Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Складской учет» (ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «СКЛАДСКОЙ УЧЕТ»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА «СКЛАДСКОЙ УЧЕТ»
Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2 Выбор средств для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Глава 2. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СКЛАДСКОГО УЧЕТА
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процесса «Складской учет»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что правильная и рациональная организация складского учета имеет большое значение для деятельности компании. Складской учет обеспечивает не только сохранность товаров и отсутствие их потерь, но также создают удобства для их правильной и быстрой подготовки к продаже.
Деятельность работников в компании требует слаженности действий отдельных исполнителей, возможность которых задается регламентом. «Слаженность» применительно к процессу означает, что:
- исполнители нацелены на достижение определенных результатов, совокупность которых, в свою очередь, приводит к достижению цели регламентируемого процесса;
- действия исполнителей синхронизированы;
- единство процесса не нарушается, когда управление переходит от работника к работнику и из подразделения в подразделение.
Слаженность достигается, прежде всего, за счет единого для всех исполнителей поля понятий, согласованных требований к входам и выходам подпроцессов, временнoй или событийной синхронизации действий, доступности информации о ходе процесса.
Основной смысл регламентации: донести до исполнителя в простой и доступной форме как должна осуществляться последовательность действий, которую следует выполнить в определенной ситуации для достижения желаемого результата. Основная цель регламентации – задать правила выполнения деятельности.
В регламенте деятельности нуждаются все бизнес-процессы компании. В настоящей работе объектом исследования является регламентация процесса «Складской учет».
Регламентация процесса «Складской учет» заключается в определении порядка и последовательности выполнения операций с товарами и документами исполнителями и установлении норм и правил для их выполнения. Складской учет в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT», магазине по продаже компьютерной и оргтехники, сопутствующих товаров, комплектующих и расходных материалов (далее компьютерном салоне-магазине «Demo-NT») осуществляется в отсутствие регламентов работы, что означает выполнение обязанностей исполнителями в соответствии с собственными представлениями о том, что надо, а что не надо делать.
Предмет исследования: процесс «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
Цель исследования: разработать и обосновать регламент выполнения процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
Задачи:
- Представить описание предметной области исследования.
- Обосновать выбор средств для моделирования бизнес-процессов складского учета в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
- Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
Методы исследования: анализ специальной литературы, сбор и обработка исходных данных, интервьюирование, наблюдение, моделирование, проектирование.
Практическая значимость исследования: в итоге планируется создать регламент процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
Глава 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА «СКЛАДСКОЙ УЧЕТ»
Описание предметной области. Постановка задачи.
Предметной областью настоящей курсовой работы является складской учет в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT». Складирование соответствующих товаров осуществляется в специально отведенной зоне торгового зала (специальное помещение отсутствует). Складской учет связан с движением материальных и информационных потоков. Первые представлены движением товара от поставщиков на склад (специально отведенная зона торгового зала) или со склада к покупателям, а информационные потоки представлены документацией, необходимой для этих операций. [4]
Представим предметную область исследования в ER-диаграмме (Entity-Relationship Diagrams «сущность-связь»), в которой будут отражены: список сущностей предметной области, список атрибутов сущностей и описание взаимосвязей между сущностями (на основе нотации Питера Чена). [5]
Таблица 1. Основные понятия ER-диаграммы (нотация П.Чена)
Элементы ER-диаграммы |
Способ выражения |
Способ изображения |
список сущностей |
Наименование, выраженное существительным в единственном числе |
|
список атрибутов сущностей |
данные, описывающие свойства сущности |
Атрибуты перечисляются в пределах эллипса. Ключевые атрибуты отображаются на диаграмме подчеркиванием. |
описание взаимосвязей между сущностями |
Наименование, выраженное в глагольной форме: «доставляет», «принимает» и т.п. |
При проектировании модели предметной области – процесса складского учета в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» – выделены сущности «Приемка товара», «Размещение товара на складе», «Хранение товара на складе» и «Отпуск товаров для продажи».
Рисунок 1. ER-диаграмма «Складской учет»
компьютерного салона-магазина «Demo-NT»
Из диаграммы видно, что сущности складского учета состоят из 4-х бизнес-процессов (приемка товара, учет и размещение товара на складе, хранение товара, отпуск товаров для продажи), к которым имеют отношение 4 работника с совмещенными обязанностями: экспедитор-грузчик (доставляет товары и разгружает машину); заведующий складом-оператор (принимает товары и регистрирует их в книге учета); кладовщик-контролер (размещает товары на складе, обеспечивает условия их хранения и подготавливает товары к продаже); продавец-консультант-кассир (осуществляет продажу). Работники действуют на основании документов, составляющих базу данных по складскому учету компьютерного салона-магазина «Demo-NT». Представим каждую сущность в форме отдельной таблицы как источника исходных данных для разработки регламента выполнения процесса «Складской учет».
