Файл: Административное право 2 - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9696

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96

Глава 11. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области сельского и рыбного хозяйства

говым мореплаванием в части обеспечения безопасности
плавания судов рыбопромыслового флота в районах про-
мысла при осуществлении рыболовства;

2) рыбохозяйственную деятельность, охрану, рациональное

использование, изучение, сохранение, воспроизводство
водных биологических ресурсов и среды их обитания,
а также аквакультуру (рыбоводство), производство рыб-
ной и иной продукции из водных биологических ресурсов,
обеспечение безопасности плавания судов рыбопромысло-
вого флота и аварийно-спасательных работ в районах про-
мысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере
производственной деятельности на судах рыбопромысло-
вого флота и в морских портах в отношении морских тер-
миналов, предназначенных для комплексного обслужива-
ния судов рыбопромыслового флота.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Росрыболовство организует:

1) комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения

водных биологических ресурсов и среды их обитания;

2) мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и сре-

ды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным
причинам, за исключением водных биологических ресурсов, находящих-
ся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
и занесенных в Красную книгу РФ;

3) проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбо-

промысловым участком;

4) профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов для

рыбного хозяйства в соответствии с международными и российскими тре-
бованиями;

5) искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических

ресурсов.

Росрыболовство осуществляет:

1) разработку и представление на государственную экологическую экспертизу

предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов;

2) государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая

наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизвод-
ством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболов-
ством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение
функционирования отраслевой системы мониторинга;

3) ежегодное определение общих допустимых уловов водных биологических

ресурсов во внутренних водах РФ, в том числе во внутренних морских
водах РФ, а также в территориальном море РФ, на континентальном шель-
фе и в исключительной экономической зоне РФ, Азовском и Каспийском
морях;


background image

Контрольные вопросы по главе 11

97

4) распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов,

а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предостав-
ленных РФ в соответствии с международными договорами РФ, примени-
тельно к видам квот;

5) оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных

биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а так-
же приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных био-
логических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения
установленного срока их действия;

6) заключение с пользователями водными биологическими ресурсами дого-

воров о закреплении за ними долей в общем объеме квот.

Росрыболовство принимает решения:

1) о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоло-

гических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, преду-
смотренных законодательством РФ;

2) о продаже на аукционах права на заключение договора о закреплении до-

лей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые ра-
нее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) кото-
рых осуществляется в новых районах их добычи (вылова), либо договора
пользования указанными водными биологическими ресурсами;

3) о сокращении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, пре-

доставленной лицу, у которого возникло право на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов, в объеме, который указан в разрешении на добы-
чу (вылов) водных биологических ресурсов, выданном в отношении судна,
осуществляющего рыболовство, в случае превышения объема добычи (вы-
лова) водных биологических ресурсов с учетом разрешенного прилова.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 11

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения в области сель-

ского хозяйства?

2. Основные цели государственной аграрной политики.

3. Предмет регулирования ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

4. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения в области ры-

боловства?

5. Что понимается под рыболовством?

6. Сфера деятельности Минсельхоза.

7. Основные нормативные правовые акты, которые вправе принимать Мин-

сельхоз.

8. Основные полномочия Россельхознадзора.

9. Сфера деятельности Росрыболовства.

10. Основные полномочия Росрыболовства.


background image

Глава 12

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

12.1 Организация природопользования и охраны
окружающей среды, основы правового
регулирования и управления в этой области

Административное управление в области природопользования и охраны окру-

жающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Рос-
сийской Федерации, а также подведомственные ему федеральные службы и феде-
ральные агентства:

1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей

среды;

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

3) Федеральное агентство водных ресурсов;

4) Федеральное агентство по недропользованию;

5) Федеральное агентство лесного хозяйства.

Ключевое значение для организации управления и регулирования в сфере при-

родопользования и охраны окружающей природной среды имеют соответствую-
щие нормы Конституции РФ и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды». Конституция устанавливает, что природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятель-
ности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользо-
вание и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками


background image

12.1 Организация природопользования и охраны окружающей
среды, основы правового регулирования и управления в этой области

99

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав
и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружа-
ющую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Окружающая среда — совокупность компонентов природной сре-
ды, природных и природно-антропогенных объектов, а также ан-
тропогенных объектов.

Природная среда — совокупность компонентов природной среды,
природных и природно-антропогенных объектов.

Охрана окружающей среды — деятельность органов государ-
ственной власти РФ, органов государственной власти субъек-
тов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных
некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, на-
правленная на сохранение и восстановление природной среды, ра-
циональное использование и воспроизводство природных ресурсов,
предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее послед-
ствий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деграда-

ции, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетиче-

ский фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче-

ское пространство.

На область природопользования и охраны окружающей среды оказывают ре-

гулирующее воздействие и многие иные федеральные законы. Среди них мож-
но назвать: Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный Кодекс
РФ, Кодекс Внутреннего Водного Транспорта РФ, Кодекс Торгового Мореплавания
РФ, Лесной Кодекс РФ. Основы организации, управления и регулирования в дан-
ной области устанавливают федеральные законы: Федеральный закон от 24.04.1995
N 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О за-
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
ного характера»; Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»;
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; Федеральный закон от 14.03.1995
N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от
24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федераль-
ный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».


background image

100

Глава 12. Административное управление

и административно-правовое регулирование в области

природопользования и охраны окружающей среды

Важнейшим субъектом административного управления в рассматриваемой об-

ласти является Правительство РФ как высший федеральный орган исполнительной
власти общей компетенции.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997
N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Прави-
тельство РФ обязано осуществлять в сфере природопользования
и охраны окружающей среды следующие полномочия:

1) обеспечивать проведение единой государственной полити-

ки в области охраны окружающей среды и экологической
безопасности;

2) принимать меры по реализации прав граждан на благопри-

ятную окружающую среду, по обеспечению экологическо-
го благополучия;

3) организовывать деятельность по охране и рациональному

использованию природных ресурсов, регулированию при-
родопользования и развитию материально-сырьевой базы
РФ;

4) координировать деятельность по предотвращению стихий-

ных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению опасности
и ликвидации их последствий.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12.2 Организация и компетенция Министерства
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, подведомственных ему федеральных
служб и федеральных агентств

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

(Минприроды России)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции

установлены в Положении «O Министерстве природных ресурсов и экологии Рос-
сийской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 мая
2008 г. N 404.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сферу деятельности Минприроды России составляют:

1) изучение, использование, воспроизводство и охрана при-

родных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса,
объекты животного мира и среду их обитания;

2) лесные отношения;