ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1535

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1917 году была создана комиссия, которая осуществляла контроль за культурой. В Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах были образованы отделы народного образования.


Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества.

Политика Советского государства и партии в области культуры получила название культурной революции. Её задачами являлись: формирование народной культуры, ликвидация неграмотности населения, создание системы образования, всеобщее обучение на языках народов России, подготовка кадров интилигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Все реформы проходили в тяжёлых условиях. Российская интеллигенция разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, на колеблющихся и на выступавших против советской власти. Среди первых были: учёные К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.П.Павлов, И.М.Губкин, поэты В.В.Маяковский, А.А.Блок. Часть интилигенции отказывалась вначале от сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство перешло к репрессиям. В 1922 году большая группа учёных, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков.

Советская власть должна была взяться за восстановление культуры. Первой задачей была ликвидация безграмотности. 26 декабря 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения». Этот декрет обязывал всё неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном и Русском языке. Везде создавались комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили Калинин, Ленин, Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых обучались и дети, и взрослые. За 1917-1920гг. ликвидировали неграмотность около 7 миллионов человек.

20) Белорусская культура IX-XIII вв.

В середине IX в. на территории восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. Уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: Северный с центром в Новгороде и Южный - с центром в Киеве. В 882 г. Олег объединил эти два союза, и была образована Киевская Русь. Киевская Русь - это раннефеодальное государство - монархия. Во главе ее стоял великий князь. Князья отдельных земель, входивших в состав Киевской Руси, находились в вассальной зависимости от великого князя: были обязаны поставлять по его требованию воинов, а их подвластное население платить дань. В то же время в своих землях князья имели неограниченную впасть. На территории Беларуси в этот период самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества.Первые летописные сведения о Полоцке относятся в 862 г. Уже в IX в. Полоцк активно включается в политическую жизнь восточнославянских племен. Этому содействовало размещение его на торговом пути «из варяг в греки». Киевский князь Олег (879-912 гг.) включил Полоцк в состав Киевской Руси. Развитие торговых отношений в IX-X вв. содействовали расцвету и усилению Полоцка и привело к независимости от власти Киева, князья которого стремились контролировать весь путь «из варяг в греки». В начале XII в. Киевская Русь уже не представляла собой единой политической целостности и состояла из ряда отдельных земель -княжеств. Начался процесс феодальной раздробленности. Расцвет Полоцкого княжества связывают с правлением Всеслава Чародея (1044-1101 гг.). Летописи сообщают, что Всеслав много трудился ради благополучия полоцкой земли. После смерти Всеслава княжество было разделено между его сыновьями. Образовались Минское, Витебское, Логойское и другие княжества. Престол в Полоцке был главным. В Полоцком княжестве действовали две ветви власти: князь и вече. Законодательная власть принадлежала вече (народному собранию). Вече приглашало князя, контролировало его деятельность, принимало законы, решало вопрос войны и мира, вершило суд. Во главе исполнительной власти был князь, именно он решал все текущие вопросы государственного управления. Главной обязанностью князя считалось поддержание порядка внутри княжества и организация его обороны. Высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. В период раздробленности он фактически руководил всей полоцкой землей.Другим крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское. Княжество образовалось на землях дреговичей (восточнославянского племени) в южной части Беларуси. В летописи под 980 г. сообщается, что когда в Полоцке княжил Рогволод, в Турове князем был Тур. Постепенно Туров оказался в полной зависимости от Киева. При этом туровское княжество оставалось неделимой территорией. Туровские князья имели право занимать великокняжеский трон согласно родственным связям. В Туров назначался руководить городом княжеский наместник - посадник. Нахождение в городе князя и наместника - явление необычное для других городов, кроме Новгорода. В Турове, как и в Полоцке, действовало вече. Согласно сообщению «Жития Кирилла Туровского», он стал епископом по просьбе князя и людей города Турова. Из этого следует, что горожане имели право голоса даже тогда, когда решался вопрос о назначении епископа. Таким образом, общественный строй в Туровском княжестве имел свои особенности. В IX - первой половине XIII вв. экономику белорусских земель можно характеризовать как раннефеодальную. Основой хозяйственного развития всех княжеств было сельское хозяйство, главным образом земледелие. Феодализация белорусского общества проходила путем создания крупного землевладения князей, бояр, церкви и превращения свободных крестьян-общинников в зависимых от феодалов людей. В X-XIII вв. значительного развития на белорусских землях получило ремесленное производство. Наиболее распространенными видами ремесла были обработка металлов и древесины. С развитием ремесла происходил быстрый рост городов. Так, в XII в. на территории Беларуси насчитывалось 33 города, крупнейшими из которых были Полоцк и Туров. Первые славянские племена были языческими, что сближало их с балтами. В X в. существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с патриархом в Константинополе. На белорусские земли христианство шло двумя потоками - восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное - через Польшу. Официальное принятие христианства в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии - важное событие в истории восточных славян. Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы. До нас дошли полоцкие евангелия .Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. При распространении старославянского языка среди разных славянских народов возникают его местные варианты; постепенно общественные функции старославянского языка ограничиваются, и он превращается в церковнославянский. В VIII—IX вв. стал складываться и древнерусский язык, вначале как одно из ответвлений старославянского. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. Считается, что он сохранял относительное единство до XIII в. В XIII—XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка. Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым. Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны.


