Файл: Осн_понятия_по_ смежным дисциплинам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.12.2019

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность финансовых отношений, содержание финансового менеджмента, функции, принципы, задачи.


Финансы – система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе их кругооборота. Финансовые отношения возникли, во-первых, с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений, во-вторых, с усилением и расширением функций государства. Финансовые отношения характеризуются следующими признаками: 1) в их основе лежат денежные отношения; 2) они имеют распределительный характер; 3) они связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Субъектами финансовых отношений являются субъекты хозяйствования, государство и население. Финансовых отношения между ними законодательно закреплены в различных нормативных актах.

Финансовые отношения хозяйствующего субъекта возможны с:

  • другими субъектами хозяйствования в процессе производственной и коммерческой деятельности;

  • банковской системой при кредитно-финансовых операциях;

  • органами государственного управления по различного рода платежам;

  • налоговой службой;

  • страховыми компаниями.


Финансовый менеджмент или управление финансами - это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Как системе управления, финансовому менеджменту присущи следующие свойства: 1) целенаправленность; 2) сложность; 3) открытость; 4) динамичность. Управление финансами нацелено, в конечном счете, на обеспечение общественных, коллективных и личных интересов людей. Сложность системы обусловлена сложностью объекта управления – финансов субъекта хозяйствования. В рыночной экономике финансовый менеджмент – информационно- открытая система. Непрерывное изменение объекта управления и внешней среды требует быстрого, динамичного приспособления системы управления к новым условиям.

Функции финансового менеджмента вытекают из функций финансов как экономической категории. Финансы имеют следующие три функции: 1) образование доходов (накопление капитала): 2) осуществление расходов: 3) контроль эффективности.

Первая функция проявляется через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов. Полная мобилизация финансовых ресурсов составляет первостепенную задачу управления финансами предприятия. Недопоступление доходов (выручки от реализации, прибыли) из-за неплатежей или задержки платежей предприятиями-партнерами нарушает финансирование производственных затрат и инвестиций, социальных выплат, что требует от финансового менеджера изыскания источников компенсации нехватки средств.


Вторая функция, распределительная, проявляется через распределение и перераспределение всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции или услуг.

Третья функция, контрольная, включает в себя: 1) анализ финансовых показателей; 2) меры финансового воздействия.

В соответствии с реализуемой функцией менеджер решает конкретные финансовые задачи. Среди них: задачи по выбору объектов инвестирования и определение объема инвестирования по каждому из них, задачи по выбору источника финансирования инвестиций и определение объема получения денежных средств из каждого источника, и др.

3. Сущность финансовых ресурсов предприятия. Имущество предприятия и его связь с финансовыми ресурсами. Источники собственных средств, их содержание и структура. Обязательства предприятия, их структура и значение в финансово-хозяйственной деятельности


Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные накопления, фонды и другие источники денежных средств, аккумулируемые предприятием.

Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной субъект хозяйствования в определенный период времени и которые направляются на осуществление денежных расходов и отчислений, необходимых для развития производства: инвестиций, авансирования в текущие затраты (себестоимость), расходов и отчислений в различные фонды и бюджеты.

Финансовые ресурсы подразделяются на 1) собственные, 2) заемные, 3) привлеченные (на возвратной и безвозвратной основе) 4) авансированные из бюджета или внебюджетных фондов.

К собственным финансовым ресурсам относятся: 1) амортизация (начисление износа основных средств и нематериальных активов; 2) валовая прибыль; 3) страховые резервы.

Заемные ресурсы включают: 1) кредиты банков и небанковских институтов; 2) коммерческий кредит; 3) бюджетный кредит.

В привлеченные ресурсы входят: 1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности; 2) средства от эмиссии ценных бумаг; 3) паевые и иные взносы юридических и физических лиц; 4) поступление платежей по аренде и т.п.

Та часть финансовых ресурсов, которая авансирована в производственный процесс, является капиталом. Структура капитала в денежной форме включает: средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности. Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев). Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может являться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п.


Обычно имущество предприятия обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам, принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

Источниками собственных финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации товаров и услуг, доходы от прочей реализации, внереализационные доходы, валовая прибыль, себестоимость, чистая прибыль.

