Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент в рыночной экономике. Функции менеджмента).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Функции менеджмента в рыночной экономике
1.1 Менеджмент в рыночной экономике
1.3 Взаимосвязь общих и конкретных функций управления
Глава 2 Объект, цели и задачи управления
2.1 Организация, как объект управления
2.2 Фазы жизненного цикла организации
Быстрый рост. При зарождении организации имеется идея, в младенчестве она закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Это часто делает основателя и организацию самонадеянными и самоуверенными.
Для компании характерно реактивное поведение, она только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может и не умеет их предвидеть. Рынок не изучается систематически. Следовательно, она не контролирует окружение, а подчиняется ему.
Юность. На этой стадии развития компания получает свое второе рождение. Если на стадии младенчества она появляется физически, то на стадии юношества перерождается духовно. Это более длительный и болезненный процесс.
Отличительной чертой поведения организаций на данном этапе являются конфликты и противоречия Перечислим некоторые из них: «мы и они» (старые и новые сотрудники), противоречивость целей организации, несоответствие системы вознаграждения и стимулирования потребностям компании.
Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.
Расцвет. Расцвет – это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью.
Это этап наибольшего интереса к маркетингу. Внутренний порядок и четкая структура позволяют отладить процесс маркетинга и получать от него максимальную отдачу. Организация имеет необходимые внутренние ресурсы для того, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов. Значит, нужно их выяснить и настроить на них всю систему.
Стабилизация. Фаза стабилизации – первая стадия старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой.
На данном этапе происходят некоторые изменения. Одно из них касается бюджета. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании. [14, C 327]
Второе изменение происходит в сфере влияния в организации. Финансисты начинают играть более важную роль, чем люди, которые занимаются маркетингом или исследованиями и разработками. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина падения: истощается дух предпринимательства, снижается ориентация на удовлетворение изменяющихся потребностей.
Аристократизм. Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль организационного поведения; морально-психологический климат становится тяжелым. В расчет теперь берется не что вы делаете, а то, как вы это делаете. Если вы не возмущаетесь, то выживете и можете даже получить повышение, несмотря на то, насколько производительна ваша деятельность.
Маркетинг еще больше теряет свои позиции, становится формальностью, не приносит ощутимой пользы. Это вызвано общей потерей интереса к развитию, изменениям, гибкости. Люди, занимающиеся в организации маркетингом, следуют общим тенденциям. Исследований становится все меньше, они все более формализованы и часто бессмысленны. Многие позиции не пересматриваются, даже если всем уже понятно, что они недостаточно эффективны. Рекомендации все более несущественны и посредственны. Важным становится не ошибиться, главное – гарантированный результат.
Ранняя бюрократизация. В результате полного упадка, который произошел в организации, начинается поиск виновного во всех бедах. Главное отличие аристократической организации от организации, находящейся на стадии ранней бюрократизации – это управленческая паранойя. Если состояние аристократизма – это затишье перед бурей, когда люди улыбаются и пожимают друг другу руки, то на этапе ранней бюрократизации начинаются открытая борьба и обвинения друг друга во всех грехах, вместо того чтобы сообща искать выход из создавшейся ситуации. В роли виновных могут оказаться и маркетологи. В конечном итоге это может привести к банкротству и гибели компании.
Бюрократизация и смерть. На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Нет ориентации на результат, нет склонности к изменениям, нет работающей команды, но существует система, правила, предписания и процедуры. Каждый сотрудник обладает лишь некоторой частью необходимой информации, и задача клиента состоит в том, чтобы собрать все это воедино.
2.3 Цели управления
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы (объекта управления). Процесс управления направлен на достижение этого состояния. Исходя из такого понимания, цель управления можно сформулировать следующие предъявляемые к ней требования:
- определенность, ясность, значимость и достижимость;
- научная обоснованность и комплексность выражения требований объективных законов развития; соответствие цели более высокого порядка.
Цель играет различную роль в процессе управления. В зависимости от ее значения можно выделить несколько типов процесса управления.
1. Система и процесс управления ориентированы главным образом на процесс производства. При таком управлении его главным отправным моментом нередко является ситуация. Если в процессе управления, цели не придается большое значение и ее статус невысок, то имеет место ситуационное управление. Иногда его называют управлением по отклонениям.
2. Система и процесс управления основаны на тщательной разработке конкретных заданий, распределяемых по звеньям системы управления с указанием последовательности их выполнения. Совокупность таких заданий, ведущих к реализации поставленных целей, называется программой, а самоуправление — программным. [1, C 127]
3. В процессе управления цель играет ведущую роль и определяет характер всех управленческих действий — это целевое управление.
На практике все типы процессов управления встречаются в сочетании с преобладанием одного из них. В настоящее время большое значение имеет сочетание программного и целевого (программно-целевого) управления.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. Организация, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справится с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение четко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно. [11, C 98]
Цель стабильного роста предполагает, что при её достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одну другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой. [14, C 101]
В задачи менеджмента входит:
- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
- постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также
- определение конкретных целей развития фирмы;
- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
- разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
-выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- установление контроля за выполнением поставленных задач.
Заключение
В настоящее время мы часто встречаемся с понятием «менеджмент» и, обобщая сказанное в работе, можно сказать, что менеджмент — это система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Учитывая условия рыночной экономики, менеджмент имеет отношение к таким организациям, которые ориентированы на достижение своих целей на рынке: удовлетворение покупателей и получение прибыли. Поэтому менеджмент является, прежде всего, процессом управления людьми, которые осуществляют производственно-коммерческую деятельность в условиях рынка.
Менеджмент выполняет такие важные функции, как постановка целей, организация, мотивация и коммуникация, оценка и развитие людей. Любое достижение менеджмента — это достижение менеджера. Именно представление о деле, преданность ему и целостность менеджеров определяют, правильно ли управляется компания. Это обобщенные критерии, только опыт менеджера позволяет реализовать их на практике, конкретизировать и сделать значимыми.
Менеджмент – это система хозяйственного управления организацией и персоналом в условиях рыночной экономики. В упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей работающих в организации.
Менеджмент понятие многоплановое:
- вид деятельности, направленный на достижение фирмой намеченных целей, путем рационального использования имеющихся ресурсов;
- наука, которая объясняет природу управленческого труда, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд оказывается более полезным и эффективным. Позволяет прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организации;- система управления и способ организационной работы людей (манера управления). Каждая страна формирует свою школу управления, основанную на реальной экономической и политической ситуации, а также на национальных традициях, устоях, потребностях.
Задачи менеджмента:
- постановка целей отвечающим интересам предприятия;