Файл: 13. Многомодульные ассемблерные программы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 30.10.2018

Просмотров: 545

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

13. Многомодульные ассемблерные программы 

Простейшие ассемблерные программы могут состоять только из одного 

модуля,  содержащего  описание  используемых  данных  и  необходимые 

команды  (возможно  –  с  использованием  внутренних  подпрограмм).  Более 

сложные  задачи  могут  потребовать  разделения  проекта  на  относительно 

самостоятельные единицы с возможностью независимой разработки. Модуль 

–  это  единица  разработки,  которая  транслируется  отдельно  от  других 

модулей  с  созданием  собственного  объектного  модуля.  В  дальнейшем 

отдельные  объектные  модули  объединяются  программой-компоновщиком  с 

созданием единого исполняемого модуля.  

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 
 
 

 

 

 

 

Каждый  исходный  модуль  оформляется  обычным  образом,  содержит 

описание данных и машинные команды и завершается директивой END.  

Большинство имен, объявляемых в модуле, являются локальными, т.е. 

они  используются  только  внутри  данного  модуля.  Это  дает  возможность  в 

разных  модулях  использовать  одинаковые  имена.  Однако,  практически 

текст главного 
модуля main.asm 

объектный 
файл main.obj 

Компоновщик 
TLINK/LINK 

исполняе
мый 
модуль  
main.exe 

Ассемблирующая  
программа 
TASM/MASM 

объектный 
файл m1.obj 

объектный 
файл m2.obj 

текст модуля 
m1.asm 

текст модуля 
m2.asm 


background image

всегда  модули  должны  взаимодействовать  друг  с  другом  и  между  ними 

возникают перекрестные связи. Эти связи делят на две группы: 

 

если в модуле используются данные, объявленные в другом модуле, то 

это связь по данным 

 

если  в  модуле  вызываются  подпрограммы,  реализованные  в  других 

модулях, то это связь по управлению 

Наличие  перекрестных  связей  между  модулями  является  основной 

проблемой  при  создании  многомодульных  программ.  Поскольку  модули 

транслируются  независимо  друг  от  друга,  то  использование  “чужих”  имен 

требует 

дополнительного 

описания 

в 

исходном 

тексте, 

чтобы 

ассемблирующая программа не выдавала ошибок при их обработке. Введем 

два важных понятия: 

 

внешнее имя – это имя, которое используется внутри модуля, но в нем 

не  описывается,  т.е.  описывается  где–то  в  другом  модуле 

(импортируемые имена) 

 

общедоступное имя  – это имя, которое описывается в данном модуле, 

используется  в  нем  и  может  использоваться  в  других  модулях 

(экспортируемые имена) 

Оба  эти  понятия  являются  относительными,  т.е.  имеют  смысл  только  для 

конкретного модуля и при переходе к другому модулю внешнее имя может 

стать общим, а общее внешним.  

Оба  типа  имен  надо  явно

 

указывать  в  тексте  модуля  с  помощью 

специальных  директив  EXTRN  (от  External)  и  PUBLIC.  Эти  директивы 

записываются  в  самом  начале  модуля  и  в  качестве  операндов  содержат 

списки общих или внешних имен, причем для внешних имен дополнительно 

указывается их тип. 

Пусть в модуле М1 требуется объявить общедоступную переменную Х 

и  общедоступную  константу  К.  Тогда  начальный  фрагмент  текста  модуля 

должен иметь следующий вид: 

      PUBLIC   X, K       ;  директива объявления общих имен 


background image

X   DB   1                      ; стандартное объявление переменной 

K   EQU   10                 ; стандартное объявление константы 

Если эти имена надо использовать в модуле М2, то их надо просто объявить 

как внешние и далее использовать в командах как свои собственные: 

EXTRN    X:BYTE,  K:ABS     ; директива объявления внешних имен 

 

………………… 

 

       MOV X, 0                 ; использование “чужой” переменной 

 

       MOV AX, K             ; использование “чужой” константы 

В  этом  примере  в  директиве  EXTRN  использованы  спецификаторы 

внешних  имен  BYTE  для  объявления  байтовой  переменной  и  ABS  для 

объявления константы. Кроме них можно использовать еще спецификаторы 

WORD и DWORD, назначение которых вполне очевидно. 

Пусть теперь в модуле M2 требуется объявить подпрограмму с именем 

Prog1  и  сделать  это  имя  общим,  т.е.  разрешить  обращаться  к  этой 

подпрограмме из других модулей. Фрагмент описания модуля М2: 

   PUBLIC    Prog1  ; объявление внешнего имени 

Prog1   PROC    FAR        ;  заголовок подпрограммы 

   Тело подпрограммы 

Prog1   ENDP 

 

В модуле М1 эту подпрограмму можно вызывать обычным образом, если имя 

Prog1 объявить внешним:  

EXTRN     Prog1:NEAR    ; объявление внешнего имени 
…………… 

  

CALL        Prog1              ; вызов внешней подпрограммы 
……………

 

Здесь  в  директиве  EXTRN  используется  спецификатор  NEAR,  который 

определяет  внешнее  имя  как  связь  по  управлению,  в  данном  случае  –  имя 

внешней  подпрограммы.  Кроме  спецификатора    NEAR  есть  еще 

спецификатор  FAR,  оба  они  “пришли”  из  старой  сегментной  модели 

организации памяти. 


background image

 

Сейчас описание обоих модулей можно собрать вместе. 

Модуль М1: 

EXTRN   Prog1:NEAR   ; 

PUBLIC  X, K                 ; 

……………. 

X       DB   1 

K       EQU   10 

……………. 

CALL    Prog1 

…………… 

END 

 

Модуль М2: 

   EXTRN   X:BYTE,  K:ABS      

   PUBLIC   

Prog1  

 

   …………… 

Prog1   PROC    FAR         

   Тело подпрограммы 

Prog1   ENDP 

   …………… 

   MOV X, 0                 ; использование “чужой” переменной 

   MOV AX, K             ; использование “чужой” константы 

   …………… 

  END 

 

Директивы  описания  внешних  и  общих  имен  используются  при 

ассемблировании  исходных  модулей  и  создании  выходных  объектных 

модулей.  Сохраняемая  в  объектном  файле  информация  о  внешних  и  общих 

именах  используется  компоновщиком  для  обработки  перекрестных  связей 


background image

между  модулями.  Только  компоновщик  может  установить  окончательное 

соответствие между внешними и общими именами разных модулей.  

 

Необходимость  использования  внешних  имен  возникает  при 

разработке  ассемблерных  программ  для  операционной  системы  Windows. 

Как  известно,  для  доступа  к  ресурсам  вычислительной  системы  Windows 

предоставляет огромный (более 2000) набор системных функций под общим 

названием Win32 API. Эти функции могут использоваться и в ассемблерных 

программах,  и  в  этом  случае  имена  всех  используемых  функций  должны 

быть  объявлены  в  начале  программы  как  внешние  с  помощью  директивы 

EXTRN и спецификатора NEAR: 

EXTRN      имя_API:NEAR 

Если API-функция использует входные параметры, то они передаются 

через  стек,  причем  сначала  в  стек  заносится  последний  параметр,  потом 

предпоследний, и т.д., т.е. на вершине будет первый параметр. Большинство 

параметров – двойные слова (4 байта), поэтому работа со стеком идет именно 

двойными словами. 

В  качестве  примера  рассмотрим  простейшую  консольную  программу, 

которая  лишь  выводит  текст  в  заголовок  консольного  окна.  Для  ее 

реализации необходимы 3 API-функции: 

  AlloсConsole для создания консоли (параметров нет) 

  SetConsoleTitleA  для  вывода  текста  в  заголовок  окна  консоли;  имеет 

один параметр - адрес нуль-терминированной строки с текстом 

  ExitProcess  для  завершения  процесса;  имеет  один  параметр  –  код 

завершения (0 если нормальное завершение) 

Текст программы: 

EXTRN    AlloсConsole: NEAR 

EXTRN    SetConsoleTitleA: NEAR 

EXTRN    ExitProcess: NEAR 

.DATA          ; начало данных с помощью специальной директивы