В процессе аккумулирования и распределения финансовых ресурсов создаются долги и обязательства, которые делятся на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным относятся: 1) долги по банковским кредитам и займам, подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев после отчетной даты; 2) обязательства по долгосрочным облигациям.

К краткосрочным относятся: 1) обязательства по расчетам (заработной плате, налогам, процентам и пр.);2) долги по краткосрочным кредитам банков и займам; 3) кредиторская задолженность поставщикам.


9. Затраты по видам деятельности, операционные, внереализационные.


Расходы (затраты) организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;

  • операционные расходы;

  • внереализационные расходы

Расходы по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты (командировочные, затраты на рекламу, погашение процентов по кратковременным банковским кредитам, отчисления в специальные внебюджетные фонды, арендная плата, административные расходы и т.д.).

Операционные расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы.


Внереализационные расходы: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; прочие внереализационные расходы (чрезвычайные расходы в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров и т.п.).


Методы начисления амортизации (линейные, нелинейные, диапазонные нормы амортизационных отчислений). Амортизационный фонд, источники его образования.


Амортизационные отчисления – это часть стоимости основных фондов, которые переносятся на стоимость готовой продукции в течение определенного календарного периода. Аккумулируясь в амортизационном фонде, они образуют источник средств для обновления основных производственных фондов.

Величина амортизационных отчислений выражается в норме амортизации. Норма амортизации – это годовой процент перенесения стоимости основных фондов.

Различают несколько методов начисления амортизации:

  • метод равномерного начисления (линейный способ),

  • методы ускоренного начисления (нелинейный способ).

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств и нормативного срока службы путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений.

При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза.

Определение годовой суммы амортизационных отчислений методом суммы чисел лет производится умножением амортизируемой стоимости объектов основных средств на дробь, в числителе которого число лет остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта

,

где - годовая сумма амортизационных отчислений, млн. руб.,

- амортизируемая стоимость основных фондов, млн. руб.,

- число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта,

- сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от1 до 2,5 раза), принятого организацией.

Законодательством установлены диапазоны сроков полезного использования амортизируемого имущества в виде коэффициентов к нормативному сроку полезного использования (например, для зданий и сооружений – от 0,8 до 1,2, для машин, механизмов, транспорта – от 0,5 до 1,5). Комиссия по амортизационной политике предприятия вправе их использовать. При этом нижняя граница срока полезного использования не может быть меньше года.





29. Источники формирования и пополнения оборотных средств.


По своей сущности оборотные средства – это денежное обеспечение, необходимое для приобретения предметов труда, оплаты топлива, электроэнергии и др., необходимых лдя производства товаров, оказания услуг и их реализации.

Оборотные средства находятся в постоянном движении. На протяжении одного производственного цикла они совершают кругооборот, состоящий из трех стадий.

Не первой стадии предприятие затрачивает денежные средства на оплату счетов за предметы труда, т.е. оборотные фонды. Здесь оборотные средства из денежной формы переходят в товарную, а денежные средства – из сферы обращения в сферу производства.

На второй стадии оборотные фонды переходят непосредственно в процесс производства и превращаются вначале в производственные запасы и полуфабрикаты, а после завершения производственного процесса – в готовую продукцию.

На третьей стадии готовая продукция реализуется, в результате чего оборотные фонды из сферы производства переходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму. Эти денежные средства направляются на приобретение новых предметов труда и вступают в новый кругооборот. Время нахождения оборотных средств на каждой стадии различно, оно зависит от потребительских и технологических свойств продукции, особенностей производства и реализации.

Объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в необходимом количестве и одновременно не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Оптимальный размер оборотных средств устанавливается на основе нормирования расхода оборотных фондов по каждому виду продукции и определения объема текущего складского и страхового запаса.

В современных условиях одной из важнейших задач предприятия является ускорение оборачиваемости оборотных средств. На стадии создания производственных запасов – это применение экономически обоснованных норм запаса, приближение поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий к потребителям и т.д.

На стадии незавершенного производства – это ускорение освоения достижений научно-технического прогресса, развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

На стадии обращения – это приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов и т.д.



37. Методы расчета прибыли от реализации продукции на плановый год. Маржинальная прибыль (сумма покрытия), точка безубыточности.


Наряду с методом прямого счета и аналитическим методом планирования прибыли от реализации продукции на плановый год существует метод планирования маржинальной прибыли и определения точки безубыточности.