21) Белорусская культура XIV-XVII вв.

Со второй половины XVIII в. был осуществлен целый ряд реформ, направленных на укрепление РП. Так, в экономической области определенный успех имели реформы А. Тизенгауза, благодаря которым стала развиваться такая форма промышленного производства, как мануфактура. Была проведена реформа школьного образования, для осуществления которой в 1773 г. создана адукационная комиссия. Реформа, в целом, носила прогрессивный характер. Большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведению, нравственности. За 20 лет своего существования комиссия открыла в Беларуси 20 школ. В политической области право «либерум вето» было частично ограничено (окончательно отменено только в 1791 г.). Попытки ограничить власть магнатов привели к сопротивлению с их стороны. Междоусобная борьба магнатов усложнялась недовольством многочисленной шляхты католического вероисповедания, права которой были уравнены с не католиками - православными и протестантами. Противоречия между шляхтой использовали соседние страны. Под эгидой России и Пруссии в 1767 г. были созданы в Слуцке православная, а в Торуни протестантская конфедерации, ставившие целью уравнивания в правах с католиками. На помощь конфедератам была прислана 40-тысячная российская армия. В ответ в 1768 г. противники нововведений создали конфедерацию в Баре, имевшую значительную поддержку в РП, в том числе и в Беларуси. Но в 1768-1771 гг. барские конфедераты были разбиты российскими войсками. После поражения Барской конфедерации в 1772 г. Россия, Австрия и Пруссия провели первый раздел РП. Пруссия получила северо-западную часть Королевства Польского, Австрия -южные его районы. К России отошли Лифляндское, большая часть Полоцкого, почти все Витебское, все Мстиславское и восточная часть Минского воеводства. После раздела необходимость кардинальных реформ стала очевидной. На Четырехлетнем сейме 1788-1792 гг. была принята Конституция 3 мая 1791 г. РП становилась унитарным государством, наследственной монархией. Крестьяне передавались под покровительство закона, но при сохранении крепостного права. Ликвидировалось «либерум вето» и право на создание конфедераций. Решения Четырехлетнего сейма вызвали крайнее недовольство части шляхты и России. Под эгидой императрицы Екатерины II 14 мая 1792 г. была создана конфедерация в Тарговице. Ее участники пересекли вслед за российскими войсками границы РП для защиты «шляхетских свобод». Войска РП были разбиты. В 1793 г. произошел второй раздел РП. К России отошли центральные земли Беларуси, Пруссия присоединила к себе Гданьск и Великую Польшу с Познанью. Патриотически настроенная шляхта во главе с уроженцем Беларуси Т. Кастюшко 24 марта 1794 г. в Кракове подняла восстание. Его основными целями были избавление от иностранной оккупации, восстановление РП в границах 1772 г., восстановление Конституции 3 мая 1791 г.В апреле к восстанию присоединились Литва и Беларусь, 23 апреля восстание началось в Вильно и была создана Наивысшая Литовская Рада - временное революционное правительство. Командующим вооруженными силами ВКЛ был назначен Я. Ясинский. Вначале восстание имело успех. В ряде городов Беларуси установлена повстанческая власть. Однако нежелание шляхты освобождать крестьян от крепостной зависимости оттолкнуло часть последних от восстания. Радикализм Наивысшей Литовской рады привел к ее роспуску Костюшкой. Вместо нее была создана Центральная депутация ВКЛ. 17 сентября под Крупчицами белорусско-литовские силы потерпели поражение от корпуса Суворова. Восстание потерпело поражение, РП была оккупирована войсками России, Пруссии и Австрии. В 1795 г. произошел последний, третий раздел РП и она перестала существовать. По третьему разделу к России отошли западная часть Беларуси, Литва, Западная Волынь и Курляндское герцогство. На белорусских землях устанавливалась Рос. Система управления. Вместо воеводств земли делились на губернии. На белорусских землях оформилось 5 губерний: Витебская, Могилёвская, Минская, Гродненская, Вилейская. Свободное население белорусских земель должно было дать присягу верности Российским императорам. Если шляхтич отказывался, то ему давалось 3 месяца, чтобы продать своё имущество. Если нет, то имущество забирали, а самих отправляли в Сибирь. Большинство шляхты признало власть. Российские власти запретили: право на конфигурацию, иметь собственные войска и собственные крепости. И это улучшило экономическое положение. Крестьяне стали жить лучше.


