Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Нотариат в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариус является "естественным защитником прав человека и личности, т.к. оказывает независимую и беспристрастную юридическую помощь на основе равенства, законности и справедливости, предупреждая тем самым возникновение правовых конфликтов в сфере гражданского оборота"". Правозащитный механизм нотариальной деятельности, с одной стороны, связан нормами права, с другой - обусловлен общественно-экономическими условиями, в которых функционирует правовая система страны и такой ее ключевой элемент, как частная собственность. [16]

Однако это не меняет природы нотариальной деятельности. В данной связи нельзя согласиться с эстонским юристом Т. Сеппом в том, что нотариусу присущи некие "правотворческие" функции. В обоснование своей теоретической концепции Т. Сепп не только опровергает понимание правотворчества как процесса создания правовых актов, но и квалифицирует в качестве правотворческой такие нотариальные действия, как "формирование сделок и выполнение функций советника". В действительности, нотариус не создает и не может создавать никаких новых норм права, его функционирование замыкается в рамках правореализационной деятельности.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности. Эта правовая норма имеет определяющее значение для нотариуса; он не должен отдавать какое-либо предпочтение той или иной форме собственности: в указанном аспекте его деятельность основывается исключительно на конституционном принципе равенства, поскольку в частноправовых отношениях государство "отказывается от особого положения суверена и участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами отношений началах". Сказанное в полной мере относится к участию в гражданском обороте муниципальных образований. Вместе с тем, участие нотариата в защите публичной (государственной и муниципальной) собственности - сравнительно редкая форма, в то время как функционирование нотариата по защите частной собственности заслуживает особого научного исследования.

Частная собственность нуждается в государственной защите. Вне государственно-правовых механизмов гарантирования права собственности владелец поставлен перед необходимостью самостоятельно обеспечивать правомочия собственника, в то время как объекты его имущества являются весьма привлекательными для других лиц. Обеспечение защиты частной собственности, без преувеличения, явилось одной из первопричин образования государств, причем защита частной собственности и по настоящее время является одной из основных функций права и государственной власти.


Изучение всего комплекса механизмов государственного обеспечения функционирования частной собственности не входит в задачи настоящего параграфа. Это - самостоятельная тема для научного исследования. Вместе с тем, в целях выяснения конституционной природы и сущности нотариальной деятельности весьма важно выяснить, какими правомочиями обладает и должен обладать нотариат, посредством каких процедур реализуется данная компетенция нотариусов.

Основной задачей нотариальной деятельности по защите конституционного права частной собственности является публичное и профессиональное засвидетельствование юридических фактов, имеющих значение для фиксации и движения частной собственности.

Нотариальная форма сделки как основание приобретения права собственности одной из сторон в гражданском правоотношении может иметь место, если это предусмотрено законом или соглашением сторон. При этом "в законодательстве предписания о необходимости совершения сделки в нотариальной форме встречаются не часто и, как правило, относятся к сделкам, касающимся наиболее значимого имущества". В этой связи в законодательстве необходимо использовать потенциал института нотариата в полном объеме, предусмотрев введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав физических и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом).

Необходимо признание исполнительной силы нотариального акта и расширение перечня нотариальных актов, имеющих такую силу и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, об обращении взыскания на заложенное имущество, нотариально удостоверенных протестов векселей в неакцепте, неплатеже, нотариально удостоверенной неоплаты чеков, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом. Не меньшее значение имеет законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении другого гражданского дела. [17]


Необходимость публичной защиты права частной собственности со стороны нотариусов требует закрепления в законодательстве особого статуса нотариуса, который не может рассматриваться в качестве равноправного субъекта в гражданских правоотношениях собственности. По справедливому мнению П.В. Крашенинникова, стремление внедрять в среду нотариусов "момент конкуренции превратит их в хозяйствующих субъектов, которые будут вынуждены отстаивать не публичные интересы, а свой частный интерес. Такая политика приведет к катастрофе системы нотариата".

С другой стороны, такой путь, как исключительно законодательное расширение нотариальной формы гражданско-правовых сделок, чреват обратным эффектом. Участники частных правоотношений должны иметь значительную свободу усмотрения в процессе реализации своих прав и законных интересов. Законный интерес - это "стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла".

