Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Значение нотариата в обеспечении прав и интересов гражданина

В настоящее время профессиональная деятельность нотариусов России осуществляется согласно Основам за­конодательства Российской Федерации о нотариате, принятым еще в 1993 году, когда сложно было оценить вос­требованность нотариата в формирующихся новых экономических и социальных отношениях. За прошедшие го­ды Основы значительно устарели, кроме того, нотариат на законодательном уровне постепенно вытеснялся из сферы гражданского оборота. В последнее время государственные ведомства активно переходят на электронный документооборот и все реже спрашивают у граждан нотариально заверенные справки или доверенности, которые до сих пор составляли основную массу нотариальных действий. В 2018 году количество нотариальных действий по сравнению с 20117 годом сократилось на 7,15%, а за последние пять лет с 2015 года - почти на 30% [25].

Однако все более очевидным становится тот факт, что никто не сможет заменить нотариат по многим вопросам правового сопровождения в сфере гражданских правоотношений, что без повышения роли нота­риусов в жизни общества невозможно выстроить систему эффективной правовой защиты граждан. Поэто­му правительство РФ и Федеральная нотариальная палата в последние годы приступили к масштабному реформированию отечественного нотариата, главными целями которого являются повышение роли и пра­вового статуса нотариусов в сфере гражданского оборота, а также значительное усиление ответственности нотариусов за совершаемые ими действия.

В рамках реализации этой реформы 2 октября 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный за­кон № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные ® Диева М. Г., 2014 акты» , который определяет порядок создания и функционирования Единой информационной системы но­тариата (ЕИСН). Эта система предназначена для автоматизации сбора сведений о совершении нотариальных действий всеми нотариусами страны. Она включает в себя следующие электронные реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об их отмене; удостоверенных доверенностей и уведомлений об их отмене; откры­тых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества.


Данный закон вступил в силу с 10 января 2014 года. Он позволит повысить качество нотариальных услуг, прозрачность нотариальной деятельности, формировать достоверную и своевременную отчетность о нотариальных действиях. Это позволит обеспечить юридическую безопасность заключаемых гражданами сделок и упростит процедуру розыска наследниками завещаний, а также банковских вкладов наследодателя.

Одна из норм закона № 166-ФЗ (пункт 7 статьи 2) вступил в силу с 10 января 2015 года. Он гласит, что если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества ЕИСН отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения зало­женного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо считается добросовестным приобретателем. Иначе говоря, если зало­годержатель не зарегистрировал такое уведомление в ЕИСН, то он не сможет истребовать имущество из владения нового собственника. Таким образом, здесь нотариат станет эффективным инструментом борьбы с мошенничеством, распространенным главным образом в сфере купли-продажи транспортных средств.

На следующем этапе реформы отечественного нотариата, после принятия нового закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ и внесения поправок в Гражданский кодекс РФ о формах нотариально­правового регулирования гражданского оборота, роль нотариусов в обеспечении прав и законных интересов граждан должна возрасти еще больше. Одной из острейших и криминогенных проблем гражданского оборо­та являются сделки с недвижимостью. В 1995 году, с принятием Гражданского кодекса РФ, государство от­казалось от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Отсутствие правовой экспертизы сделок с недвижимым имуществом граждан приводит к многочисленным фактам противоправ­ных действий со стороны «черных» риелторов, жертвами которых становятся социально незащищенные граждане. Весьма распространенным стало явление рейдерских захватов предприятий, находящихся в соб­ственности отдельных граждан или акционерных обществ.

В декабря 2012 года Госдума РФ рассмотрела первый блок поправок к проекту новой редакции Граж­данского кодекса РФ. Из новой редакции была исключена статья об обязательном нотариальном удостове­рении сделок с недвижимостью, поскольку проект нового закона о нотариате не был вовремя внесен в Гос­думу РФ и отсутствовали предложения о возможных тарифах за нотариальное удостоверение сделок. Было решено вернуться к рассмотрению этого вопроса при обсуждении проекта нового закона о нотариате.


Проект нового закона о нотариате и нотариальной деятельности обсуждается уже несколько лет. Однако все предыдущие версии этого закона подвергались серьезной критике, поэтому Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой подготовило в декабре 2012 года обновленный с учетом прежде высказанных замечаний проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее - Проект). Это дает основания надеяться, что данная версия Проекта ока­жется завершающей и будет принята Госдумой РФ. Готовящийся закон о нотариате и нотариальной деятель­ности призван устранить устаревшие и неактуальные положения о нотариате, усилить требования к квалифи­кации и профессиональной ответственности нотариусов. Он направлен на переход к более активной модели нотариата, не ограничивающейся возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. Перед но­тариатом ставится задача оказывать комплексную юридическую помощь участникам гражданского оборота, с наличием полномочий по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия и проверки достоверности всех фактов и обстоятельств. Расширение полномочий нотариата позволит ему лучше обеспечивать права и законные интересы граждан. [22]

25 июля 2013 года в Правительстве РФ состоялось совещание под председательством Д Медведева, посвя­щенное вопросам совершенствования законодательства о нотариате. Учитывая социальную значимость правового регулирования нотариальной деятельности, впервые этот вопрос был вынесен на столь высокий уровень. Основ­ным предметом дискуссии стали вышеуказанный Проект федерального закона, а также вопрос об участии нота­риата в гражданском обороте с возвращением компетенции в сфере недвижимости. По итогам совещания приня­то решение о необходимости принятия данного Проекта. Было решено провести эксперимент по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью в каждом федеральном округе, определив в нем по од­ному субъекту. Кроме того, принято решение внести в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменения, направленные на введение упрощенного порядка реги­страции сделок по нотариально удостоверенным договорам, предусмотрев сокращение срока регистрации.