  • 1.Белорусские производители получили доступ на огромный Рос. Рынок- стимул для развития производства.

  • 2.Увеличилось кол-во мануфактур(конец 1860-127 ман-р)-это были небольшие мануфактуры, где работали крепостные.

  • 3.Капитал мануфактур возрастал в 50 г. XIX в. В Беларуси.

  • На территории Беларуси начинается промышленная революция (переворот)-переход от ручного труда к машинному. Появляются фабрики в 20 г. ХIХ в.

  • 1741г.-1ая капиталистическая фабрика, Конец 1861-30 фабрик на Беларуси, большая часть продукции производится в домашних условиях.

  • По объёму производства в 2 раза превосходило производство мануфактурной и фабричной продукции.

22) Белорусская культура XVIII – начало XXвв.

Православная церковь и католический костел оказали большое влияние на историю белорусского народа. Исторически сложилось так, что Беларусь является поликонфессиональным государством. В ее истории, особенно начиная с XVI века, три основные христианские конфессии - православие, католицизм, протестантство - играли заметную роль в социально-политическом и культурном развитии, определили своеобразие церковно-религиозной жизни, этнического развития. Их положение в общественно-политической и культурной жизни не было неизменным, к концу XVIII века католическая церковь в обоих проявлениях - римо-католическом и греко-католическом - была господствующей, православная церковь находилась под угрозой исчезновения, немногие протестантские общины не играли уже никакой заметной роли в конфессиональной жизни Белоруссии.

Включение Белоруссии в Российскую империю привело к коренным изменениям в конфессиональной ситуации. С одной стороны, идеология нового российского государства находилась в тесной связи с православным вероисповеданием. С другой, - в осуществлении политики на присоединенных землях царское правительство руководствовалось не церковно-религиозными, а государственными интересами, стремясь обеспечить здесь политическое спокойствие. Столкнувшись с другими христианскими конфессиями - католицизмом и униатством, российское законодательство с первых десятилетий после первого раздела Речи Посполитой характеризовалось терпимым отношением в сфере религиозных вопросов. В последующее время законодательство, религия и культура находились под полным контролем царских властей. Эта политика не оставалась неизменной, она изменялась под влиянием, прежде всего, политических обстоятельств, влияла на нее и позиция католической церкви, и растущее понимание властей, какое важное значение имеет православная церковь для усиления российского влияния в Белоруссии.