Таблица 2. Приемка товара
Операции |
Исходные данные |
Документы |
|||
Необходимые |
Отсутствующие |
имеется |
должно быть |
||
Получить по справочникам |
Получить путем анализа |
||||
разгрузка транспортных средств |
Правила приемки товаров, установленные соответствующими нормативными документами и договором поставки |
Инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997) |
Действия по обеспечению точного определение количества поступивших товаров |
Путевой лист Приходная накладная Регистрация в книге учета входящих документов (накладных) |
Счет-фактура Спецификации Описи Упаковочные ярлыки |
перемещение товаров на участок приемки |
Акт о фактическом наличии товаров (в случае недостачи) |
||||
распаковка и осмотр состояния поступивших товаров |
Правила осмотра состояния поступивших товаров |
Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997) |
Действия исполнителей по сверке качества и комплектность поставленных товаров с сопроводительными документами |
Приходная накладная |
Технические паспорта Сертификаты Счет-фактура Спецификации |
Таблица 3. Размещение товаров на складе
Операции |
Исходные данные |
Документы |
|||
Необходимые |
Отсутствующие |
имеется |
должно быть |
||
Получить по справочникам |
Получить путем анализа |
||||
доставка товаров в зону хранения |
Каталоги товаров с описанием массогабаритных характеристик |
Квалификационный справочник должностей служащих (заведующий складом, кладовщик) |
Соблюдение исполнителями рациональной схемы размещения товаров |
План размещения товаров |
|
размещение товаров на стеллажах, принадлежащих к определенным товарным группам |
План расположения стеллажей на складе с маркировкой под определенный товар |
Правила и условия хранения и компьютерной и оргтехники |
Действия исполнителей в соответствии с закреплением за товарами постоянных мест хранения |
Приходная накладная |
|
размещение товаров на полках стеллажей |
Таблица 4. Хранение товаров на складе
Операции |
Исходные данные |
Документы |
|||
Необходимые |
Отсутствующие |
имеется |
должно быть |
||
Получить по справочникам |
Получить путем анализа |
||||
создание оптимальных условий хранения товаров с учетом их характеристик |
Система регламентации и управления функций работников склада |
Квалификационный справочник должностей служащих (заведующий складом, кладовщик) |
Действия исполнителей по поддержанию оптимальных условий хранения товаров |
Памятка по условиям хранения товаров |
|
наблюдение за товарами в процессе хранения |
Технологические нормы соблюдения условий хранения |
Правила противопожарной безопасности |
Соблюдение правил противопожарной безопасности |
Отметка в журнале противопожарной безопасности |
|
текущий уход в процессе хранения |
Предохранение товаров от повреждений |
Действия исполнителей по поддержанию оптимальных условий хранения товаров |
Журнал учета товаров, находящихся на хранении |
Таблица 5. Отпуск товаров для продажи
Операции |
Исходные данные |
Документы |
|||
Необходимые |
Отсутствующие |
имеется |
должно быть |
||
Получить по справочникам |
Получить путем анализа |
||||
отбор товаров с мест хранения |
Чек на оплату товара |
План расположения стеллажей на складе, отбор товара со стеллажей |
Доступность товаров в местах хранения |
Расходная накладная |
Регистрация в книге учета факта отпуска товара |
комплектование товаров в соответствии с заказами покупателей |
Действия по подбору необходимого товара согласно расходной накладной-чеку. |
Чек на оплату товара |
|||
упаковка товаров |
Соответствие упаковки товару, который пойдет на продажу (одинаковый логотип на упаковке и товаре) |
Упаковочный лист |
Анализ исходных данных в представленной практике процесса «Складской учет» в форме ER-диаграммы и четырех таблиц позволяет определить уровень выполнения процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» как нулевой: документы отсутствуют, правила исполнения и взаимодействия складываются исключительно из практики и закреплены повторяемостью действий. [1]
Такая организация складского учета является устоявшейся, благодаря многолетней работе сотрудников в данном составе. В отсутствии документально оформленного регламента выполнения процесса «Складской учет» существуют определенные риски:
- при уходе из организации ключевых специалистов процессы перестанут стабильно выполняться, возникнут проблемы с клиентами, возрастут затраты;
- увеличение времени на поиск нужного товара в условиях безадресного (непостоянного) места хранения;
- неоприходованный товар по причине нарушения сроков сверки наличного товара и зафиксированного в накладной приведет к потере прибыли.
Зафиксированные риски, причиной которых служит отсутствие регламента в форме документа по выполнению процесса «Складской учет», являются дальнейшей основой для постановки задачи по разработке документирования бизнес-процессов. Весь технологический процесс с момента поступления товаров до момента отпуска товаров для продажи разделен на бизнес-процессы, представляющих собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы.