.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют правовые притязания людей.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм.

В-третьих, обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Согласно Закону РБ «О нормативных правовых актов РБ» право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.


4. Принципы права – это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающее его сущность, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений.

Общепринятым является деление принципов права на:

общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории права наибольшее значение имеют общие принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения. К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).


Для современного этапа развития общества характерны социально правовые принципы:

  • Нравственно правовые – разрешено все, что не запрещено законом, юридическое равенство всех перед правовым законом;

  • Экономико-правовые – свобода конкуренции, свобода предпринимательства;

  • Эколого-правовые – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;

  • Политико-правовые – народовластие, разделение государственных властей;

  • Свободно-правовые – единство юридических прав и обязанностей, презумпция невиновности).



5. Функции – основные направления и методы воздействия на общественные отношения и поведения людей.

Выделяют следующие функции:

  1. общесоциальные функции (экономические, политические, воспитательная);

  2. регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков:

    • регулятивно-статическая – выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определение границ прав и свобод (например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов);

    • регулятивно-динамическая – определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (например, возложение обязанности уплачивать налоги);

    • охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Осуществляется органами государства, принимающих властные решения, обеспечиваемые государственным принуждением (например: родители обязаны заботиться о здоровье и воспитании несовершеннолетних детей, иначе могут быть лишены родительских прав);

    • оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.



6. Правовые и политические нормы. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Внутренняя и внешняя политика любого государства реализуется через право, а последние, в свою очередь, выступают выразителем этой политики. Так как конституция закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется с помощью права. Особенно это характерно для правовых государствю Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело - в каких целях оно используется.


Впервые термин "политика" появился в Древней Греции и происходит от греческого слова "polis" - город-государство. "Именно в античных государствах, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима".

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями.

"Главным политиком", центральным субъектом политической жизни и политической организации любого общества является государство: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. И именно государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней.

Нерегулируемая политическая борьба может взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма ("неправовой закон"), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.