Социальная структура населения являлась "зеркалом" религиозной. Богатая и средняя часть шляхты была католической, подавляющая же часть белорусов - обедневшая шляхта, мещане и крестьяне - до 1839 г. принадлежали к униатской конфессии. Религиозная пестрота населения Белоруссии, враждебные отношения между духовенством различных конфессий, давали возможность властям использовать ситуацию в своих целях. Борьба же между католической и православной церквями, которая то затухала, то вновь обострялась, шла на протяжении всего рассматриваемого периода. Конфессиональная история Белоруссии конца XVIII - XIX вв. отображала противоречия и проблемы, которые были характерны для развития общества в целом, она породила ряд необратимых процессов во всех областях жизни белорусского народа, прежде всего в религиозной и культурной. В этот период одни конфессии постепенно утрачивали свою силу и влияние на жителей белорусских губерний, другие, наоборот, набирали силу. Ярким примером этого явления стала отмена Брестской унии, которая являлась разграничительным барьером в конфессиональной жизни белорусов. Этим было покончено с одним из атрибутов уже не существовавшего государства. Униаты, которые по взглядам российских властей являлись коренными представителями российской народности и рассматривались как "заблудшие овцы", в течение столетий находившиеся под польским гнетом, таким путем должны были возвратиться не только в лоно православной церкви, но и в российскую народность. Значительную роль играла церковь и в этнокультурных процессах. Если католическая церковь была одним из каналов полонизации белорусского населения, то православная церковь, особенно со второй половины XIX в. благодаря целенаправленной политике царских и местных властей, стала орудием русификации.


23)Культура Беларуси советского периода.

Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства - все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания. После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом. Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915-1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР. Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложными политическими обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая «коренизация»). Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Червякова, М. Голодеда и др. Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности и препятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рост и интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в свою очередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов к национализму. Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике. Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР. Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны. Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических так и политических факторов.




Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школе осуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистия стали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения, известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некрашевич, М. Пиятухович, А. Смолич, М. Горецкий, В. Ластовский и др. Возглавлял комиссию по белорусизации А. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Балицкий, П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921-1928 гг. были созданы БГУ, Инбелькульт, БСХА в Горках, Витебской ветеринарный институт, открылись Государственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г. была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и З. Жилунович. Работа Наркомата просвещения во главе с В. Игнатовским повысила цифру школ с белорусским языком обучения до 80%, а число госслужащих, владеющих белорусским языком, возросло до 70%. На протяжении 1918-1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. было создано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусской литературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы «Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище» и др. Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусский государственный театр под руководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. - БГТ в Витебске. Были поставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина, «Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова. По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталина стало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видных ученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине». Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых. Было введено всеобщее и обязательное начальное образование и, несмотря на то, что доля грамотных людей постоянно возрастала (80% в возрасте от 9 до 49 лет), она не обеспечивала стабильности культурного прогресса. К 1940 г. в БССР насчитывалось 67 академических и вузовских научных учреждений, в которых работало 2200 научных сотрудников, в том числе 28 академиков, многие из которых были широко известны: Н. Петрович (экономика), В. Пичета (история), И. Некрашевич (физика), А. Жебрак (биология) и другие. Мы видим, что с началом беларусизации, происходит бурное внедрение белорусского языка в сферу образования, а также в другие смежные сферы, что положительно сказывается на динамике роста и укрепления белорусского языка на территории республики. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг. Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложным политическим обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийном, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты. В 1920-1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиозным дурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованы сотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожались храмы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистической реконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей, как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси, входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытие новых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительской деятельностью в Вильне занимались браться И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский, написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший «Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы», «Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича. Да, бесспорно и то, что беларусизация привела к возвышению на территории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусского этноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанное было временным воздействием, так как дальнейшие репрессии и отход от белорусского под воздействием Сталинской политики привели спаду и прекращению прогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны при понимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов и целей в угоду политических взглядов на республику большевиков.