Исходя из этого, в целях полноценной защиты права частной собственности со стороны нотариата, необходима широкая пропаганда и агитация нотариальной формы гражданско-правовых сделок, которая предполагает добровольное, а не принудительное (вследствие предписаний закона) обращение граждан и юридических лиц к нотариусам. Проведенный нами опрос граждан показал, что около 95% респондентов из числа физических лиц считают, что обращаться к нотариусу необходимо только в том случае, если нотариальная форма сделки является юридически обязательной. Если лее закон допускает простую письменную форму сделки, обращение к нотариусу понимается в общественном мнении как излишняя трата денег, которая не оправдывается юридическими гарантиями нотариального засвидетельствования движения объектов гражданских правоотношений. Данный стереотип в общественном создании не может быть преодолен посредством поправок в федеральное законодательство и расширения обязательных видов нотариальных сделок.

Одним из примеров такого явления служит отказ законодателя от нотариальной формы удостоверения сделки по доверенности на управление транспортными средствами. Собственникам транспортных средств показалось невыгодным прибегать к помощи нотариуса, в основном по причине того, что основным мотивом надлежащего оформления документов на управление транспортным средством является соблюдение требований сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В силу того, что последние в ходе осуществления контрольных мероприятий не требуют нотариально удостоверенной доверенности (этого они и не вправе требовать в силу предписаний гражданского законодательства), административно-правовые механизмы оказались более действенными, чем гражданско-правовые интересы собственника по охране и защите своего имущества.


Аналогичные примеры можно привести и в отношении ряда других гражданско-правовых сделок. Так, купля-продажа транспортных средств может осуществляться не только посредством нотариальной формы, но и в специализированных организациях, имеющих лицензию на право такой предпринимательской деятельности. Практика показывает, что подобные организации не уделяют надлежащего внимания юридической стороне сделки, однако предлагают клиентам более выгодные цены, что на первый взгляд может показаться весьма привлекательным. Однако в дальнейшем при возникновении судебных споров о праве собственности на такие дорогостоящие объекты, участники гражданских правоотношений убеждаются, что нотариальная форма являлась бы более эффективной.

В приведенных в качестве примеров случаях отчетливо прослеживается необходимость, с одной стороны, сохранения диспозитивной нормы права о нотариальной форме сделки, с другой - более активной деятельности нотариата по убеждению граждан в необходимости прибегать именно к нотариальной помощи. Допустимой формой информирования общественности о нотариальной деятельности, например, является публикация в периодических печатных изданиях ответов и разъяснений нотариусов на проблемные вопросы, касающиеся функционирования нотариата.

2.2 Защита нотариатом свободы предпринимательской деятельности как форма реализации конституционных основ рыночной экономики

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это экономическое право сегодня является одним из приоритетных в государственной политике, поскольку только общество свободных индивидов, самостоятельно определяющих источники своего существования и имеющих достаточные возможности для повышения фактического благосостояния, может считаться демократическим и конституционным. Анализ научной и публицистической литературы показывает, что в современной России право на предпринимательскую деятельность реализовано недостаточным образом, его воплощению на практике препятствуют коррупция, излишние административные барьеры, недостаточно четко продуманные полномочия государственной власти в отношении бизнеса.


В современных условиях, когда произошел принципиальный отказ от государственно-монополистического способа производства общественного блага, право на предпринимательскую деятельность требует, чтобы все взрослые граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, а также их объединения, имели реальную и защищенную государством и обществом возможность заниматься бизнесом, производить товары и оказывать услуги, привлекать наемный персонал, использовать собственный и заемный капитал. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов связано с определением пределов содержания прав и свобод личности и пределов из реализации. Ограничения этого права допустимы лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). [20]

Регулирование предпринимательской деятельности является многоотраслевой юридической задачей, включающей в себя механизмы не только конституционного, но и административного, гражданского, финансового, трудового и уголовного права. Задача конституционного регулирования заключается в интеграции, объединении, реализации общих конституционных принципов верховенства права, ограниченной экономической функции государства, защиты конкуренции, недопустимости монополизации предпринимательской деятельности. В условиях, когда роль закона возрастает, необходим "сбалансированный комплекс" законов и подзаконных актов, которые обеспечивали бы конституционные принципы предпринимательства.

В Конституции Российской Федерации установлена разновидность модели рыночной экономики, поскольку, во-первых, в ней закреплены основные принципы свободной хозяйственной деятельности, во-вторых, в перечне форм собственности частная собственность поставлена на первое место. О либеральном подходе к конституционному регулированию экономических отношений в России свидетельствуют следующие обстоятельства: частная собственность не имеет социального обременения; отсутствуют какие-либо элементы социалистического метода регулирования экономики, неярко выражены элементы социальной политики, не установлено ограничение в использовании важнейших объектов собственности, которые традиционно относятся к национальному богатству (земля, природные ископаемые, уникальные исторические и культурные ценности). Вообще, для Конституции Российской Федерации характерна минимизация правового воздействия на экономические отношения, поэтому важнейшее значение в этом вопросе приобретает практика судебного конституционного контроля.