Файл: Международное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4241

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 9

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

1) Согласительные средства мирного разрешения споров

2) Судебные средства разрешения международных споров

9.1 Согласительные средства мирного разрешения
споров

В соответствии с уставом ООН и другими международными актами каждое

государство и другие субъекты международного права обязаны разрешать споры
(любые межгосударственные конфликтные ситуации) между собой мирными сред-
ствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопас-
ность. При применении согласительных средств межгосударственный спор улажи-
вается в результате прямого контакта сторон и соглашения. Такими средствами яв-
ляются переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, следственные
и согласительные комиссии. При использовании судебных процедур применяется
обращение в Международный Суд ООН и международный арбитраж. В последние
десятилетия получила распространение практика обращения в международные ор-
ганизации за разрешением межгосударственных споров.


background image

62

Лекция 9. Мирные средства разрешения международных споров

9.1.1 Непосредственные переговоры и консультации как
мирные средства разрешения международных споров

Переговоры представляют собой прямой контакт сторон в целях достижения

взаимно приемлемого соглашения. Они могут вестись через обычные дипломати-
ческие каналы или в форме специально созываемых совещаний. Результаты пере-
говоров обычно находят отражение в совместных коммюнике, которые не являют-
ся договорами. Переговоры начинаются по соглашению сторон, как правило, без
предварительных условий. Стадиями переговоров выступают: подготовка перего-
воров; переговорный процесс; завершение переговоров и анализ их результатов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Консультации — разновидность переговоров, отличающаяся про-
стотой организации, меньшей формальностью. Зачастую они
предшествуют официальным переговорам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9.1.2 Добрые услуги и посредничество

Оказание добрых услуг и посредничества характеризуется участием третьей

стороны. Ее роль могут выполнять государства и международные организации, их
должностные лица, а также авторитетные частные лица. Добрые услуги означают
неофициальную деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта
между спорящими сторонами.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Посредничество — способ решения спора, при котором третья
сторона официально (по согласованию со всеми сторонами)
участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения
собственных приемлемых для сторон предложений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Посредниками могут быть государства, международные организации и органы,

а также отдельные лица. Предложения посредника не обязательны для сторон.

9.1.3 Следственные и согласительные комиссии

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международные следственные комиссии (установление фак-
тов) 
— процедура, применяемая в случае необходимости установ-
ления фактов, лежащих в основе спора.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В таких случаях обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного

числа представителей сторон. В других случаях в комиссию включается и третья
сторона. Процедура может включать слушание сторон, опрос свидетелей, посеще-
ние соответствующих мест. Результатом процедуры является доклад, сообщаемый


background image

9.2 Судебные средства разрешения международных споров

63

сторонам. Он не является решением. Стороны свободны определять его обязатель-
ную силу. Согласительные комиссии (примирение) сочетают в себе установление
фактов и посредничество. Согласительные комиссии выясняют предмет спора, со-
бирают необходимую информацию и стремятся подвести стороны к соглашению.
Комиссии формируются из числа представителей сторон и, возможно, представи-
теля другого государства. Эти члены назначают пятого, который становится пред-
седателем.

9.2 Судебные средства разрешения международных
споров

9.2.1 Международная судебная и арбитражная процедура

Рассмотрение споров в арбитражных и судебных органах происходит на основе

нормативных источников, и вынесенное решение носит обязательный характер.

Международный Суд ООН

Это — учреждение в рамках ООН, существующее на постоянной основе, состо-

ящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного
права и принимать юридически обязательные решения. Суд формируется в соста-
ве 15 судей, избираемых в личном качестве Генеральной Ассамблеей и Советом
Безопасности ООН сроком на 9 лет.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенность компетенции Суда состоит в том, что сторонами
в споре могут быть только государства-члены ООН.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он
может рассматривать дела, которые будут переданы ему по согла-
шению сторон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит. Оно может быть

пересмотрено самим Судом лишь в случае вновь открывшихся обстоятельств, ко-
торые могут оказать решающее влияние на исход дела. Решение Суда является
юридически обязательным, и невыполнение его влечет международно-правовую
ответственность.


background image

64

Лекция 9. Мирные средства разрешения международных споров

Международный арбитраж

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международный арбитраж — это третейский суд для рас-
смотрения споров, сторонами в котором являются государства
и международные организации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Арбитраж создается для решения конкретного дела или действует постоянно.

В первом случае его правовой основой является соглашение сторон в споре (ком-
промисс), во втором — статут (устав). Международный арбитраж, разбирающий
спор между государствами, может создаваться специально для конкретного спора
(ad hoc) или действовать постоянно. Арбитраж формируется из членов, назнача-
емых сторонами, и согласованного ими суперарбитра. Многосторонние договоры
предусматривают возможность назначения суперарбитра международным долж-
ностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. В большинстве случаев
арбитраж состоит из трех арбитров. Стороны представлены в арбитраже своими
агентами. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. была учре-
ждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. Каждое государство-участник
назначает в состав палаты четырех арбитров, образующих национальную группу.
Члены палаты назначаются сроком на 6 лет. Из входящих в состав палаты арбитров
участники формируют арбитраж для рассмотрения конкретного дела.

9.2.2 Мирное разрешение споров в международных
организациях

Главная роль в разрешении международных споров отводится ООН. Генераль-

ная Ассамблея и Совет Безопасности могут призвать спорящие стороны использо-
вать любое из мирных средств разрешения споров. Государство, не являющееся
членом ООН, может сообщить Ассамблее или Совету о любом споре, в кото-
ром оно является стороной. Совет Безопасности несет главную ответственность
за поддержание мира, и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой
области. Совет Безопасности, согласно уставу ООН, имеет право требовать от сто-
рон в споре разрешить его путем указываемого средства. Совет может расследо-
вать любой спор или ситуацию, которая способна привести к трениям или вы-
звать спор, для определения того, не может ли их продолжение угрожать миру.
Во всех этих случаях резолюции Совета носят характер рекомендаций. На регио-
нальном уровне следует обратить внимание на европейский механизм разрешения
споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБ-
СЕ). В 1992 г. ОБСЕ приняла Конвенцию по примирению и арбитражу. Конвенция
предусмотрела учреждение Палаты примирения и арбитража. Палата имеет свои-
ми органами примирительные и арбитражные комиссии, а также Бюро. До обраще-
ния в Палату стороны в споре должны использовать иные средства, прежде всего
переговоры. В случае неудачи каждая из сторон может передать спор комиссии
примирения, которая образуется для этого случая. Каждая из сторон назначает по
одному члену. Из общего списка посредников Бюро выбирает трех других членов.
При недостижении согласия сторон комиссия излагает в своем докладе предложе-


background image

Контрольные вопросы по лекции 9

65

ния по мирному урегулированию. В случае несогласия сторон с предложениями
доклад направляется Совету министров ОБСЕ. По истечении 30 дней с момента
представления доклада Совету любая из сторон в споре может передать его на рас-
смотрение арбитража, но для этого необходимо предварительное заявление обеих
спорящих сторон о признании его юрисдикции. Каждая из сторон назначает по
одному арбитру, не менее трех назначает Бюро. Арбитраж решает спор только на
основе международного права. Его решение обязательно для сторон.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 9

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Раскройте содержание согласительных средств разрешения международ-

ных споров (переговоров, консультаций, добрых услуг, посредничества, со-
гласительных и следственных комиссий).

2) Рассмотрите особенности судебной и арбитражной процедуры разрешения

международных споров.

3) Каков механизм разрешения международных споров в ООН и ОБСЕ?