Файл: История назначения наказания в виде обязательных работ.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 10
Итак, обязательные работы — это выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Данный вид наказания актуален в настоящее время в связи с тем, что многие ученые говорят о его эффективном исправительном воздействии на человека. Но есть также и недоработки в российском законодательстве при исполнении данного вида наказания, указанные мной выше, и их необходимо устранять.
Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.
Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет — 3 часов в день.
Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).
3. Правовое регулирование порядка исполнения наказания в виде обязательных работ
Как уже указывалось выше «специальный» федеральный закон о введении обязательных работ был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г. И в настоящее время порядок исполнения обязательных работ регламентируется гл. III Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. № 38[20].
Необходимо отметить, большую роль международных правил, устанавливающих международные стандарты в сфере назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ, что представляется весьма актуальным и значимым на сегодняшний день.
Международные стандарты в сфере назначения и исполнения обязательных работ относятся к группе стандартов, принятых международным сообществом в отношении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы. Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в следующих международных актах:
— Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г. Данный документ был принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.
— Рекомендация Комитета Министров государствам-членам относительно Европейских правил по применению общественных санкций и мер взыскания (1992 г.). Данный документ представляется весьма важным с тех позиций, что закрепление общеевропейских принципов обращения с осужденными является обязанностью каждого государства — члена Совета Европы, включая Россию[21].
Упомянутые международные стандарты носят рекомендательный характер и не относятся к числу международных договоров либо общепризнанных принципов и норм международного права. Поэтому их положения могут быть реализованы в России только опосредованно, путем включения в отечественное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Рассматриваемая система мер представляет собой теоретическую модель для любой национальной системы, она отражает опыт различных стран и регионов мира. Однако ни одна страна не воспроизводит такой системы полностью[22].
Далее международные стандарты определяют
— круг требований к персоналу: «Персонал должен обладать высокими личностными качествами, а также профессиональной квалификацией, необходимыми для выполнения его служебных обязанностей» (п. 38 Европейских правил), «лица, назначаемые для применения мер, должны обладать соответствующими личными качествами и, по возможности, надлежащей профессиональной подготовкой и практическим опытом. Такие требования должны быть четко определены» (п. 15.2 Токийских правил);
— условия работы персонала: «Для набора и удержания квалифицированного профессионального персонала необходимо обеспечивать соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы, соответствующие характеру работы, и предоставлять широкие возможности для профессионального роста и продвижения по службе» (п. 15.3 Токийских правил);
— поощрение участия общественности: «поскольку в нем заложены большие возможности и поскольку оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями с их семьями и обществом» (п. 17.1 Токийских правил), кроме того, участие общественности «следует рассматривать как предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интересов общества» (п. 17.2 Токийских правил);
— и другие требования.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что:
1) международные стандарты в сфере применения обязательных работ — это наиболее общие правила, единые требования, предъявляемые в международном масштабе к нормативным основам и правоприменительной практике в сфере наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Большая часть данных стандартов сконцентрирована в двух международных нормативных актах — Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г. и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г[23].
2) положения действующего законодательства РФ о наказании в виде обязательных работ (УК РФ и УИК РФ) не противоречат общепризнанным международным правовым актам в сфере охраны труда как по вопросу запрета на использование принудительного труда, так и по вопросу ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд. Отсутствие в действующем законодательстве согласия осужденного как обязательного условия назначения ему наказания в виде обязательных работ не противоречит нормам международного права и вносит соответствующие изменения в российское законодательство, являясь нецелесообразным.
Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Соответственно, осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они работают; добросовестно относиться к труду; работать на определенных для них объектах и отработать установленный срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ[24].
Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т. е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.
Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.
По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ[25].
Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).
При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.
Осужденные к обязательным работам обязаны:
а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
б) добросовестно относиться к труду;
в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
г) ставить в известность УИИ об изменении места жительства[26].
Обязательные работы выполняются осужденными безвозмездно.
В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей отбывания наказания.
В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ[27].
В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:
а) невыход без уважительных причин более двух раз в течение месяца на обязательные работы;
б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца;
в) оставление места работы и места жительства в целях уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ[28].
Одновременно с выдачей направления осужденному для отбывания наказания на определенном предприятии уголовно-исполнительная инспекция разъясняет администрации предприятия, что осужденный будет работать бесплатно, за свою работу он вознаграждения не получает и оплата его труда предприятием также не производится.
Вместе с тем на администрацию предприятия возлагается ряд обязанностей. Она должна контролировать выполнение осужденным возложенных на него работ, сообщать уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных осужденным часов, а также об уклонении осужденного от отбывания наказания, нарушении им трудовой дисциплины и т.п.
Администрация обязана контролировать приход осужденного на работу, время ухода с работы, выполнение работы в течение всех рабочих часов.
Учет работы осужденного ведется в часах. Каких-либо норм выработки, позволяющих ему сократить рабочее время в связи с выполнением определенного объема работ, не устанавливается.