Файл: Теоретические аспекты государственной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В последние годы органы власти всё чаще и чаще обращают внимание на новые подходы к формированию современного молодого поколения: молодежь рассматривается как стратегический ресурс, как мобильная общественная сила настоящего и будущего развития страны. Молодежь является носительницей значительного инновационного потенциала, который может при активном его востребовании содействовать общественным преобразованиям. Молодёжь всё чаще начинает восприниматься не только как объект, но и как полноправный субъект общественно-политической, экономической и социокультурной деятельности. Стремление молодежи к общественному участию, обретению субъектности реализуется через деятельность молодежных общественных организаций и объединений.

Цель работы – исследовать неформальные молодежные объединения как объект молодежной политики: выявить проблемы, определить пути решения.

Задачи работы:

1) исследовать понятие молодежных объединений; рассмотреть их виды; определить особенности неформальных молодежных объединений;

2) рассмотреть сущность и содержание государственной молодежной политики;

3) исследовать неформальные молодежные объединения в России;

4) выявить проблемы государственной молодежной политики в России и определить пути их решения.

Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе функционирования неформальных молодежных объединений.

Объект исследования – неформальные молодежные объединения как объект молодежной политики.

Научно-методическая основа работы – научные исследования, публикации, статьи в периодических изданиях.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной

молодежной политики и неформальных молодежных

объединений

1.1. Молодежные объединения: виды и особенности

В научной литературе рассматриваются различные формы активности молодежи, такие как: «молодежное общественное движение», «молодежная организация», «молодежное сообщество», «молодежная общественная организация», «молодежное объединение», «молодежное общественное объединение».


Молодежные объединения имеют ряд конкретных характеристик. Чаще всего к их числу относятся:

– некоммерческая направленность деятельности;

– безусловная добровольность членства;

– возможность самостоятельно (без вмешательства извне) определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности, содержание и формы своей деятельности;

– гуманистический (уважительный, внимательный по отношению к человеку) стиль отношений в объединении;

– развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни, что создаёт неповторимый облик объединения.

При этом молодежные объединения, как и вообще некоммерческие организации, сами тоже стоят перед проблемой самоидентификации. Дилемма состоит в том, что они могут рассматривать себя, с одной стороны, как ценностно-ориентированные сообщества, а с другой стороны, как поставщики услуг, контента. Поэтому в широком понимании молодёжные объединения охватывают совокупность различных форм активности молодёжи от неформальных групп по интересам до формально организованных и юридически оформленных структур.

Таким образом, специфика молодежных общественных объединений как институтов гражданского общества состоит именно в соединении стремления

молодежи к самоактуализации, обретению социальной субъектности и формирующих усилий общества и государства по мобилизации, управлению и контролю молодежи в социально желаемом и социально приемлемом русле. Поэтому современным молодежным движениям не обойтись без поддержки государства, а молодежному общественному движению – без общественной поддержки.

Под молодёжными общественными объединениямипонимают совокупность различных форм (вне зависимости от их правового статуса) взаимодействий и активностей молодых людей (в возрасте от 14 до 35 лет), формируемая ими на основе общих интересов и социальной практики в целях удовлетворения потребностей в самореализации, осуществлении прав и свобод на принципах добровольности и самоуправления[1].

Неформальные группы (объединения) — это реалии нашего времени и, к великому сожалению, зачастую их действия приобретают преступный характер. Хотя в большинстве современных научных разработок неформалитет и продолжают рассматривать как некую форму проявления различных субкультур как таковых, все же имеет смысл взглянуть на молодежные неформальные группы (объединения) преступной направленности несколько с другой стороны, а точнее — как на проявление контркультуры.


Современные неформальные группы (объединения) преступной направленности являются своего рода феноменом неофилософии абсурда социокультурного бытия нашего молодежного социума; и поскольку их ориентация и приоритеты направлены именно на негативные, конфликтные проявления и материализацию их протеста, агрессии, неприятия, враждебности, конфронтации по отношению в целом к обществу, его устоям, традициям и даже к своим родным и близким, к явной либо тщательно скрываемой преступной деятельности, то правильней рассматривать указанные выше неформальные единицы (организационные структуры) нашего времени именно в рамках контркультуры.

1.2. Связь общественной молодежной политики и государственной молодежной политики

В наше время гражданские институты активно участвуют врешении государственных задач. Это касается и молодежнойполитики, реализация которой началась в СССР в 1986 г. Основным ресурсомразвития государства является молодежь, от которойзависит его конструктивное развитие. Данное положение закрепленов нормативных актах, регулирующих отношения в областигосударственной молодежной политики, в частности вОсновах государственной молодежной политики РоссийскойФедерации до 2025 г.[2].

В.А. Луков определяет молодежную политику как «особоенаправление деятельности государства, политических партий,общественных объединений и других субъектов общественныхотношений…»[3]. В данном определении автор выделяет рядсубъектов молодежной политики, по которым разделяют государственнуюмолодежную политику (далее – ГМП) и общественнуюмолодежную политику (далее – ОМП).

Для дальнейшего выявления связи между двумя политиками,дадим полное определение понятия «государственная молодежнаяполитика» в Российской Федерации. Согласно Основам государственноймолодежной политикиРоссийской Федерации напериод до 2025 г., государственная молодежная политика представляетсобой систему мер, реализуемых на основе активноговзаимодействия институтов гражданского общества и межведомственныхорганов, направленных на воспитание молодежи вгражданско-патриотическом и духовно-нравственном направлении,расширения возможностей для ее самореализации, нацеленныхдля достижения стабильного социально-экономическогороста, глобальной конкурентоспособности и при всем этомукрепления ее лидерских позиций на международной арене.


Целью государственной молодежной политики, как одного изнаправлений деятельности государственных органов, являетсярасширение возможностей, создание условий для развития способностейи потенциала в молодежной среде. Однако деятельностьпо реализации данной цели осуществляют также и субъектынегосударственной или общественной молодежнойполитики, упрощая взаимодействие государственных органов иобщества. Для дальнейшего рассмотрения общественной молодежнойполитики, необходимо разобраться в определении данногопонятия.

Стоит отметить, что определение понятия «общественнаямолодежная политика» нормативно не закреплено вРоссийской Федерации.

Изначально субъективное разделение ГМП и ОМП было выдвинутоИ. М. Ильинским. С его точки зрения, общественнаямолодежная политика –это «система идей, взглядов по поводумолодежи и ее роли в общественном развитии, а также практическихдействий различных структур гражданского общества,направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь вцелях достижения общественных перспектив, одобряемыхбольшинством народа»[4]. Выделив важную часть данногоопределения «действий различных структур гражданского общества», необходимо разобраться, какие компоненты молодежнойполитики входят в структуру гражданского общества.

В теоретическом плане можно выделить следующие субъекты

ОМП:

1. Молодежные движения, объединения и организации,парламенты и правительства. Их деятельность определяетсяуставными документами;

2. Профсоюзы (Федеральные Независимые ПрофсоюзыРоссии);

3. Бизнес-сообщества;

4. Территориальные профессиональные сообщества в сферемолодежной политики;

5. Политические партии осуществляют молодежную политикупо разработанным программам;

6. Конфессии;

7. Средства массовой информации (СМИ);

8. Некоммерческие организации (НКО).

Эти субъекты общественной молодежной политики в большинствеслучаев существуют автономно и обладают различными,но не всегда достаточными ресурсами. Отталкиваясь от своихвозможностей, они выстраивают деятельность в молодежнойполитике. Гражданские институты работают с государственнымиорганами иногда настолько плотно, что трудно рассмотретьих деятельность в отдельности друг от друга. Наиболее многочисленнымиявляются молодежные движения, ассоциации и некоммерческиеорганизации. Они взаимодействуют с государственнымиорганами в максимально возможной степени иреализуют ГМП на местном уровне. Однако другие субъектыобщественной молодежной политики также являются самостоятельнымиструктурами, которые могут создавать и влиять насоциальную ситуацию за рамками своего местонахождения, но уних недостаточно эффективно выстроено взаимодействие с государственнымиорганами.


Неэффективная взаимосвязь не мешаетим на местах реализовывать молодежную политику, котораяпо качеству не уступает ГМП.

По данным министерства Юстиции Российской Федерациичисло общественных объединений, зарегистрированных на конец2019 г., составляло 90 835, из них некоммерческих организаций(без учета благотворительных фондов) –82 110[5]. В регионахтакже существуют и незарегистрированные молодежныеобъединения, которые в свою очередь не менее активны во взаимодействиис молодежью. Зачастую проекты, которые реализуютнекоммерческие организации и молодежные объединения,становятся центром потенциального развития и точкой ростадля молодежи.

Нормативное обеспечение деятельности организаций являетсяважной и незаменимой частью, через которое выстраиваетсявзаимодействие общественных и государственных структур.

Правовое поле деятельности некоммерческих организацийопределяет Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ[6]. Основным нормативным документоммолодежных объединений является Федеральный закон от28.06.95 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных идетских общественных объединений». В нем указано, что поддержкамолодежных и детских объединений осуществляется всоответствии с некоторыми принципами[7].

При этом стоит отметить,что в системе ключевых показателей реализации молодежнойполитики есть отдельный критерий по поддержке НКОи молодежных движений. Данный критерий предусматриваетфинансовую поддержку инициативной молодежи и некоммерческихорганизаций[8]. Помимо Федерального закона, в некоторыхсубъектах РФ есть региональные законы, регламентирующиегосударственную поддержку молодежных и детскихобщественных объединений. Так в Республике Татарстан, занимающей2-ое место в итоговом рейтинге реализации государственноймолодежной политики за 2018 г., действует Приказ№ 719 «Об утверждении Республиканского реестра молодежныхи детских общественных объединений, пользующихся государственнойподдержкой» от 30.09.14[9].

В проекте федерального закона № 428343-4 «О Государственноймолодежной политике в Российской Федерации» такжеотмечается важность вовлечения негосударственных организацийи отдельных граждан в реализацию молодежной политикина территории Российской Федерации. В проекте предусматриваетсядеятельность органов государственной власти в сотрудничествес неправительственными организациями и отдельнымигражданами. Но неправительственные организации могут участвоватьв реализации государственной молодежной политики наоснове соглашения и в соответствии с их учредительными документами[10].