ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4246
Скачиваний: 11
46
Лекция 7. Территория в международном праве
дикции, защиты и сохранения морской среды и др. Значительный вклад в систе-
матизацию норм международного морского права внесли три конференции ООН
по морскому праву. На первой конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре
конвенции: «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море»,
«О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открыто-
го моря»; на второй конференции в 1960 г. обсуждались вопросы ширины террито-
риального моря; третья конференция ООН (1973–1982 гг.) завершилась принятием
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Данная конвенция составила основу
современного международного морского права и определила все существующие
виды морских пространств: внутренних морских вод и территориального моря
(как части территории государства); континентального шельфа, исключительной
экономической зоны, прилежащей зоны (как территории со смешанным правовым
режимом); международного района морского дна и открытого моря (как общие
территории).
Внутренние морские воды
Это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного го-
сударства (на них распространяется его суверенитет), расположенные в сторону
берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального
моря. К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного
или двух государств с шириной входа не менее 24 миль; воды заливов, бухт, ли-
манов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной
более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству. В частности,
к историческим заливам России относятся залив Петра Великого и Пенжинская
губа на Дальнем Востоке, в Канаде — Гудзонов залив, Санта-Моника (США) и др.
Ширина входа в такие заливы может быть весьма значительной (102 морские ми-
ли у залива Петра Великого). Северный морской путь (длина — 5600 км) является
сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Фе-
дерации в Арктике, проходит через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-
Сибирское, Чукотское. На внутренние морские воды распространяется суверенитет
прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государ-
ством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, спасания
и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные,
портовые, таможенные, санитарные и иные правила. Во внутренних водах деятель-
ность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться
только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных
судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного за-
хода (при аварии, стихийном бедствии и др.).
Территориальное море
Территориальное море представляет собой пояс морского пространства шири-
ной от 3 до 12 (22.2 км) морских миль, входящий в состав территории прибреж-
ного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет
распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а так-
же на его недра и дно. Ширина территориального моря отсчитывается от исходных
7.4 Виды режимов морских пространств
47
линий, которыми являются или линия наибольшего отлива, или прямые исходные
линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов, скал (в местах,
где береговая линия глубоко изрезана или извилиста). Исходные линии указывают-
ся на морских картах, они могут также указываться в виде перечня географических
координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие
карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их
копии сдаются Генеральному секретарю ООН. Внешняя граница территориально-
го моря для прибрежного государства является его государственной границей на
море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета
действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех
государств осуществлять мирный проход (непрерывно, без остановок и мирными
целями) через территориальное море. Такой проход необходим для захода в порт,
остановки на рейде либо для прохода в территориальное море другого государства.
По законодательству Российской Федерации нарушением мирного прохода в ее
территориальном море, влекущим ответственность по российскому законодатель-
ству, является угроза силой или ее применение против ее суверенитета, террито-
риальной целостности или независимости, любые маневры или учения с оружием
любого вида, сбор информации ущерб национальной обороне или безопасности,
запуск летальных аппаратов, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения
окружающей среды и т. п. действия.
Прилежащая зона
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прилежащая зона — зона, находящаяся за пределами территори-
ального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии
не свыше 24 морских миль от тех же исходных линий, от кото-
рых отмеряется ширина территориального моря.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В прилежащей зоне прибрежное государство обладает правом специального
контроля в целях предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных, са-
нитарных норм в пределах его территории или территориального моря или наказа-
ния за такие нарушения. Контроль со стороны прибрежного государства включает
право остановки судна, его досмотр, принятие мер, необходимых для расследо-
вания, применение наказания по национальному праву. Законодательство Россий-
ской Федерации предусматривает задержание виновных, включая преследование
по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-
нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных су-
дов, эксплуатируемых в некоммерческих целях). Тем самым суверенное право
прибрежного государства в части осуществления контроля выходит за пределы
территориального моря и распространяется на прилежащее к нему морское про-
странство.
48
Лекция 7. Территория в международном праве
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой морское про-
странство, прилегающее к территориальному морю, на которое распространяется
суверенное право (но не суверенитет) прибрежного государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчиты-
ваемых от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины
территориального моря.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ИЭЗ является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осу-
ществляет определенные международным правом суверенные права: на развед-
ку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; на
управление этими ресурсами; на другие виды деятельности по использованию зо-
ны в экономических целях. Прибрежное государство осуществляет в зоне юрис-
дикцию в отношении создания и использования искусственных островов, устано-
вок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской
среды. Во всем остальном в ИЭЗ сохраняется режим открытого моря. Прибреж-
ное государство, в случаях нарушения режима ИЭЗ, может в отношении морских
судов проводить их досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Иные
государства не имеют права без согласия прибрежного государства осуществлять
в ИЭЗ какие-либо виды экономической деятельности. В Российской Федерации
руководство охраной режима исключительной экономической зоны осуществляет
Федеральная служба безопасности, подчиненные ей пограничные органы.
