ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9696
Скачиваний: 24
96
Глава 11. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области сельского и рыбного хозяйства
говым мореплаванием в части обеспечения безопасности
плавания судов рыбопромыслового флота в районах про-
мысла при осуществлении рыболовства;
2) рыбохозяйственную деятельность, охрану, рациональное
использование, изучение, сохранение, воспроизводство
водных биологических ресурсов и среды их обитания,
а также аквакультуру (рыбоводство), производство рыб-
ной и иной продукции из водных биологических ресурсов,
обеспечение безопасности плавания судов рыбопромысло-
вого флота и аварийно-спасательных работ в районах про-
мысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере
производственной деятельности на судах рыбопромысло-
вого флота и в морских портах в отношении морских тер-
миналов, предназначенных для комплексного обслужива-
ния судов рыбопромыслового флота.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Росрыболовство организует:
1) комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения
водных биологических ресурсов и среды их обитания;
2) мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и сре-
ды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным
причинам, за исключением водных биологических ресурсов, находящих-
ся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
и занесенных в Красную книгу РФ;
3) проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбо-
промысловым участком;
4) профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов для
рыбного хозяйства в соответствии с международными и российскими тре-
бованиями;
5) искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических
ресурсов.
Росрыболовство осуществляет:
1) разработку и представление на государственную экологическую экспертизу
предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов;
2) государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая
наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизвод-
ством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболов-
ством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение
функционирования отраслевой системы мониторинга;
3) ежегодное определение общих допустимых уловов водных биологических
ресурсов во внутренних водах РФ, в том числе во внутренних морских
водах РФ, а также в территориальном море РФ, на континентальном шель-
фе и в исключительной экономической зоне РФ, Азовском и Каспийском
морях;
Контрольные вопросы по главе 11
97
4) распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов,
а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предостав-
ленных РФ в соответствии с международными договорами РФ, примени-
тельно к видам квот;
5) оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а так-
же приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных био-
логических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения
установленного срока их действия;
6) заключение с пользователями водными биологическими ресурсами дого-
воров о закреплении за ними долей в общем объеме квот.
Росрыболовство принимает решения:
1) о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоло-
гических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, преду-
смотренных законодательством РФ;
2) о продаже на аукционах права на заключение договора о закреплении до-
лей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые ра-
нее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) кото-
рых осуществляется в новых районах их добычи (вылова), либо договора
пользования указанными водными биологическими ресурсами;
3) о сокращении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, пре-
доставленной лицу, у которого возникло право на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов, в объеме, который указан в разрешении на добы-
чу (вылов) водных биологических ресурсов, выданном в отношении судна,
осуществляющего рыболовство, в случае превышения объема добычи (вы-
лова) водных биологических ресурсов с учетом разрешенного прилова.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 11
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения в области сель-
ского хозяйства?
2. Основные цели государственной аграрной политики.
3. Предмет регулирования ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
4. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения в области ры-
боловства?
5. Что понимается под рыболовством?
6. Сфера деятельности Минсельхоза.
7. Основные нормативные правовые акты, которые вправе принимать Мин-
сельхоз.
8. Основные полномочия Россельхознадзора.
9. Сфера деятельности Росрыболовства.
10. Основные полномочия Росрыболовства.
Глава 12
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
12.1 Организация природопользования и охраны
окружающей среды, основы правового
регулирования и управления в этой области
Административное управление в области природопользования и охраны окру-
жающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Рос-
сийской Федерации, а также подведомственные ему федеральные службы и феде-
ральные агентства:
1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды;
2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
3) Федеральное агентство водных ресурсов;
4) Федеральное агентство по недропользованию;
5) Федеральное агентство лесного хозяйства.
Ключевое значение для организации управления и регулирования в сфере при-
родопользования и охраны окружающей природной среды имеют соответствую-
щие нормы Конституции РФ и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды». Конституция устанавливает, что природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятель-
ности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользо-
вание и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками
12.1 Организация природопользования и охраны окружающей
среды, основы правового регулирования и управления в этой области
99
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав
и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружа-
ющую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Окружающая среда — совокупность компонентов природной сре-
ды, природных и природно-антропогенных объектов, а также ан-
тропогенных объектов.
Природная среда — совокупность компонентов природной среды,
природных и природно-антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды — деятельность органов государ-
ственной власти РФ, органов государственной власти субъек-
тов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных
некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, на-
правленная на сохранение и восстановление природной среды, ра-
циональное использование и воспроизводство природных ресурсов,
предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее послед-
ствий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деграда-
ции, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности являются:
1) земли, недра, почвы;
2) поверхностные и подземные воды;
3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетиче-
ский фонд;
4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче-
ское пространство.
На область природопользования и охраны окружающей среды оказывают ре-
гулирующее воздействие и многие иные федеральные законы. Среди них мож-
но назвать: Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный Кодекс
РФ, Кодекс Внутреннего Водного Транспорта РФ, Кодекс Торгового Мореплавания
РФ, Лесной Кодекс РФ. Основы организации, управления и регулирования в дан-
ной области устанавливают федеральные законы: Федеральный закон от 24.04.1995
N 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О за-
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
ного характера»; Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»;
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; Федеральный закон от 14.03.1995
N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от
24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федераль-
ный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
100
Глава 12. Административное управление
и административно-правовое регулирование в области
природопользования и охраны окружающей среды
Важнейшим субъектом административного управления в рассматриваемой об-
ласти является Правительство РФ как высший федеральный орган исполнительной
власти общей компетенции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997
N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Прави-
тельство РФ обязано осуществлять в сфере природопользования
и охраны окружающей среды следующие полномочия:
1) обеспечивать проведение единой государственной полити-
ки в области охраны окружающей среды и экологической
безопасности;
2) принимать меры по реализации прав граждан на благопри-
ятную окружающую среду, по обеспечению экологическо-
го благополучия;
3) организовывать деятельность по охране и рациональному
использованию природных ресурсов, регулированию при-
родопользования и развитию материально-сырьевой базы
РФ;
4) координировать деятельность по предотвращению стихий-
ных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению опасности
и ликвидации их последствий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12.2 Организация и компетенция Министерства
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, подведомственных ему федеральных
служб и федеральных агентств
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
(Минприроды России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве природных ресурсов и экологии Рос-
сийской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 мая
2008 г. N 404.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферу деятельности Минприроды России составляют:
1) изучение, использование, воспроизводство и охрана при-
родных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса,
объекты животного мира и среду их обитания;
2) лесные отношения;