17 сентября 2013 года Министерство юстиции РФ вынесло Проект на общественное обсуждение на сайте www.regulation.gov.ru до 1 ноября 2013 года Доработанный с учетом замечаний специалистов и экспер­тов Проект будет передан в Госдуму РФ для рассмотрения на весенней сессии 2014 года. В случае принятия Проекта многие его положения могут вступить в силу уже с 1 июля 2014 года.


Общая часть Проекта содержит основные принципы организации и деятельности нотариата. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:

  1. формирование системы нотариата, построенной на принципах организационной самостоятельности и самофинансирования (ст. 3, 14). Впрочем, субъекты РФ при острой необходимости могут создавать за счет средств своего бюджета государственные нотариальные конторы;
  2. введение гарантий доступности нотариальных услуг для жителей труднодоступных и малонаселен­ных районов за счет нотариального сообщества (ст. 24);
  3. установление полной имущественной ответственности нотариуса за причиненный им вред участни­кам гражданского оборота. Выплата компенсаций гарантируется за счет средств индивидуального и коллек­тивного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов, а при недостаточности этих средств - за счет Гарантийной кассы нотариата (ст. 35);
  4. установление презумпции законности и достоверности нотариальных актов (ст. 16). Таким образом, нотариально заверенные документы будут являться для суда и следствия полноценными доказательствами, не нуждающимися в дополнительных проверках. Однако презумпция законности и достоверности нотари­ального акта не исключает для гражданина возможности оспаривания в суде;
  5. установление обязательности и исполнительной силы нотариальных актов (ст. 15, 17). Придание ис­полнительной силы нотариальным документам может значительно разгрузить суды от мелких дел по выплате алиментов, обращения взыскания на заложенное имущество и по ряду других позиций гражданского оборота.

Принципиальным новшеством Проекта является появление развернутой процессуальной части, опреде­ляющей порядок и последовательность действий нотариуса при оказании нотариальных услуг. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:

  1. широкое внедрение элементов электронного нотариата, предполагающего постепенный переход к оформ­лению, фиксации и хранению нотариальных актов в электронной форме (ст. 174);
  2. использование современных информационных технологий в нотариальной деятельности: использова­ние аудио- и видеозаписей в нотариальном производстве, регистрация нотариальных действий в Едином ре­естре нотариальных действий и др. (ст. 124, 175);
  3. введение новых видов нотариальных действий, обеспечивающих современный гражданский оборот и потребности участников экономической деятельности: удостоверение досудебных медиативных соглашений, ведение дел хозяйственных партнерств и инвестиционных товариществ, передача запросов в Центральный каталог кредитных историй, направление уведомлений об обращении взыскания на предмет залога и распре­деление сумм, вырученных от реализации заложенного имущества и др. (ст. 128);
  4. введение запрета на дополнительные сборы, в том числе за оказание правовых и технических услуг (ч. 2 ст. 297);
  5. полномочия по установлению общих правил определения и уплаты единых тарифов за совершение нотариальных действий передаются Правительству РФ, с оговоркой, что размеры нотариальных тарифов должны обеспечивать реализацию принципов самофинансирования нотариальной деятельности и доступно­сти нотариальных услуг для всех слоев населения (ч. 1 ст. 297).

Проект не предусматривает обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимостью. Однако при нотариальном удостоверении сделки с недвижимостью все хлопоты по сбору документов берет на себя нотариус, он же гарантирует юридическую чистоту сделки. Кроме того, при нотариально удостове­ренной сделке сокращается до трех рабочих дней срок регистрации прав, в том числе перехода прав на жи­лую недвижимость. Таким образом, государство не навязывает гражданам услуги нотариусов, но старается сделать их достаточно привлекательными, чтобы граждане охотней заверяли сделки.

2.3 Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе

На современном этапе является оче­видным тот факт, что институт российского нотариата как объект научного исследова­ния представляет собой феномен, требую­щий к себе пристального внимания отечест­венных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования дейст­вующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов но­тариальных действий.

В соответствии со ст. 1 Основ законо­дательства Российской Федерации о нота­риате (далее - Основы), российский нотари­ат призван обеспечивать, согласно Консти­туции Российской Федерации, конститу­циями (уставами) субъектов РФ, выше на­званными Основами, защиту прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмот­ренных законодательными актами нотари­альных действий от имени Российской Фе­дерации. Как видим, уже на законодатель­ном уровне заложены основы национальной концепции нотариата прежде всего как пра­возащитного института. Что касается нор­мативно-правовых актов субъектов РФ, ре­гулирующих нотариальную деятельность, то во многих из них нотариат характеризуется как институт гражданского общества. Пра­вовая деятельность отечественного нотариа­та обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, безусловно, имеет свои особенности, базируясь в боль­шей степени на своих собственных ориги­нальных основаниях, чем на общих с рома­но-германским правом признаках, несмотря на то, что российскую правовую систему ученые-цивилисты относят к романо­германской семье [16, С. 42].