Континентальный шельф
Под континентальным шельфом понимается естественное подводное продол-
жение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка
или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого
предела. При всех условиях границы континентального шельфа не должны нахо-
диться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство осуществляет
над континентальном шельфом суверенные права в отношении разведки и разра-
ботки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его
недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Иные госу-
дарства обязаны получить разрешение на разработку ресурсов шельфа от при-
брежного государства. Права прибрежного государства не затрагивают правового
статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним. В пределах
границ шельфа сохраняется свобода судоходства. Все государства могут прокла-
дывать трубопроводы и кабели на шельфе.
Международный район морского дна
Это особый вид морского пространства, под которым понимается дно морей
и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (за
7.4 Виды режимов морских пространств
49
пределами границ территориального моря и континентального шельфа). Междуна-
родный район морского дна признан общим наследием человечества, в отношении
него действует международный режим. Все права на ресурсы района принадлежат
всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать
на суверенитет над какой-либо его частью. Деятельность в районе осуществляется
таким образом, чтобы содействовать эффективному развитию мировой экономики,
способствовать всестороннему развитию всех стран и в первую очередь развива-
ющихся.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для выполнения утвержденной концепции использования ресур-
сов морского дна создан и действует Международный орган по
морскому дну.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Его главной целью является справедливое распределение выгод, получаемых
от деятельности в районе морского дна. Все государства, которые предполагают
разработку ресурсов морского дна, обязаны получить разрешение в международ-
ном органе по морскому дну.
Открытое море
Открытое море представляет собой обширные части моря, не входящие ни
в территориальное море прибрежных государств и исключительную экономиче-
скую зону. Открытое море находится в свободном и равноправном пользовании
всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права,
имеет международный режим. Основу режима открытого моря составляет прин-
цип свободы открытого моря, что означает его доступность для всех государств,
в т. ч. не имеющих прямого выхода к морю.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все государства в равной мере имеют право на свободу судоход-
ства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели, трубопрово-
ды, свободу рыболовства и научных исследований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его
части своему суверенитету. Права государств определяются только международ-
ным правом. В открытом море национальность судна определяется его флагом.
Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. Воен-
ные и другие суда, состоящие на государственной службе, обладают в открытом
море полным иммунитетом. Задержание торговых судов допускается в исключи-
тельных случаях, когда судно занимается пиратством, перевозкой наркотических
средств, рабов либо ведет незаконное радиовещание. Также арест либо задержа-
ние судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.
Все государства обязаны вести борьбу с пиратством (морским разбоем), но захват
пиратского судна осуществляется только судами, состоящими на государственной
службе (военными или полицейскими).
50
Лекция 7. Территория в международном праве
7.5 Режим воздушного пространства
Воздушное пространство простирается над сушей и мировым океаном, гра-
ничит с космическим пространством (верхний его предел расположен на высоте
100–110 км над уровнем моря). Часть воздушного пространства подпадает под су-
веренитет государства (когда оно находится в пределах его государственных гра-
ниц), другая часть расположена над открытым морем и не подпадает под юрис-
дикцию государств. С учетом особенностей правового положения разных частей
воздушного пространства, определяется их правовой режим, которые регулируется
международным воздушным правом.
Международное воздушное право (МВП)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МВП — это отрасль международного права, принципы и нормы
которой регулируют международные полеты и иные виды исполь-
зования воздушного пространства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Принципами МВП являются: принцип полного и исключительного суверени-
тета государства над его воздушным пространством (право самостоятельно уста-
навливать правовой режим полетов в пределах национальной территории); прин-
цип свободы полетов в международном воздушном пространстве (над открытом
морем и регионом Антарктики); принцип обеспечения безопасности междуна-
родной гражданской авиации (безопасность авиационной техники и пресечение
незаконных вмешательств в деятельность гражданской авиации). Основной меж-
дународный акт в сфере международного воздушного права — Чикагская конвен-
ция «О международной гражданской авиации» 1944 г., которая регулирует отно-
шения между государствами в области международной гражданской авиации в ча-
сти осуществления регулярных и нерегулярных полетов, регистрации и определе-
ния национальной принадлежности воздушных судов, требований к их экипажам.
Главной международной организацией в данной области является Международная
организация гражданской авиации (ИКАО).
Режим международных полетов
При полетах над национальной территорией, каждое иностранное воздушное
судно должно получить официальное разрешение на пересечение государственной
границы. Разрешение выдают государственные органы, осуществляющие функции
руководства воздушным движением. Пересечение летательным аппаратом воздуш-
ной границы иностранного государства влечет ответственность за нарушение го-
сударственной границы. После влета в пределы территории иностранного государ-
ства воздушное судно в течение всего времени нахождения должно строго соблю-
дать условия полетов, установленные законодательством данного государства. Это
касается требований к самому воздушному судну, его экипажу, пассажирам, пе-
ревозимым грузам, почте и багажу. В отношении иностранных воздушных судов
действуют требования относительно порядка прибытия, пребывания и отправления