Файл: Государственный кредит (Сущность и значение государственного кредита).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Управление государственным кредитом
1.4 Правовое регулирование государственного кредита
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Управление государственным долгом
Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.
В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности.
Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня - муниципальный долг.
В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг».
Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.
На основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде:
1. Общественный долг
2. Частный долг
3. Суверенный долг
4. Субсуверенный долг
5. Муниципальный долг
Весь долг в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:
1) государственный долг (долг центрального правительства);
2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);
3) долг нефинансовых организаций.
В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйств. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.
Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.
В мировой практике определено оптимальное соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее и без очевидных проблем государство может использовать займы для финансирования своих расходов.
В случае отрицательного роста образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и возможности привлечения новых займов.
Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.
Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.
Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики.
В современной экономической науке выделено четыре основные концепции сбалансированности бюджета и государственного долга:
1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;
2) теория автоматически стабилизирующейся экономической политики. Также предполагается балансировка на протяжении всего экономического цикла, но с использованием встроенных стабилизаторов;
3) теория компенсирующегося бюджета. Здесь обосновывается невозможность ухода от дефицита бюджета и отказа от государственных заимствований для стран, находящихся в постоянно растущей стагнации.
Государственный долг-это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период.
Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов. Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям.
2.2 Состав государственного долга
Государственный кредит имеет следующие формы: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. Гарантированные займы федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Федерации либо хозяйствующими субъектами, выступают в форме условного государственного долга.
Различают капитальный государственный долг и текущий.
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года), т. е. непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный долг субъектов Федерации.
Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций в пользу указанных кредиторов;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов.
Государственный долг субъекта Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта.
Государственный долг субъекта Федерации может включать долговые обязательства в форме:
• государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта на основе принятых законов субъекта;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
Долговые обязательства РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями займов и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
• займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
• договора о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
2.3 Управление государственным долгом
Значительный рост государственных заимствований в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры платежного баланса и т. д. обусловливает необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных.
Понятие и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Однако представляется целесообразным определение управления государственным долгом с позиций макро- и микроуровне.
Под управлением государственным долгом с учетом макроуровне понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. В этом случае управление задолженностью является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и заключается в:
• формировании политики своевременного погашения государственного долга;
• определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
• установлении возможности и целесообразности финансирования за счет средств государственного кредита общегосударственных социально-экономических программ.
В процессе управления государственным долгом можно выделить такие функциональные элементы, как:
• непосредственное управление, включающее определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а также установление порядка привлечения иностранных кредитов;
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга. Таким образом, регулирование государственной задолженности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др. уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования: законодательная база, технические характеристики долговых обязательств (доходность, сроки обращения и т. п.), или регулирование происходит косвенно, за счет воздействия на макро- и микроэкономические рычаги управления народным хозяйством. От методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.
К основным методам государственного регулирования относятся:
1) конверсия - изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
2) консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов;
3) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по государственному долгу в целом).
Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.
В практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пере смотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.
Важную роль в данном случае приобретают переговоры (равно как и организации, в рамках которых они проходят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, рефинансированию) внешнего долга. К обсуждению проблемы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинансирования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.
В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга, т. е. переноса на более поздние сроки (10 лет и более) платежей по долгу, приходящихся на какой-то короткий, как правило 2-3 года, период. Это избавляет должников от необходимости ежегодно вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения.
Расширилась практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм.
Таким образом, управление государственным внешним долгом в вопросах отсрочки, переноса платежей и т. п. требует значительных усилий не только со стороны правительства и финансовых органов государства, но и со стороны дипломатических служб.
Важным элементом управления государственным долгом является определение условий новых займов - безоблигационных межправительственных, с международными финансовыми организациями, а также внутренних займов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. Новые займы, будучи получены или предоставлены, станут привлекательными для всех субъектов кредитных соглашений, если будут учтены уровень доходности старых займов и сроки их погашения, инфляционные процессы, состояние денежного обращения и экономики в целом.