Файл: Международное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4244

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7.6 Режим космического пространства

51

воздушного судна, паспортного, таможенного, валютного, санитарного, карантин-
ного контроля. Устанавливается уголовная, гражданская, административная ответ-
ственность за нарушение перечисленных требований или за ущерб, причиненный
во время нахождения иностранного воздушного судна на территории данного госу-
дарства. На каждом воздушном судне в обязательном порядке должны быть такие
документы, как свидетельство о регистрации судна в своем государстве, удостове-
рение о его годности к полетам, свидетельство о наличии у каждого члена экипа-
жа необходимой профессиональной подготовки, бортовой журнал, разрешение на
пользование бортовой радиостанцией, список фамилий пассажиров с указанием
пунктов их посадки и следования, манифест и подробная декларация на груз. При
полетах в международном воздушном пространстве действует принцип свободы
полетов, но воздушные суда обязаны соблюдать ряд требований международного
права, направленных на обеспечение безопасности полетов. Воздушное судно не
должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих безопас-
ности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море,
а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Воздушные суда обязаны соблюдать требования полетов в при-
брежной полосе шириной до 60 миль от береговой линии, где госу-
дарства устанавливают контроль со стороны диспетчерских служб
по управлению воздушным движением.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для обеспечения безопасности полетов ИКАО установила четыре основные

категории (разновидности режимов) воздушного пространства над открытым мо-
рем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режи-
ма полетов. В режиме консультативного пространства воздушным судам предо-
ставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской
службой лишь в целях необходимого рассредоточения воздушных судов в данном
районе. В режиме контролируемого пространства диспетчерская служба обеспе-
чивает управление воздушным движением, а соответствующее (прибрежное) го-
сударство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. Воздуш-
ные суда обязаны придерживаться установленных воздушных трасс, состоящих
из воздушных коридоров шириной 10–15 миль. В режиме опасной зоны полеты
над определенным участком открытого моря запрещаются (при извержении вулка-
нов, иных опасных ситуациях в атмосфере). Зона ограниченного режима полетов —
воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство
полетов временно ограничено (на время испытания межконтинентальных ракет,
военных учений и т. п.).

7.6 Режим космического пространства

Понятие международного космического права

Освоение космоса, начало которому послужил запуск в СССР первого ис-

кусственного спутника в 1957 г., потребовало принятия международно-правовых


background image

52

Лекция 7. Территория в международном праве

норм, направленных на регулирование отношений по определению статуса косми-
ческого пространства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международное космическое право — это отрасль международ-
ного права, принципы и нормы которой определяют правовой ре-
жим космического пространства, включая небесные тела, и регу-
лируют деятельность государств по использованию космоса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Главным источником международного космического права является Договор

о принципах деятельности государств по исследованию и использованию косми-
ческого пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе)
1967 г. За этим последовал целый ряд соглашений: о спасении космонавтов 1968 г.;
об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; о ре-
гистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; о деятельности го-
сударств на Луне и других небесных телах 1979 г. Принципы международного кос-
мического права: запрет на национальное присвоение космического пространства,
Луны и других небесных тел; мирного разрешения споров; запрет на использова-
ние космоса как театра войны; свободы научных исследований космического про-
странства. Статус космических объектов, космонавтов, режим космического про-
странства
. Под космическим объектом понимается искусственное небесное тело,
средства его доставки, запущенные или сооруженные в космическом пространстве
или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Все космические объекты подлежат регистрации в национальных
регистрах, с обязательным уведомлением Генерального секретаря
ООН для внесения в международный реестр космических объек-
тов, который ведется с 1961 г.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и др.

орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать кос-
мические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции
в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать
их. Космонавтом — членом космического экипажа — считается гражданин одного
из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанно-
сти во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или
на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции, незави-
симо от гражданства, находятся под юрисдикцией государства регистрации кос-
мического объекта. Все государства обязаны оказывать помощь в спасании кос-
монавтов в случаях аварийных посадок космических объектов и информировать
государства их регистрации. Космическое пространство представляет собой тер-
риторию, расположенную за внешней границей воздушного пространства (100–
110 км) до пределов лунной орбиты — ближний космос — и за ее пределами, далее
384 тыс. км — дальний космос. В состав космоса входят космическое простран-
ство и расположенные в нем естественные небесные тела (Луна и другие объек-


background image

Контрольные вопросы по лекции 7

53

ты). Государства не обладают правом на национальное присвоение любых частей
космического пространства и небесных тел. Торговля участками небесных тел,
которая ведется в некоторых государствах, не имеет никакой юридической силы.
В случае возможности эксплуатации природных ресурсов небесных тел государ-
ства обязуются устанавливать такой режим, который бы учитывал интересы всего
сообщества. При этом добытые минералы, образцы и др. объекты принадлежат до-
бывшим их государствам. Основные формы сотрудничества государств в исполь-
зовании и исследовании космического пространства: космическая метеорология;
дистанционное зондирование земли; сотрудничество в области космической свя-
зи; космическая навигация; космическая геология; космический туризм.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Какие правовые режимы применяются по отношению к территориям?

2) Каков режим государственной территории?

3) Каков режим государственной границы?

4) Дайте состав режимов морских пространств по видам правовых режимов.

5) Раскройте содержание правовых режимов морских пространств.

6) Дайте понятие международного воздушного права и его источников.

7) Каков режим космического пространства?


background image

Лекция 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (МПОС)

1) Понятие, источники и принципы МПОС

2) Защита мирового океана от загрязнения

3) Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения

4) Защита животного и растительного мира

5) Защита атмосферы, околоземного и космического пространства

8.1 Понятие, источники и принципы МПОС

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международное право окружающей среды (МПОС) — отрасль
международного права, принципы и нормы которой регулируют
отношения субъектов в области охраны окружающей среды и ра-
ционального использования ее ресурсов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;

2) осуществление надзора государства или международной организации за

тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий
данной деятельности для окружающей среды.


background image

8.1 Понятие, источники и принципы МПОС

55

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмо-

сферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Ан-
тарктику и почву. В системе объектов регулирования охраны и использования та-
ких объектов можно выделить несколько категорий: международные природные
объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (от-
крытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа,
космическое пространство); природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя
или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай,
Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные
комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих
видов животных; национальные природные объекты и ресурсы. Например, озе-
ро Байкал, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-
Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Ко-
ми», признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного
и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Пер-
вым международно-правовым документом в области охраны животного мира счи-
тается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для
сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена
Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 г.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Современная система международной охраны окружающей среды
начинается с Конференции ООН по проблемам окружающей че-
ловека среды, прошедшей в Стокгольме в 1972 г.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

На данной конференции была принята Стокгольмская декларация по окружа-

ющей среде 1972 г., которая провозгласила, что защита и улучшение окружающей
среды представляют важнейшую проблему, которая касается благополучия наро-
дов и экономического развития во всем мире. Стокгольмская конференция приве-
ла к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). ЮНЕП реализует
проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. ЮНЕП иг-
рает значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии
и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и непра-
вительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонси-
рует и содействует имплементации связанных с экологией проектов. В сферу де-
ятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных до-
говоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное
загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел. По инициа-
тиве Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была созвана
Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На конференции приняты
документы: декларация по окружающей среде и развитию; долгосрочная програм-
ма дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»);
принципы в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех
видов лесов. Кроме того, определены для подписания две конвенции — «О биоло-
гическом разнообразии» и «Об изменении климата». В настоящее время имеется
около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружаю-