Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
- организации, на имущество которых учредители имеют имущественное право или иное имущественное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также организации;
организации, в которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;
- организации, в отношении которых участники не имеют имущественных прав общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
Объем имущественных прав организации. В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им свойство можно различать:
- юридические лица с правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
- юридические лица, имеющие право хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных предприятий);
- юридические лица с собственностью -все другие юридические лица.
Личное участие. Деловые партнерства и общества можно классифицировать по тому, что, это очень важно для участников: объединение их личных усилий для достижения бизнес-целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, за счет повышения степени предпринимательского риска участники, компании и товарищества могут формироваться в следующей цепочке: общее товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Порядок обучения. Критерием классификации может служить и порядок создания юридического лица: в этом случае юридические лица делятся на образованные в разрешительной или нормативно-явной процедуре[5].
Учредительный документ.
По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также Устава юридического лица.
Традиционной доктрины права pandect (Германия, Швейцария) является различение корпораций (союзов) и учреждений. Корпорации характеризуются наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников. Учреждения, напротив, обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения.
1.3 Основные теории сущности юридического лица
"Широкое участие различных юридических лиц в гражданско-правовых отношениях требует специального научного обоснования категории юридического лица, раскрывающего ее сущность, содержание и возможности применения. Объяснению этой гражданской конструкции посвящены различные теории, многие из которых давно известны в гражданско-правовой науке.
Первой по времени появления группу таких теорий является идея о том, что юридическое лицо есть порождение правопорядка, т. е. некоторая юридическая фикция, искусственная конструкция, придуманная законодателем. Они получили название теории фикции (или выдуманных теорий). Предком такого подхода считается один из пап, Иннокентий IV, внесший большой вклад в развитие средневековой юриспруденции. В 1245 году, когда его спросили о возможности исключения корпорации из церкви, он сказал, что корпорация не имеет души, но существует только в воображении людей, будучи "персоной факта" или "мистиком корпуса", т. е. фиктивным, не существующим на самом деле человеком.
Теория фикции получила наибольшее развитие в германской литературе гражданского права XIX века. Его наиболее видными представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Фридрих Карл фон Савиньи (который до середины XIX века считался бесспорным лидером всей европейской юриспруденции) и Бернар Виндшайд (один из главных создателей немецкого Гражданского кодекса)[6].
Они считали юридическое лицо искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной привязки к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются не в теме. В качестве фиктивного образования рассматривал юридическое лицо и г. Ф. Шершеневич, который считал, юридической фикции не мнимыми понятиями, а научными приемами познания, а юридическое лицо - искусственным субъектом оборота, созданным для достижения определенной цели. По существу аналогичные мнения придерживались Д. И. Мейер и А. М. Гуляев. Теория фикции (юридическая фикция) широко используется в англо-американском праве. Здесь юридическое лицо (Корпорация) также рассматривается как "искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона, как было указано одним из председателей Верховного Суда США Д. Маршалл в решении по конкретному спору в начале XIX века.
В развитие этих взглядов была выдвинута теория имущества специального назначения, автором которой является Алоис Бринц. Он утверждал, что права и обязанности могут принадлежать конкретному лицу (субъекту) и служить только цели (объекту). В этом втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное имущество для этой цели. Во французской литературе, очень близкие по сути мнения, высказанные М. Planiol.
Последний считал, что юридическое лицо-это коллективная собственность, которая как субъект права является правовой фикцией, созданной для упрощения ее использования.
Такой подход объяснял необходимость признания государством юридического лица субъектом права, а также целевой характер его правоспособности. Но в то же время он допускал существование неосновных правоотношений и исключал существование собственной воли и интересов такого субъекта, что затрудняло объяснение самостоятельного характера его действий и ответственности за них.
Еще одним вариантом развития теории художественной литературы стала теория интереса, выдвинутая крупнейшим немецким ученым-юристом Рудольфом фон Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица фактически принадлежат физическим лицам, которые фактически пользуются общим имуществом и получают льготы (назначения). Их общий интерес представляет юридическое лицо. С его точки зрения, это единый центр для прав destiniers, искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации - в качестве особой формы обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей. В Российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю. С. Гамбаров, Н. М. Коркунов.
Теория фикции оказала значительное влияние на Законодательное развитие. Не случайно, что в Гражданском кодексе Германии и Гражданском кодексе Италии термин "юридическое лицо" употребляется только в заголовках отдельных разделов, не раскрывая его содержания во французском Гражданском кодексе (Гражданский кодекс) до 1978 г. данное понятие вообще отсутствовало, а в гражданских кодексах ряда латиноамериканских стран юридическое лицо прямо названо фиктивным образованием (например, в ст. 545 ГК Чили и в ст. 583 ГК Эквадора).
С развитием различных видов юридических лиц, в отличие от выдуманных теорий, теорий были выдвинуты, признающие реальность юридического лица как субъекта права (реалистические теории юридического лица). В германском гражданском праве практически одновременно с доминирующими тогда взглядами Савиньи, Бринц Windside и теория, сейчас считается юридическое лицо как особый социальный организм, "духовную реальность" или "человеческий Союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его лиц (Георг фон Beseler, Отто фон Гирке). Органическая теория Гирке, ныне считающаяся юридическим лицом как особый "орган-духовное тело" ("союзное лицо"), нашла сторонников во французском гражданском праве (р. Салляль, П. Миша и др.). Отмечалось, что реальность существования социальных организмов, таких как юридические лица, предполагает их признание законом, но вовсе не искусственное создание. В Российской дореволюционной цивилистике реальность юридического лица защищали Н.л. Дювернуа и И. А. Покровский, которые называли ее живой клеткой общественного организма.
Преимуществом такого подхода была возможность объяснить существование собственной воли и интересов юридического лица, а значит и самостоятельность его речи как субъекта гражданского оборота. Теория физических лиц (физическое лицо) в начале XX века и распространилась по американскому праву.
В гражданской науке советского периода был также выдвинут ряд теорий, разъясняющих сущность категории юридического лица, особенно в отношении преобладающих в то время в обороте государственных организаций (предприятий и учреждений). Здесь теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества была отвергнута (для государственного имущества даже при создании на его основе юридического лица оставалась собственностью государства и в этом смысле действительно не была отделена от собственности учредителя). Юридическое лицо рассматривалось в качестве "социальной реальности" (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических проблем государства и общества (теория социальной реальности Д. М. Генкина)[7].
Иногда утверждалось, что государственным образованием всегда является само государство, или национальная команда, являющаяся действительным собственником имущества (Теория государства S. I. Askenasia). Опасность такого толкования, не позволяющего четко разграничить имущество и ответственность государства и создаваемых им юридических лиц, наиболее ярко проявилась во внешнеэкономическом обороте (создавая, например, возможность обращения взыскания по долгам государственных внешнеторговых организаций на имущество государства). Во внутреннем обороте это послужило обоснованием тезиса об отсутствии у государственного юридического лица каких-либо интересов, кроме интересов государства.
Доминантой теории в Советской гражданской доктрине была теория коллектива, обоснованная в работах А. в. Венедиктовой и С. Н.Братуса. Согласно этой теории, юридическое лицо является реальным социальным субъектом, имеющим человеческий субстрат (сущность) в виде коллектива его работников, за которым следует национальная команда работников, организованная в государство. Другие ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) государственного юридического лица (теория директора Ю. К. Толстой, в определенной мере развивающийся в. П. Грибанова). Согласно этим взглядам, поскольку воля руководителя признается волей самого юридического лица и именно через него юридическое лицо приобретает права и обязанности, руководитель и представляет сущность (людской субстрат) юридического лица. Теория коллектива получила также определенное Законодательное признание - на ее основе были сформулированы нормы о понятии юридического лица и правах государственных организаций в Советском гражданском законодательстве 1961-1964 годов.
При переходе к рыночной организации экономики коллективная теория, отвечающая потребностям экономики государства, выявила ряд присущих ей серьезных недостатков. Во-первых, стало очевидно, что работники государственных предприятий и учреждений, ранее считавшихся ими человеческим субстратом, являются не только их учредителями или участниками, но даже частью Общероссийского командного собственника. Однако, в отличие от этой теории, некоторые ученые ранее убедительно доказывали, что нет необходимости оправдывать или искать человеческий или другой особый субстрат (сущность) юридическое лицо, поскольку носителем его прав является само юридическое лицо.
Трактовка сущности юридического лица только как определенного способа организованного коллектива привела к пренебрежению имущественной стороной дела, поскольку основное внимание в ней было уделено формированию и деятельности этого коллектива, а не наличию определенного обособленного имущества, которое могло быть взыскано с долгов юридического лица.
Были выдвинуты и другие концепции, которые по-другому раскрывали сущность юридического лица.
2. Виды юридических лиц
2.1 Характеристика и описание коммерческих организаций как юридических лиц
Более популярными видами коммерческих организаций являются хозяйственные компании и товарищества. Зачастую они создаются для систематической предпринимательской деятельности, как форма коллективного предпринимательства.
Ассоциации такого формата, создаваемые предпринимателями в Европейском праве, именуются компаниями или фирмами, но американское законодательство относится к таким ассоциациям-корпорациям. В России их раньше называли торговыми компаниями, так как Коммерческая деятельность проектировалась вместе с торговлей.
Организационная форма ассоциаций и обществ имеет много общих точек зрения:
Во-первых, обе формы являются коммерческими организациями, образованными на добровольной основе и на основе членства, с законодательным обеспечением общей правоспособности.
Во-вторых, они являются единоличными владельцами имущества, созданного в результате вкладов учредителей, а также полученного в результате их деятельности. Этот фактор делает их независимыми полноценными участниками имущественного оборота.