Файл: Факторы формирования хозяйственных связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договорной процесс начинается с направления одной стороной другой стороне предложения заключить договор - оферты. Согласие с офертой называется акцептом, и его получение считается заключением договора. Последнее возможно и путем подписания сторонами заранее приготовленного текста. В случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения договора стороны несут гражданско-правовую ответственность, заключающуюся в уплате предусмотренной законом или договором неустойки и в возмещении причиненных убытков, что по общему правилу не освобождает от обязанностей исполнить заключенный договор в натуре. При заключении договора важно предусмотреть все существенные условия, без которых договор не считается заключенным.

Когда договоры подлежат обязательной государственной регистрации, они считаются заключенными с её момента. Исключения могут быть только в случаях, предусмотренных законодательством.

Договор купли-продажи

Содержание договора купли - продажи определяется его условиями, установленными по согласованию сторон, если не предусмотрено законодательством

По договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а тот обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В статье 454 ГК РФ указаны общие положения о данном виде договоров. Согласно этой статье к купле - продажи ценных бумаг и валютных ценностей, положения, предусмотренные §1 гл. 30 ГК РФ, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли продажи[5].

Условия договора о товаре определяются ст. 455 ГК РФ[6]. Так, согласно ей, договор может быть заключен на куплю - продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. Условия договора купли - продажи о товаре считается согласованным в том случаи, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Товаром по договору купли - продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренные ст. 129 ГК РФ[7].

Существенными условиями договора купли - продажи являются:

- количество товара;

- цена товара;

- ассортимент товара;

- тара;

- качество товара, его гарантийный срои срок годности;


- срок передачи товара покупателю;

- момент перехода права собственности к покупателю.

Договор купли - продажи считается действительным только тогда, когда в нем определяется количество подлежащего передаче товара (ст. 465 ГК РФ), в противном случае договор является незаключенным. Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли - продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условия о количество товара может быть согласно путем установления в договоре его определения. Если договор купли - продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Договор поставки

Договор поставки - это договор, по которому поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личными, семейными, домашними и иным подобным пользованием. Значение договор поставки состоит в том, что он опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частности материально - техническое обеспечения субъектов хозяйствования.

Для договора поставки характерны следующие отличительные черты:

1) система договорных связей при поставке зачастую сложна, и поэтому собственником (производителем) поставляемого имущества может быть не только поставщик, но и посредник, реализующий покупателю товары с целью получения прибыли;

2) договор поставки создает длительные отношения между сторонами;

3) в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка;

4) само содержание договора определяет письменную форму его заключения.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставки товаров применяются не только специальные нормы, но и общие положения о купли - продажи (ст. 454 ГК РФ)[8].

Договор поставки регулирует взаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным юридическим фактором, на основании которого возникает обязательство по поставке. Как правило, этот единый документ, подписанный сторонами. Но существует также возможность заключения договора поставки путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ)[9].


Содержание договора поставки составляют его условия, которые стороны согласовывают в процессе его заключения.

В договоре должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции, сроки поставки и цена, а в долгосрочном договоре по прямым длительным и длительным хозяйственным связям наименование, групповая номенклатура (ассортимент) и количество продукции порядок и сроки согласования, и представление спецификаций. При отсутствии хотя бы одного из этих условий в договоре, он считается незаключенным. Существенными признаются также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ)[10].

Для договора поставки характерны следующие условия:

- товар;

- количество;

- качество и сертификация;

- цена;

- тара и упаковка;

- маркировка;

- расчеты по договору;

- сроки поставки.

Договор поставки является двусторонним, поэтому и поставщик, и покупатель имеют обязательства по его исполнению.

Положение «О поставках товаров в Российской Федерации» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:

  • предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
  • количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
  • ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
  • качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
  • гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
  • комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
  • порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон в случае неполучения товара в установленный срок);
  • срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
  • транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
  • цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
  • тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
  • страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
  • порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
  • ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
  • срок действия договора.

Договор поставки исполняется по частям, так как носит длительный характер, поэтому момент исполнения касается той части поставок, которая должна быть исполнена в соответствующий период. Исполнение всего договора в целом складывается из надлежащего исполнения отдельных периодов поставки.

Договор розничной купли - продажи

По договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего, или иного использования, не связанными с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли - продажи - это договор присоединения, так как одна из основных особенностей сделок подобного типа - невозможность для присоединяющейся стороны участвовать в определении его условий, т. е. предложенному одной стороной договору со стандартными условиями другая сторона просто присоединяется, не влияя на его содержание.

При заключении договора розничной купли - продажи продавец не вправе требовать с покупателя дополнительных расходов, связанных с передачей товара через определенный срок. По общему правилу все дополнительные расходы включаются в цену товара. Исключения составляют случаи, когда иное предусмотрено договором или законодательством.

2.3 Коммерческий риск

Под термином «коммерческий риск»[11] подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск — это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов;

  • риск, связанный с изменением цены;
  • риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового бизнеса.

Помимо этого, в практике торгового бизнеса могут возникнуть:

-риск потери товара от пожара и других стихийных бедствий;

-риск уничтожения или порчи груза при транспортировке;

-риск потери товара от небрежности работников предприятия (бой);

-риск от вероятной нечестности служащих;

-риск невыполнения договорных обязательств партнера;


-риск приостановки деловой активности предприятия.

По степени риска выделяют:

- допустимый риск – вероятность потери прибыли;

- критический – вероятность потери прибыли и недополучения части дохода;

- катастрофический – возможность банкротства.

Практика показала, что для определения степени риска надежнее всего использовать комбинацию статистического и экспертного методов.

2.4 Пути повышения эффективности хозяйственных связей

Сложившаяся десятилетиями система хозяйственных связей, когда централизованно происходило распределение товарных ресурсов и прикрепление поставщиков к определенным торговым организациям по указке "сверху" в короткие сроки распалась и сейчас создается заново.

В условиях рыночной экономики система хозяйственных связей должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, оптимальный уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.

Необходимость скорейшего приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают договорные связи торговых организаций с производителями товаров.

В связи с этим необходимо расширить сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки. Договорные поставки должны активно воздействовать на производство для всемерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешевого альтернативного сырья, формировать оптимальный ассортимент товаров розничной торговой сети.

Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует результативность управления коммерческой работой торговой организации. Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.

Для изучения поставщиков и их возможностей работники розничной торговли должны принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок - продаж и выставок - просмотров образцов новых и лучших изделий, следить за рекламными объявлениями по радио и телевидению, в газетах и журналах, бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами.