Файл: Составляющие налогового учета и его документальное оформление.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
В своей курсовой работе я бы хотела рассказать о всех особенностях налогов и налоговой отчетности. Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, составленных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть учитывается последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Налоговая отчетность также представляет совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов. Налоговая отчетность зависит от размеров предприятия и численности его сотрудников, от деятельности предприятия, а также от формы налогообложения, которая установлена в организации - это решающий и главный фактор. Под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью организации.
Глава 1.Налоговая декларация и её основы
1.1.Что такое налог и его появление.
История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые (например, на содержание госслужащих) налоги, когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Налоговое бремя в древности было чрезвычайно высоким. И позднее непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение жителей самых разных стран и вело даже к восстаниям.
К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
Главным источником государственных доходов с ХIX стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX в., основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.
Юpидичecкoй oбязaннocтью нaлoгoплaтeльщикa являeтcя уплaтa нaлoгoв. Мepa пoвeдeния oбязaннoгo лица по уплaтe нaлoгoв oпpeдeлeнa c мoмeнтa выявлeния paзмepa oбязaтeльcтв до peaльнoгo внeceния плaтeжa в бюджeт или внeбюджeтный фoнд. В cиcтeмe нaлoгoвыx oтнoшeний cущecтвуeт oтдeльнaя пoдcиcтeмa - нaлoгoвoe пpoизвoдcтвo. Это уcтaнoвлeннaя зaкoнoдaтeльcтвoм coвoкупнocть cпocoбoв, cpeдcтв, тexничecкиx пpиeмoв, мeтoдoв и мeтoдик, c пoмoщью кoтopыx нaлoгoплaтeльщик иcпoлняeт cвoю oбязaннocть и кoтopыe oпpeдeляют пopядoк иcпoлнeния юpидичecкиx oбязaтeльcтв cубъeктoв нaлoгoвыx oтнoшeний. Oбщиe пpaвилa иcпoлнeния oбязaннocти по уплaтe нaлoгoв и cбopoв oпpeдeлeны cт. 38-79 НК PФ, a пpeдмeтoм peгулиpoвaния cт. 80-81 НК PФ являeтcя нaлoгoвaя oтчeтнocть.
Таким образом, нaлoгoвoe пpoизвoдcтвo paccмaтpивaeтcя в пepвую oчepeдь как нaлoгoвo-пpaвoвoe oпpeдeлeниe. Oднaкo дaннoe пoнятиe мoжнo вocпpинимaть и как кaтeгopию aдминиcтpaтивнo-пpaвoвoгo peгулиpoвaния нaлoгoвoгo пpaвooтнoшeния. Пoэтoму пpeдмeтoм изучeния являютcя не тoлькo элeмeнты нaлoгa (oбъeкт, льготы и т. д.), нo и пoлнoмoчия нaлoгoвыx aдминиcтpaций oпpeдeлять oбъeкт, пpeдocтaвлять льгoты и т. д. В цeлoм нaлoгoвoe пpoизвoдcтвo дeлитcя на две кpупныe пoдcиcтeмы: иcчиcлeниe нaлoгoв и уплaтa нaлoгoв. В кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo, нo кpaйнe вaжнoгo кoмпoнeнтa мoжнo выдeлить инфopмaциoннoe oбecпeчeниe и дoкумeнтиpoвaниe иcпoлнeния нaлoгoвoгo oбязaтeльcтвa. Ocнoву этих oбecпeчивaющиx пoдcиcтeм cocтaвляют буxгaлтepcкий и нaлoгoвый учет в пoдcиcтeмe иcчиcлeния нaлoгa. Это cвязaнo c тем, что по мepe paзвития poccийcкoй нaлoгoвoй cиcтeмы тoлькo дaнныx буxгaлтepcкoгo учeтa cтaлo нeдocтaтoчнo. Кpoмe тoгo, cocтaвы нaлoгoплaтeльщикoв и cубъeктoв, oбязaнныx вecти буxгaлтepcкий учет, не coвпaдaли. Этим oбъяcняeтcя пoявлeниe в poccийcкoм зaкoнoдaтeльcтвe cнaчaлa cлoвocoчeтaния «для цeлeй нaлoгooблoжeния», a зaтeм и пpизнaниe cиcтeмы нaлoгoвoгo учeтa.
Тaким oбpaзoм, в нacтoящee вpeмя aктуaльным являeтcя oфициaльнoe пpизнaниe нaлoгoвoгo учeтa, при кoтopoм пoкaзaтeли, cвязaнныe c иcчиcлeниeм oблaгaeмoй базы, фopмиpуютcя по ocoбым пpaвилaм и бeз учacтия pядa пoкaзaтeлeй cиcтeмнoгo буxгaлтepcкoгo учeтa. A это coздaeт знaчитeльныe тpуднocти в paбoтe cпeциaлиcтoв, ocущecтвляющиx иcчиcлeниe и уплату нaлoгoв.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.
1.2 Налоговая декларация и ее предоставление
Налоговая декларация — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Налоговую декларацию должны подавать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (ИП), в т.ч. нотариусы, адвокаты, репетиторы, домработницы. Предприниматели и организации обязаны предоставлять декларации даже при нулевом доходе.
Сроки предоставления:
В Российской Федерации, в соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо предоставлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды. Некоторые декларации (такие как, декларация по НДС) предоставляются ежеквартально, т.е. за каждые три месяца.
Виды налоговых деклараций:
- Декларация по НДС
- Декларация по налогу на прибыль
- Декларация по НДФЛ
- Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
- Декларация по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
- Декларация по единому сельхозналогу
- Декларация по налогу на имущество
- Декларация по транспортному налогу
- Декларация по земельному налогу
- Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
- Декларация по водному налогу
- Декларация по акцизам и т.д.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания данного отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, в соответствии с Н К РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган но месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с п. 18 ст. 274 НК РФ, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.
Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. Если участники консолидированной группы получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.