ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4239
Скачиваний: 11
Лекция 10
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
1) Международные организации (понятие, классификация, юридическая при-
рода)
2) Организация Объединенных Наций
3) Региональные международные организации (общая характеристика)
4) Международные конференции
10.1 Международные организации (понятие,
классификация, юридическая природа)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международная организация (МО) — это объединение госу-
дарств, создаваемое на основе международного договора для
осуществления сотрудничества в политической, экономической,
культурной, научно-технической, правовой и иных областях.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международная организация как субъект международного права имеет органи-
зационную структуру (органы управления, персонал, здания и сооружения), обла-
дает правами и обязанностями, производными от прав и обязанностей государств.
МО также обладает автономной волей на совершение действий и принятие пра-
вовых актов. Объем автономной воли определяется государствами-участниками
10.2 Организация Объединенных Наций
67
МО. Правосубъектность МО производна от правосубъектности государств, ко-
торые предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность
МО носит специальный характер, т. к. она ограничена целями и полномочиями,
необходимыми для решения поставленных перед ними задач, закрепленных в их
учредительных документах. МО в рамках своих учредительных актов имеет пра-
во заключать международные договоры, открывать представительства, направлять
специальные миссии в государства. Ликвидация МО производится по соглашению
государств-членов. При ликвидации МО ей на смену может прийти другая МО
которая признается ее правопреемником. В месте нахождения МО она вступает
в правоотношения с внутригосударственными субъектами (физическими и юриди-
ческими лицами) по вопросам приобретения товаров и услуг, аренды, оформления
прав собственности и т. п. В начале XX в. существовало примерно три десятка
межгосударственных организаций; их число стало быстро расти после Второй ми-
ровой войны и достигло пика к середине 80-х годов (378), после чего сократилось
примерно на треть. Международных неправительственных организаций больше,
чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устой-
чивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных непра-
вительственных организаций, в 1978 г. — 2420, в 1987 г. — 4235, в 1998 г. — 5766.
10.2 Организация Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций преобразована из Лиги Наций путем при-
нятия 26 июня 1945 г. устава ООН. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после
ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большин-
ством других государств, подписавших Устав ООН.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот день объявлен Днем Организации Объединенных Наций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно ст. ст. 1, 2 Устава ООН организация преследует цели поддержания
международного мира и безопасности, развития дружественных отношений меж-
ду государствами на основе принципов суверенного равенства, невмешательства
во внутренние дела, сотрудничества, неприменения силы, добросовестного выпол-
нения обязательств, применения мирных средств разрешения споров, равнопра-
вия и самоопределения народов. ООН как субъект международного права вправе
предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим между-
народным организациям. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассам-
блея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опе-
ке, Международный Суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея ООН состоит из
всех членов Организации. Она вправе обсуждать любые вопросы или дела в пре-
делах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полно-
мочиям любого органа ООН. В результате рассмотрения ассамблея делает реко-
мендации как членам организации, так и ее органам, включая Совет Безопасно-
сти. Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного Су-
да, такие рекомендации являются обязательными. Исключение из этого правила
68
Лекция 10. Право международных организаций
предусмотрено ст. 12, согласно которой Ассамблея не может делать какие-либо
рекомендации в отношении спора или ситуации, находящихся на рассмотрении
Совета Безопасности. Ассамблея правомочна рассматривать общие принципы со-
трудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать
соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности. Она утвержда-
ет бюджет Организации и определяет взносы членов, избирает 10 непостоянных
членов Совета Безопасности, всех членов Экономического и Социального Совета.
Совместно с Советом Безопасности ассамблея избирает членов Международного
Суда. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются боль-
шинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.
Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий
вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимают-
ся простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По
некоторым важным вопросам, таким, как выборы непостоянных членов Совета
Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов
в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и при-
вилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные
вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея
принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддер-
жанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает
резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер. Совет Безопас-
ности ООН (СБ ООН) состоит из 15 членов. Их них 5 являются постоянными
(Россия, Китай, Франция, Великобритания, США), 10 других членов избираются
на непостоянной основе сроком на 2 года. Для обеспечения быстрых и эффек-
тивных действий члены ООН возлагают на СБ ООН главную ответственность за
поддержание международного мира и безопасности, и он действует при испол-
нении своих обязанностей от имени сообщества государств. СБ ООН, установив
факт нарушения мира, может вынести рекомендацию об его устранении. СБ ООН
также вправе принять решение о мерах принуждения к правонарушителю, кото-
рые носят обязательный характер для всех членов ООН. Устав предусматривает
применение невоенных и военных мер. К первым отнесены полный или частич-
ный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных,
почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв ди-
пломатических отношений. В случае, если СБ ООН сочтет, что невоенные меры
недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые
включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских, сухо-
путных сил государств-членов. Соответственно все члены обязаны предоставить
в распоряжение СБ ООН необходимые вооруженные силы и обеспечить их дея-
тельность. Решения по процедурным вопросам в СБ ООН считаются принятыми,
если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по
всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие
голоса всех постоянных членов. Достаточно одному или нескольким постоянным
членам Совета проголосовать против какого-либо решения, и оно считается от-
клоненным, на него наложено «вето» постоянным членом. Экономический и соци-
альный Совет (ЭКОСОС) координирует экономическую и гуманитарную деятель-
ность ООН. Он содействует повышению уровня жизни, полной занятости населе-
10.2 Организация Объединенных Наций
69
ния и условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению
международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения
и подобных проблем, международному сотрудничеству в области культуры и об-
разования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод
для всех без различия расы, пола, языка и религии. ЭКОСОС состоит из 54 чле-
нов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, 18 членов избираются ежегодно
сроком на 3 года. Совет по опеке, призванный управлять отдельными террито-
риями, в настоящее время возложенные на него функции выполнил. Отныне Со-
вет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости. Секретариат ООН
обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их
программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, ра-
ботающих в центральных учреждениях и во всем мире, и занимается решением
вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН. В состав Секретариата
ООН входит 14000 представителей примерно из 170 стран мира. Руководителем
Секретариата является Генеральный секретарь, и в этом качестве он действует на
всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета
по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органа-
ми. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет
о работе Организации. Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения
Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению,
могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Генеральный
секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Без-
опасности на 5-летний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Пан
ГИ Мун (Южная Корея).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его Статут
составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Международный Суд состоит из
15 судей. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопас-
ности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп
Постоянной Палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства.
Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов
в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются не девятилет-
ний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут зани-
мать другой должности. Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей
пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание
Суда — г. Гаага, Нидерланды. К ведению Суда относятся все дела, которые будут
переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом
ООН или действующими договорами и конвенциями. Стороной в споре, рассмат-
риваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда.
Решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит.
70
Лекция 10. Право международных организаций
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Решение Суда является юридически обязательным, и невыполне-
ние его влечет международно-правовую ответственность.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Если одна из сторон не выполняет решение, другая может обратиться в Совет
Безопасности. Последний вправе, но не обязан сделать соответствующую рекомен-
дацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения Суда. Помимо
рассмотрения спора, Суд может давать консультативные заключения по любому
юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать
такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу.
10.3 Региональные международные организации
(общая характеристика)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) преобразо-
вана из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в соответствии
с решением Будапештского совещания 1994 г. Целями ОБСЕ являются: содей-
ствие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению
длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; призна-
ние неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованно-
сти в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной
взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире; вклад в со-
блюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние
всех народов. Руководящие органы ОБСЕ: Саммит (встреча на высшем уровне) —
периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ;
Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем
уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ; Посто-
янный совет под руководством действующего председателя — проведение регуляр-
ных политических консультаций; форум по сотрудничеству в области безопасно-
сти — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями; верховный ко-
миссар по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим инсти-
тутам и правам человека ОБСЕ; Парламентская ассамблея ОБСЕ. Совет Европы
основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является
достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществ-
ления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их
экономическому и социальному прогрессу. Деятельность Совета Европы направ-
лена на правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию
европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных
проблем, развитие политического партнерства с новыми демократическими стра-
нами Европы. Членами Совета Европы могут быть лишь такие государства, кото-
рые отвечают признанным демократическим стандартам, признают верховенство
права, уважают права человека. Государствам, не вполне соответствующим этим
стандартам, может быть предоставлен статус специально приглашенной страны.
В качестве наблюдателей в работе Совета участвуют неевропейские государства —